Преподобный Паисий Святогорец говорил, что человек, желающий стать святым, должен превратиться в «фабрику добрых помыслов», поскольку любая добродетель начинается в мыслях. Несколько проектов дистанционного образования, посвященных умению «хорошо мыслить», реализованы в 2018 г. под духовным попечением кандидата педагогических наук игумена Киприана (Ященко), руководителя Центра дополнительного образования Московской духовной академии.
Сознание определяет бытие
– Отец Киприан, расскажите, пожалуйста, как и почему возникла идея виртуальной «Фабрики добрых помыслов»?
– Предназначение всего нашего образования, вообще человека – это восстановление образа Божия, который присутствует в каждом из нас. Сам Господь дал этот образ Адаму и Еве, которые затем его потеряли. Но по каким «чертежам» его можно восстановить? Эти чертежи и есть учение святых отцов о добродетелях.
Добродетели – это свойства Божии, вечные качества. Всякий человек, который приобретает добродетели, становится преподобным – похожим на Бога, уподобляется Ему. Поэтому всякая педагогика, образование, в основе которых лежит воспитание добродетелей, касаются вечной жизни. Эта педагогика связана с главным предназначением человека – переходу от его падшего состояния, от падшей природы к естественной и даже к сверхъестественной. Никакая другая психология или педагогика таких задач не ставит. Почему? Потому что человек – существо духовное. И преображение человеческое происходит, прежде всего, по духу. А сущностью духовной жизни и главным ее результатом являются помыслы.
«Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя», – писал старец Фаддей Витовницкий. Как мы мыслим, так мы и живем. Если мы хотим изменить нашу жизнь, то должны изменить помыслы. Это полная противоположность материализму и марксизму-ленинизму: не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие.
Все спрашивают: как изменить жизнь? Все очень просто: надо изменить свое сознание.
– А как изменить сознание?
– Нужно начать с помыслов – это ключевой момент в нашем сознании. Помыслами являются не только мысли: это направленность, мотивация, желания, наш внутренний мир, который связан, конечно, с нашими мыслями, с умом. Ум – это царь, который повелевает душой. Без помыслов человек не может прожить ни минуты, ни секунды, у него постоянно возникают какие-то мысли. И главный вопрос: а куда наши помыслы нацелены? Куда они направлены – туда направлена и наша жизнь.
Один старец предложил своему послушнику, который жаловался, что не может остановить блудные помыслы: «А ты поднимись на гору и раскинь свою мантию». Тот поднялся, раскинул мантию. Возвращается, старец его спрашивает: «Ты смог мантией остановить ветер?» – «Нет». – «Так же и помыслы – остановить их невозможно». Помыслы – это такой сквозняк, ветер, который входит в нашу голову, проходит и выходит. И мы даже, бывает, не замечаем, что происходит: пришла мысль, я считаю, что она – моя. Но святые отцы говорят: если бы мы закрыли двери наших помыслов и получили духовное зрение, то удивились бы, сколько падших сил стараются проникнуть в наше сознание. И они попадают и действуют в нас.
Но, конечно, Бог благ, и Бог также общается с человеком с помощью помыслов. Добрые помыслы – это и есть язык Бога. Сродное прилепляется к сродному; если мы добрые помыслы принимаем, удерживаем, они не просто прилетают и улетают, а являются постоянными, то Господь за этими помыслами посылает и особую благодать, преображает нашу жизнь, изменяет наше бытие.
Но Бог не может дать помыслы насильно, если мы их не принимаем, не готовы их принять, а устремлены в другом направлении, можно сказать, повернулись спиной к Богу. Когда у нас все страстное, греховное, тяжкое – доброе становится неприемлемым, мы не в состоянии воспринимать общение с Богом.
