На фоне современной политической картины и духовно-нравственного состояния как российского, так и западного общества актуальной выступает необходимость славянского единства. На эту тему мы беседуем с директором Института русской цивилизации, главным редактором газеты «Русский вестник» Олегом Анатольевичем Платоновым, недавно избранным Председателем президиума Всеславянского собора.
– Олег Анатольевич, в мае 2015 г. прошел XII Всеславянский собор. Какие вопросы на нем обсуждались? Видит ли наше государство для себя опору в единстве славян?
– Государство, к сожалению, пока отстранилось от нашей деятельности. Хотя стоит понимать, что стремительное расширение НАТО и Европейского союза на Восток несет большую угрозу безопасности России и всему славянскому миру.
Некогда славяне были единым народом, пока не начались столкновения с западными народами, стремящимися их потеснить. Большую часть нынешней Германии населяли славяне, в результате движения германских народов на запад, а точнее геноцида, которому были подвергнуты славянские племена, славяне отошли на север и на восток. Натиск германцев на Восток продолжался вплоть до XX века. Единый славянский народ разделился на несколько народов (сербы, болгары, поляки…). Некоторые славянские народы были уничтожены (как пруссы), некоторые подпали под влияние западных традиций. Развитие славян пошло разными путями, и только в XVIII–XIX веках они стали осознавать свое место, начали стремиться к объединению, ибо поняли, что в единстве наша сила.
К сожалению, часть элиты славянских народов была воспитана в западных университетах и ощущала себя в меньшей степени славянами, в большей – европейцами, поэтому и произошло резкое расхождение между коренными славянскими народами и теми, кто ими управлял.
Наиболее ясно и последовательно славянские идеи были высказаны на Всеславянском съезде 1867 г., куда съехались писатели, художники, музыканты от всех славянских народов. Тогда было принято решение стремиться к единству и славянской взаимности. В этом направлении очень много было сделано до 1914 г., но Первая мировая война разрушила все планы по объединению славян, значительная часть их снова попала под влияние Запада, и пропасть, которая была между коренными славянскими народами и их элитами, становилась все больше. Чувства славян значительно пробудились во время Второй мировой войны, когда возникло мощнейшее славянское движение, куда вошли даже страны, избегавшие славянского единства, к примеру Польша. Сразу после войны в планы Сталина входило объединение славянских народов в единую Славянскую Федерацию, которая могла бы изменить геополитическую карту мира. Но у этой идеи появились влиятельные враги.
По документам спецслужб можно проследить, что Запад вел провокационное противостояние созданию Славянской Федерации, для чего были внесены элементы разлада между отдельными представителями славянских элит. После смерти Сталина, при Хрущеве этот проект был оставлен. Все эти вопросы обсуждались и на майском съезде, нами было принято решение продолжить работу, которая велась славянами с 1867 г.
– Почему Балканские страны опирались на триединую Россию?
– XVII век, отмеченный католической агрессией, стал проверкой силы России, и она смогла тогда победить. Затем было нашествие Наполеона, стремившегося превратить Россию в часть своей империи. Далее Османская империя – дикая империя, которая все под себя подминала и подмяла многие славянские народы, в том числе на Балканах. Именно Россия в XIX веке встала на защиту балканских славян.
Нынешние турки и сегодня стоят на позициях неоосманизма, претендуя на Грецию и Балканы. На этом фоне мы понимаем, что освобождение славян от османского ига было более чем актуально и справедливо. Надо помнить, что самые мощные удары по Османской империи нанесла Россия. Уже в 1914 г. существовали договоры с Англией, Францией, что за победу над Германией Россия получает Босфор, Дарданеллы. Святая земля должна была стать внутренней губернией Российской империей. Государь и государыня уже приготовили священные сосуды и необходимую утварь для торжественной службы, которая должна была пройти в Софии Царьградской в Константинополе. Об этом можно прочитать в переписке царственных особ.
– Получается, сегодня, стремясь к объединению славян, мы просто вступаем в наследство, оставленное нам предками?
– На Всеславянском съезде в мае было принято решение создать союз Общественных объединений – Всеславянский союз, который будет работать на объединение и духовную взаимность всех славян. В первую очередь, помимо конференций, Славянских ходов (участники Славянского хода – 2007 привезли в столицу Заполярья – Мурманск – часть мощей святого праведного Феодора Ушакова. – Ред.), было решено подготовить и издать славянскую энциклопедию сначала на русском, потом на других языках. Всеславянский союз – это всемирное движение славянских народов за славянское единение и взаимность. Для продвижения этих идей необходима общеславянская энциклопедия.
– Этим сегодня занимается Институт русской цивилизации?
