О евангельских притчах и кинопроповеди подростков в уловляющих их соцсетях говорят греческие и отечественные архипастыри, духовники, педагоги и миссионеры.
Кому адресовать кинопритчи?
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский НИКОЛАЙ (Хаджиниколау), Элладская Православная Церковь
Притча через уже известные нам образы и действия способна дать ощущение близости Бога к каждому из нас в этом мире.
Возникает вопрос: кому адресовать кинопритчи? Христианам ли – для укрепления их веры – или же просто хорошим добрым людям, чтобы помочь им прийти ко Христу? И тем и другим! И прежде всего тем, кто еще находится только в начале своего пути, для кого духовный поиск неизбежен, так как человек стоит на распутье между грехом и дорогой, ведущей к праведной жизни. Это дети, подростки, молодежь.
Доступным и понятным для молодых языком визуальных образов и символов кинопритч можно открыть им тайны духовной жизни, рассказать о возможности жить не только материальным.
Кинопритчи могут стать для школьников маяками в житейском море
Митрополит Тамасосский и Оринийский ИСАИЯ (Киккотис), Кипрская Православная Церковь
Кинопритчи могут помочь молодым авторам и зрителям задуматься над главным вопросом о смысле жизни. Притча не дает готовых ответов, она оставляет их открытыми, а ответ на пределе своего воплощения может быть реализован только в жизни самого зрителя.
В нашей Кипрской Церкви миссионерское общество имени апостола Варнавы выпускает короткометражные фильмы-притчи на основе житий святых. Эти картины монтируются так, что активными элементами в них являются поэзия и музыка. И такие короткометражки, применяемые на уроках в школе, действительно глубоко воздействуют на детей.
Кино ненавязчиво учит эстетически правильно воспринимать окружающую действительность. А если еще просмотр сопровождается критическим разбором с опытным педагогом – дети с удовольствием вовлекаются в этот воспитательный процесс. Короткометражные притчи очень подходят для школы. Кино является важной частью в консолидации поколений и в целом современного общества – посредством кино людьми усваивается язык образов, который становится языком общения человека с миром, личности с личностью, художника с аудиторией и т.д. Любое искусство – проводник идей. Пусть же кино будет проводником светлых нравственных идей! Кинопритчи могут стать для школьников маяками в житейском море. Так молодежь и сможет вернуться к богоугодной и спасительной жизни по Евангелию.
Крючок интереса
Игумен КИПРИАН (Ященко), пастырь-педагог, сопредседатель Оргкомитета кинофестиваля «Лучезарный Ангел», духовник экопоселения «Покров»
Все современные фильмы построены на эксплуатации греха. На чем строится обычно сюжет фильма? Кто-то кого-то убил или обидел, а дальше разворачивается сюжет мщения. Теоретик культуры Вячеслав Иванов выделял семь типов конфликтов, которые лежат в основе киносценариев, причем все они замешаны на той или иной страсти. Сегодня вся визуальная массовая индустрия – от кассовых фильмов до глянцевых многотиражек – основана на демонстрации нормы жить во грехе. А вот показать, что добродетель является нормой, – это уже более сложная художественная задача. Вот здесь идеально и подходит жанр притчи.
Внутренний мир современного подростка становится все более виртуален. Молодые люди живут сегодня какими-то иллюзорными переживаниями, острыми ощущениями. Человеку, который далек от Церкви, обязательно нужен какой-то занимательный острый сюжет. Люди отвыкли от простоты, отравлены какими-то дешевыми спецэффектами. И этот крючок интереса держит у экрана миллионы от мала до велика, как обезьян.
В Священном Писании говорится: в последние времена люди отойдут от Евангелия и будут больше верить басням. В лоб – честно и прямо – сейчас ничего по существу сказать нельзя, вот притча и нужна, чтобы облечь нравственное содержание в какую-то удобоваримую для современного зрителя увлекательную форму. Тем более если подростки сами будут снимать эти притчи, а потом распространять по своим же каналам соцсетей.
Притча – это золотая рыбка
Протоиерей Андрей ТКАЧЕВ, миссионер, публицист
Притчевое мышление – это умение видеть два мира одновременно. «Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь» (Прит. 20:12). Одну реальность ты видишь, а другую, по крайней мере, должен осознавать на слух через научение Слову Божию. «Вера от слышания» (Рим. 10:17). И вот ты связываешь эти два пласта и визуализируешь в притче. Все очень просто. Чему-то можно научиться у всякой вещи.
– Чему можно научиться у телефона? – спросит кто-то из вас.
– Да это же просто наглядное учение о молитве: говоришь здесь – слышно там; говорят там – слышно здесь! Вот вам и связь миров, которую надо реализовать в притче.