Когда-то Адам общался с Богом каждый день, видел Его. И сейчас Бог ежедневно общается со всеми нами, без всяких различий. Правда, мы Его не видим, и в этом вся разница. Но так же, как Адам, мы можем собеседовать с Богом в своих мыслях. Свято место пусто не бывает. Если у нас есть добрые помыслы, тогда, как выражался святой Паисий, «на горячую сковородку мухи – помыслы злые – не садятся». Даже если бы и захотели бесы нас смутить – не смогли бы это сделать, подступить, им препятствует Благодать Божия.
Поэтому помыслы – это стержень, суть человеческой жизни. И святой Паисий Афонский говорил, что, если мы научимся творить добрые помыслы – весь мир у нас изменится, станет добрым и радостным.
Работа на фабрике добрых помыслов
С 21 мая по 2 июня 2018 г. на базе электронной платформы eLearning4G мы реализовали проект «Фабрика добрых помыслов преподобного Паисия Святогорца» – дистанционный образовательный курс, участниками которого стали 162 человека.
Ребята изучали христианские добродетели по трудам, житию святого Паисия, вели дневники добрых помыслов, недобрые помыслы исповедовали духовникам, и многие буквально через 3–4 дня после начала курса прислали сообщения: у них изменилось представление о мире. Из тяжкого, унылого, печального мир стал радостным. Те люди, которые доставляли множество огорчений, оказались очень даже неплохими. У некоторых участников программы изменилось отношение к себе: человек вдруг разглядел в себе что-то доброе, что у него есть от Бога те зачатки добродетелей, тот рай в душе, который по предназначению ему дано возделывать. Другие осознали зависимости, страсти, вошедшие в привычку, и начали борьбу с ними.
– Батюшка, но учение о трезвении, о различении помыслов – это скорее монашеская аскетика. Как применить ее к детям, к светской молодежи?
– Святой Паисий не считал, что это – монашеское, он говорил, что каждый человек в монастыре и без монастыря должен быть фабрикой, то есть производителем добрых помыслов. В этом, собственно, и состоит труд человека.
Конечно, требуется внимание к своему сердцу. И деткам это освоить даже легче, чем взрослым. Скажите малышам: «Вот, мы встали, умылись, давайте внимательно посмотрим в свое сердечко – оно радостное или грустное? Хочет сегодня весь день с Богом жить или чем-то омрачено? Или оно еще не проснулось?»
Общее правило – надо быть внимательным к тому, какие помыслы, желания входят в наше сердце. Сердце, душа – это монастырь, и человек должен быть как вратарник на входе, который смотрит: этот помысел – от Бога или нет?
– И как распознать: от Бога помысел или не от Бога?
– Святитель Афанасий Великий говорит, что все, что есть в мире доброе, – от Бога. А все, что недоброе, – не от Бога. Поэтому различать помыслы очень просто: все, что от Бога, – мирное, благоприятное, спокойное, тихое. А все, что не от Бога, – это печальное, гневливое, раздражительное, беспокойное, потрясающее душу. Если войти в навык различения помыслов, то человек сможет сразу, просто по духу, понимать: это нечистое или святое, беспокойное или мирное. Мы же интуитивно чувствуем людей, определяем дела, какие они, страстные или добрые.
– Предположим, ребенку пришла мысль: «хочу пятерку за контрольную». Или «хочу стать директором, когда вырасту». Это помысел добрый или недобрый?
– Ну что ж «заграждать уста вола молотящего»? Если он трудился – пусть имеет награду за свой труд.
– А если у человека тщеславный мотив?
– Тщеславие возникает уже потом. Может быть, когда ребенок заработает эту пятерку, она уже и не будет такой привлекательной. Если старшеклассник восхотел стать директором, я обычно беседую с ним: «Хорошо, давай представим, что ты уже директор. Что ты будешь делать как директор? Твоя мечта осуществилась, в чем твое счастье?» Пусть он сам поразмыслит. Ведь директор – это большая головная боль, это ответственность за людей, за предприятие. Надо думать на ход вперед – обо всех, кто трудится. Если директор не может ставить задачи перед людьми, перед собой, перед предприятием, то оно очень быстро разорится.