– Да, нами был составлен словник более чем из 800 персоналий, организаций, событий, понятий. В эти тома вошла информация о духовных и культурных, научных и экономических достижениях, полученных славянами на протяжении истории: о людях, внесших вклад в славянскую культуру, о самых высоких достижениях славян в разных областях, о направлениях славянской мысли, о главных славянских понятиях, о территориях, государствах и народах, учитывая, что некоторые славянские народы не имеют своей государственности и существуют в составе других государств.
– Как объединение славян осуществимо на практике, учитывая сегодняшнюю ситуацию на Украине?
– До 1914 г. великороссы, малороссы и белорусы считались частью русского народа, и никто в серьез не поднимал вопрос о создании отдельного государства Украины или Белоруссии. Эта идея возникла незадолго до Первой мировой войны, в ней были заинтересованы Австро-Венгерская и Германская империи. Когда началась война, они сразу же сформировали штабы, где собрали разных отщепенцев – антирусски настроенных, чтобы из них создать руководителей будущих государств Украины и Белоруссии. Я работал с архивами спецслужб в ГАРФе, и сегодня каждый добросовестный историк может ознакомиться с этими документами и работой по разъединению триединого народа. Западные историки игнорируют эти документы и продолжают политику, начатую в начале XX века. Мы – единый народ, и нет у наших оппонентов доказательств, что народ Малороссии – это другой народ. У нас одна и та же генетическая общность.
– Кто подал вам идею создания Института русской цивилизации?
– Наш институт – творческое объединение православных ученых и специалистов, занимающихся вопросами русской истории и идеологии. На эту деятельность нас благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев; †1995). Тогда, в катастрофические для России 1990-е гг., когда рушилось государство, владыка сказал нам, что сейчас самое главное – не потерять духовное наследие, которое досталось нам от наших предков: наше православие, нашу Церковь. Это то, что может остановить разрушение. Он сформулировал мысль: нужно держаться заветов Святой Руси. Одну из книг, которую подарил мне митрополит Иоанн, он так и подписал: «Во умножение любви к Святой Руси». Это стало символом и лозунгом нашего института. И все, что мы делаем, делаем именно в этом направлении. Митрополит Иоанн говорил, что Святая Русь – это благодатное свойство русского народа, делающее его особым, но особым не в плане стремления к подавлению других народов, господства над ними и возвеличивания себя, но в подкрепление той реальности, что русскому народу и народам, которые он объединил вокруг себя, дана определенная миссия: бороться с мировым злом. И Россия всегда была первой страной, которая принимала на себя удары самых разрушительных сил, стремившихся господствовать над человечеством.
С XII и до XX века шел натиск на Восток (Drang nach Osten). И только Россия сумела остановить этот натиск, а в 1945 г. – уничтожить и предотвратить попытки Запада овладеть Россией военным путем. И Хазарский каганат, и псов-рыцарей, и Монгольскую империю, и католический натиск XVII века, и Наполеона, и Гитлера уничтожила именно Россия.
Митрополит Иоанн (Снычев) говорил, что нам необходимо подвести итоги накопленной славянами духовности. И сделать это – примерно как в XVI веке, во времена Иоанна Грозного, когда святитель митрополит Макарий создал знаменитые Четьи-Минеи. Это были частично богослужебные материалы, а в основном там содержались жития святых, научные трактаты того времени по психологии, истории, философии. Собрание русской духовности XVI века.
А сегодня перед нами встала задача подвести итоги славянской духовности, накопленной начиная от XVI до конца XX века. На сегодняшний день вышло 14 томов и 5 томов подготовлены к печати. Помимо энциклопедии нам необходимо издать все самые важные для нашего отечества книги – труды славянских мыслителей. И в значительной степени это нам удалось: издано более 160 книг классиков русской мысли, начиная от митрополита Илариона и Иоанна Грозного, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, далее – мыслители, славянофилы, почвенники, охранители, значение которых не понималось в XIX–XX веках, и до наших современников – Валентина Распутина, Василия Белова, Михаила Лобанова, Игоря Шафаревича.
Книги, изданные Институтом русской цивилизации
– Есть читательский интерес к этим книгам?
– У нас книги не лежат, они хорошо расходятся. Алексея Хомякова и Николая Данилевского выпустили три тиража.
– Олег Анатольевич, возможна ли, на ваш взгляд, сегодня симфония государства и Церкви?
– Государство может даже противостоять обществу, быть чуждым людям, а в единстве с Церковью оно совсем другое. Государство, придерживающееся христианских идеалов, рано или поздно должно слиться с Церковью. К этому нужно стремиться. Либо будет Армагеддон, либо наша жизнь продолжится в соборности. Соборность – это растворение человека в Православной Церкви, в православном государстве и в православном народе.
Беседу вела Ирина Ушакова