Вот вам надо снять кинопритчу. Что для этого нужно? Нужно, чтобы два мира были связаны в один рассказ. Это две половинки одного целого – это что надо чувствовать, приступая к работе. Вот у вас золотой хвостик и золотая голова – сложили – получилась рыбка. Притча – это золотая рыбка. Хвостик – это земная реальность, а голова – небесная реальность. Мы должны знать и то и другое, чтобы в краткой истории сложить эти составляющие и показать единство мира через простое назидание.
Притча о слепых, 1568 г.
Цель притчи – изобразить Истину, и киноязыком это сделать можно лучше всего
Преподаватель МДАИС и ВБК МПДА протоиерей Георгий КЛИМОВ
Чтобы притча подействовала, человеку мало просто догадываться о явлении, он должен спинным мозгом чувствовать, о чем тут идет речь. Например, когда рассказывают притчу о закваске, которую бросают в три меры муки, она мало что нам, далеким от практики хлебопечения, даст. А вот женщине, пекущей хлеб ежедневно, нечто откроется. Точно так же, как и рыбаку при рассказе о неводе, ловле и т.д.
Цель притчи – посредством образа, взятого из видимой природы или из круга человеческих действий, доступнее изобразить Истину. В наше время это лучше всего можно сделать с помощью киноязыка. Другая цель притчи – скрыть Истину от недостойных и неспособных воспринять ее. Притча не совершает духовного насилия над свободной волей человека. Рассказываемая, она подается как нейтральная, и задача человека – только запомнить притчу. Христос мог бы проще поступать: не притчи рассказывать, а в лоб говорить фарисеям: «Будете жариться на сковородке, если не сделаете то-то». Но это уже духовное насилие. Христос так не поступает. Притча просто запоминается, а потом человеку вдруг открывается скрытый в ней духовный закон.
Для нас новозаветные притчи звучат как нечто легендарное, например: «вытащил невод». А что такое невод? – спросите вы, – как его тянуть? и т.д. Можно ли сейчас говорить притчами? Конечно, можно. Я часто вспоминаю притчу, рассказанную мне одним знакомым священником, к которому подошли с таким же вопросом. Священник нашелся быстро, он спросил того, кто к нему обратился:
– Кем работаешь?
Когда мы снимаем кинопритчу, тут сразу должна идти апелляция к тому опыту, который наш потенциальный зритель имеет в жизни. Тогда есть шанс, что притча сработает.
– В автосервисе, – последовал ответ.
Священник дальше спрашивает:
– А у тебя самого машина есть?
– Есть.
– Какая?
– «Жигули».
Священник продолжает:
– Очень хорошо. Вот представь, что ты едешь на «жигулях» по дороге, а тебя на большой скорости обгоняет огромный джип. Что ты подумаешь?
– Дорогая машина, хорошо живет.
– А я тебе скажу другое: вот «жигули» – это обычный верующий, а джип – это святые отцы. Вот как они в Царство Божие несутся напролом по бездорожью на огромных машинищах – это образ того, к чему мы должны стремиться.
Вот пример притчи. Детям, кстати, такое незамутненное восприятие действительности более доступно. Это взрослые уже начинают спрашивать: «А какими путями ему этот джип достался?!» и т.д. и т.п. Но это уже разговор о тех, кто сидит в машинах. А в притче разговор по существу: сравниваются просто «жигули» с джипом и так рождается смысл.
Это сравнение было навеяно священнику, как он мне рассказывал, благодаря святителю Игнатию (Брянчанинову). Тот, оказавшись на Кавказской и Черноморской кафедре, имел возможность часто проводить время на берегу моря и наблюдать за плавающими по нему кораблями. Он смотрел на них и говорил:
– Это святые отцы, которые способны бороздить по волнам житейского моря и не тонуть. А более слабые сидят на берегу и смотрят, как они это плавание совершают.
Притча о фарисее и мытаре
«Православие не доказуется, а показуется»
Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ, миссионер
Практически каждая евангельская притча рассказывает нам о приближении и наступлении Царствия Божия – центральная тема евангельских притч. Это есть время благоприятное – Царствие Божие, когда все формы властвования людей друг над другом упраздняются и устанавливается единодержавие Бога «и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Когда Господь говорит: «…ибо приблизилось Царство Небесное», – здесь имеется в виду тот факт, что Бог вскоре начнет, или уже начал, осуществлять Свое правление в этом мире. Прежде всего Он управляет теми, которые последовали за Ним. Господь управляет всеми верующими во Имя Его. Любое христианское собрание объединяет тех, кто признает своим Царем и Правителем Христа. Христианская община – это всегда теократическое единство. Христиане – это сограждане Ангелам и святым. И вместе с тем все мы, как я часто говорю, хорошо замаскированные грешники. Кто-то платочек повязал, я в подряснике, с крестом…
В жизни христиан на каждом шагу – притчи. Только снимай! Метро, например: одни едут вниз, другие – наверх, – чем не притча?
Миссионер призван обращаться к притчам. Отец Павел Флоренский говорил: «Православие не доказуется, а показуется».