Действительно, многие люди, которые чего-то добивались, быстро разочаровывались в своей мечте. Я недавно встретил одного слушателя, который долгое время очень хотел быть священником, несмотря на некоторые вещи, которые не благоприятствовали его рукоположению. Но он так сильно желал, что наконец, можно сказать, добился своего – стал священником. И вот он ко мне подходит и говорит: «Батюшка, это же так тяжело… Если бы я знал, я бы никогда в это дело не пошел». А он – духовник в женском монастыре. Ему владыка говорит: «Терпи, без мытарств все равно в рай не попадешь».
Действительно, порой человек сам не представляет, чего желает, нужно ли это ему. Вот если бы у нас был критерий: а нужно это для Царства Небесного? Или же я получу какую-то суету, какой-то мираж, внешнюю активность, которая лучше меня не сделает, и я, может быть, растрачу и те немногие добродетели, которые имею?
У преподобного Паисия Святогорца есть такие слова, в которые трудно поверить: «Если бы вы постоянно задавали себе вопрос: те помыслы, которые у меня появляются, ведут в Царство Небесное или нет? Это полезно для спасения моей души? – и если бы вы на эти вопросы откровенно, от чистого сердца, отвечали, отбросив всю шелуху, свой так называемый имидж, свое тщеславие, – как перед Богом предстояли бы, – то уже через три дня были бы в Царствии Небесном, жили бы святой жизнью». Он же не шутит! Действительно, человек очень быстро может преобразиться.
Вечные ценности
Святой Паисий говорит, что, когда у нас душа отделится от тела, все мы будем в шоке. У нас было представление, что в земной жизни есть какое-то главное дело: книжку написать, директором стать, статус какой-то получить, замуж выйти, детей вырастить. «Предположим, – говорит Паисий, – вы все это исполнили, отдали долги. И это неплохо. Но приблизила ли вас эта деятельность к Царству Небесному?»
– Батюшка, а что приближает нас к Царству Небесному?
– Царство Небесное и успех в земном смысле не связаны: тут ты директор, а там это ничего не значит. В земной жизни можно заниматься чем угодно или почти чем угодно (естественно, не греховными делами) – пусть это будет работа, семья, отшельническая жизнь – главное при этом: чем наша душа наполнена? Какими помыслами? Каким произволением? Вот суть жизни.
Помните роман американской писательницы Элинор Портер «Поллианна» (1913)? Священник, умирая, научил дочку замечать хорошее в людях и событиях. Маленькая девочка этот навык усвоила и пронесла через всю жизнь. Это же не фантастика, это реальный случай. И это может произойти с каждым ребенком. Детям важно объяснить, что в каждом событии этой жизни, в любом человеке необходимо видеть доброе, Божественное, отблеск рая. И у детей откроется духовное зрение, и Господь им поможет.
Одни и те же события могут восприниматься совершенно по-разному. Новомученики сидели в тюрьме – и стали святыми. А рядом, на соседних нарах, находились уголовники, ели ту же самую баланду, ту же самую работу выполняли – внешне все одинаково, но люди жили совершенно в разных плоскостях: одни уже на земле находились в раю, а другие, может быть, в аду.
Одному все плохо, он все время мучается, куда бы его ни поместили, хоть в золотую ванну, хоть в роскошный особняк. А другой всегда радуется – несмотря ни на какие трудности…
Я освящал дома богатых, и меня всегда поражало, что это одни из самых несчастных людей. Парадоксально, всюду роскошь – то, о чем многие мечтают, считают земным счастьем, а они ссорятся. Даже тип мышления формируется какой-то примитивный, как компьютер, который все время выдает смету расходов: а что я с этого буду иметь?
Действительно, мы очень быстро привыкаем к благам земной жизни, возникает вопрос: что дальше? Без вечных ценностей жизнь теряет всякий смысл.
Добро «заразительно»
– Батюшка, то есть детям необходимо объяснить, что каждый человек – это образ Божий, а в каждом событии есть Промысл Божий. В чем состоит дальнейший педагогический процесс?
– Поллианне это объяснили, и она целый город сподвигла на добрые помыслы. Так и есть: духовное здоровье – заразительно. Если в коллективе появляется один добрый, радостный человек – всем вокруг веселее. И наоборот, один человек с раздражительными помыслами может отравить весь коллектив – вокруг тоже все начинают раздражаться, осуждать.
…Как-то пришел ко мне один прихожанин: «Батюшка, может, мне стать священником?» – «А почему ты так решил?» – «Мне все друзья говорят: у тебя такой дар, что с тобой хочется говорить, тебе хочется открыть душу. Стань священником – мы к тебе будем на исповедь ходить».
Действительно, есть люди добродетельные от рождения, обладают одним или несколькими добрыми качествами. Эти свойства передаются из рода в род, можно сказать, возникает целая порода людей добродетельных, к которым другие тянутся, вокруг которых объединяются, примиряются, радуются. И у них действительно позитивное мировоззрение: да все будет хорошо. Они все время думают о добром, стремятся к доброму и в конечном счете получают…
Есть наоборот, люди тревожные, у них все плохо, всех они подозревают, и это тоже может из рода в род передаваться.
Мой друг – святой
Я думаю, что в педагогическом плане добрые помыслы могут быть заложены еще в утробе матери. Очень важно, как начинается жизнь: зачатие ребенка должно быть с молитвой – не по пьянке, не в пост. Подлинное воспитание происходит в утробе матери. Если мы читаем Евангелие, если будущая мама творит добрые помыслы, пребывает в мире, не гневается, не раздражается – все это отливается в душе ребенка.
Как разнятся новорожденные дети, которых мы крестим, причащаем: один орет, как бесноватый, и никак не может остановиться, а другой улыбается, смотрит внимательно на тебя, Евангелие читаешь – он слушает.
…В воскресенье в храм «приходил» Ванечка – он на руках, младенец. Первым делом Ваня берет у меня крестик и целует. Он улыбается, тянется к кресту, в нем это заложено…
Таким образом, есть род, есть внутриутробное воспитание, и есть, конечно, обычное воспитание. Родители могут многое сделать для того, чтобы укрепить в маленьком человеке то хорошее, что есть в роду, что заложено в утробе матери.
– А если каких-то особых добрых качеств в роду нет?
– Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божие «в поте лица». Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза, и, повернувшись на 180º, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту».
То есть ребенка, который потрудился, не имея хорошей наследственности, Бог в три раза больше награждает благодатью, чем того, кто получил богатое «наследство». «Бедный» может быть выше человека, который воспользовался заслугами родителей, рода.
Воспитание не всегда происходит в благоприятных условиях.
По-настоящему благоприятные условия – это когда мы даем возможность ребенку, молодому человеку встретиться с Богом, побуждаем его, подталкиваем.
В этом году с 7 по 27 июля мы провели очередную студенческую экспедицию «Реконструкция жизни преподобного Паисия Святогорца» в Грецию и на Святую Гору Афон по местам жизни и духовных подвигов святого Паисия. Это уникальный образовательно-просветительский проект, направленный на приобщение молодежи к духовному опыту великого святого. Цель программы – подружиться со святым, открыть его как друга. И если это происходит, у нас появляется добрый товарищ, который сам достиг Царства Небесного и нас туда поведет.
– А чем отличается курс «Фабрики добрых помыслов» от западных психологических практик Карнеги, Берна и др.?
– Наш сумасшедший мир весь построен на манипуляциях, ролях, практиках. И если мы хотим быть успешными в этом манипуляционном мире – мы должны освоить ролевые игры, занять свое актерское положение или даже режиссировать. Но мы-то идем в Царство Небесное, у нас главная цель, чтобы человек приобрел добродетели, главная наша задача – чтобы ядро нашего сердца, нашей личности могло воспринять и удерживать благодать; нам необходимо выработать навык различения помыслов, внимания к ним.
Человек – не социальное животное, чтобы устроиться в этой жизни, пожить, а дальше умереть, и его закопают. Или он сам додумается до того, что эта жизнь бессмысленна, и ее нужно прекратить.
И хорошо бы создать такие педагогические лаборатории, или объединения, или рабочие группы, которые бы все напряжение, весь свой интеллект направили бы на то, чтобы помочь нашим детишкам подружиться с Богом, приобрести добродетели, расположить их к добрым помыслам.
…И хорошее настроение не покинет больше вас
– Отец Киприан, можно дать три совета родителям и педагогам: как помочь детям начать мыслить по-доброму?
– Первое: родители сами должны научиться мыслить по-доброму. А дети – как обезьянки: если мамаша по-доброму расположена, по-доброму воспринимает все обстоятельства, неурядицы, как-то их сглаживает, то и ребенок будет таким же. Иногда мы встречаем детей очень рассудительных, невозмутимых, которых вообще невозможно ничем расстроить.
Паисий Святогорец рассказывает, как однажды пришел к нему мальчик 2-го класса гимназии (6-го класса по российским меркам), постучался в келью. Ответил сам старец:
«– Это, – спрашивает мальчик, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий.
– Калива-то его, – отвечаю, – но самого Паисия нет – пошел купить сигареты.
– Видно, – с добрым помыслом ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу.
– Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду.
В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес:
– Как мы утомляем старца!
– А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?
– Хочу, – говорит, – взять у него благословение.
– Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю, как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится.
Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом».
Даже маленький ребенок может творить добрые помыслы. Но прежде я бы посоветовал делать это взрослым.
Второе: в умении творить добрые помыслы надо постоянно упражняться и укореняться. Должна быть добрая домашняя атмосфера, среда, которую создают и дети, и взрослые, и гости.
Помню, у меня был знакомый преподаватель удивительной доброты, к нему тянулись люди, он был кумиром тысячи студентов, студентки в него влюблялись, хотя он был в два раза их старше. Как-то я спросил его: «Анатолий, у тебя совсем не бывает плохого настроения?» Он отвечает: «Бывает, конечно». – «И что тогда?» – «Я, – говорит, – нахожу какого-нибудь доброго человека, начинаю с ним говорить, и у меня настроение меняется, а потом начинается цепная реакция. Я действительно как бы ставлю сознательную задачу – подбодрить человека добрым словом, добрым взглядом, передать ему какой-то добрый импульс».
Третий совет: хорошо бы подкреплять друг друга совместной молитвой, молитвенным предстоянием перед Богом, чтобы Сам Господь был участником педагогического процесса. Потому что умение творить добрые помыслы – от Бога, это не социальное явление.
Паисий Святогорец говорил, что если мы здесь, на земле, не стремились жить, как в раю, то и в вечности в раю не окажемся. Ничего удивительного не произойдет.
Адам каждый день непосредственно общался с Богом, и в этом общении получал все необходимое. Семья – это малая церковь, в которой также необходимо непрерывно собеседовать с Богом. У меня в памяти навсегда остался образ бабушки: вся ее жизнь, вся деятельность была предстоянием пред Богом. Она чистила картошку и говорила: «Господи, очисти мою душу грешную, как я очищаю эту картошку». Перед выходом на улицу: «Господи, помоги мне дойти до этого магазина, как до Царства Небесного». Мир горний и мир земной у нее соединялись воедино. Я был молод и не мог тогда этого осознать. Потом уже в святоотеческой литературе нашел, что это очень высокая степень духовной жизни. Фактически она жила святой жизнью и как бы искала земные опоры, чтобы соединяться с тем миром, в котором пребывала ее душа.
Записала Ольга Каменева
Фотографии Александра Слободина
Справка:
Очередная студенческая экспедиция «Реконструкция жизни преподобного Паисия Святогорца» в Грецию и на Святую Гору Афон по местам жизни и духовных подвигов святого Паисия была проведена с 7 по 27 июля 2018 г. Это уникальный образовательно-просветительский проект, направленный на приобщение молодежи к духовному опыту великого святого. Цель программы – подружиться со святым, открыть его как друга.