Для учащихся старшего возраста (15–18 лет)
Наступает светлый праздник Пасхи, который 2000 лет празднует вся Православная Церковь. Это не только воспоминания о страданиях и Воскресении Господа нашего Иисуса Xриста, но и реальное наше участие в событиях тех минувших дней, совершаемых ныне во время Пасхальной службы и в таинстве Евхаристии.
Чтобы ощутить полноту праздника, необходимо приобщиться к реальности происходящего в Церкви, скрытого от чувственного взора, определить свое участие в нем.
Пройдем шаг за шагом вслед за событиями тех страшных дней, сверяя их с древними пророчествами о страданиях и смерти нашего Спасителя за шесть и более веков до того, как им суждено было свершиться.
Господь, зная о скорой смерти Своей, пожелал накануне Пасхи иудейской совершить с близкими учениками свою Пасху. Для чего послал двух учеников приготовить ее.
Во время Тайной Вечери Господом Иисусом Xристом был дан через апостолов Новый Завет человечеству, и установлена Евхаристия, с тех пор всегда совершающаяся в Православной Церкви.
Один из двенадцати учеников Господа, Иуда Искариот, поняв, что Учитель их не стремится к власти и не станет царем Израиля, чтобы освободить народ от римского владычества, решается на гнусное предательство. Он соглашается за 30 сребреников выдать Учителя Своего и Бога суду Синедриона в тот момент, когда Господь не будет окружен ликующей толпой, постоянно следовавшей за Ним. Пророк Захария говорил об этом: «И они отвесят в уплату Мне тридцать серебреников»(Зах. 11:12). Тайная Вечеря приближалась к концу, и Господь с учениками должен был пойти в Гефсиманский сад, где Он часто проводил время в молитвах и песнопениях. Иуда ушел раньше, чтобы привести в исполнение свой тайный замысел, хотя Господь дал ему понять, что знает о его намерениях.
И когда приблизилось время, Иисус вместе с одиннадцатью учениками вышел из дома. Была ночь, однако, воспев псалмы, они двинулись по обыкновению к Гефсиманскому саду. Последуем и мы за ними.
В саду была таинственная и напряженная тишина. Плотный влажный мрак обступил пришедших сюда людей так, что они невольно затихли. Иисус Xристос с тремя учениками, отойдя на некоторое расстояние, «…начал скорбеть и тосковать». Затем сказал: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною»(Мф. 26:37–38) Затем «пал на лице Свое, молился, произнося: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты»(Мф. 26:39).
Иисус подошел к Своим ученикам, но те спали. Разбудив их, Он укорил учеников, что они не могли и одного часа бодрствовать с Ним, и, отходя вновь, сказал, чтобы они бодрствовали и молились. И снова стал молить Отца Своего, чтобы чаша сия миновала Его. Но Господь знал, что Он и пришел в мир для того, чтобы испить эту чашу, принять все грехи мира на Себя. Тяжесть была такой ужасающей, что ни один человек не смог бы понести и тысячной ее доли. Душевные муки и страдания Его были столь велики, что кровавый пот каплями падал на землю.
И снова найдя учеников Своих спящими, Господь сказал им: «Вы все еще спите и почиваете? Вот; приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня». (Мф. 26:45–46). В этот момент в саду послышался шум, сквозь деревья стали видны факелы. И вот появляется Иуда со множеством людей, вооруженных мечами и кольями. Иуда дал знак: кого поцелую, тот и есть Иисус Христос, возьмите Его. И со словами: «Радуйся, Равви!»поцеловал своего Учителя.
Последний раз Господь воззвал к совести Иуды: «Друг! для чего ты пришел?»(Мф. 26:50). Но пришедшие схватили Иисуса, связали и повели во двор первосвященника. Ученики же в страхе разбежались, и сбылось реченное пророком Захарией: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада»(Мф. 26:31). Первосвященники Каиафа, Анна и старейшины искали лжесвидетельства против Иисуса , чтобы предать Его смерти, и не находили.
На допросе первосвященник сказал Ему: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус ответил ему: «Я; и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы, и грядущего на облаках небесных»(Мк. 14:61–62). Тогда первосвященник, разодрав на себе одежды, сказал, что Он богохульствует, а свидетели более не нужны. И все признали Его виновным для предания на смерть. И стали плевать Ему в лицо и бить Его по щекам, исполняя Писание: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания»(Ис. 50:6).
«Когда же настало утро; все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. И связав Его, отвели, и предали Его Понтию Пилату, правителю»(Мф. 27:1–2).
С тех пор, как Израиль подпал под владычество Рима, Синедрион должен был испрашивать разрешения об исполнении смертных приговоров у наместника кесаря в Палестине. В то время прокуратором был Понтий Пилат. К нему и отвели первосвященники Иисуса Xриста, прося предать Его смертной казни. Понтий Пилат, допросив Иисуса Xриста, не нашел никакой вины, угрожавшей Римской империи. Более того, вникнув в суть дела как опытный политик, он определил, что Галилеянина хотят предать смерти из зависти. Поэтому он решил не раздражать иудейских старейшин и отдал приказ бичевать Иисуса Xриста, а затем отпустить Его.
«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам»(Ин. 19:3). Истязание, которому подвергли Господа Иисуса Xриста, было римским. Орудия бичевания представляли собой плети из ремней, расходившиеся на три или пять хвостов, с привязанными к ним кусочками свинца. Перед бичеванием с истязаемого снимали все одежды и совершенно нагого привязывали к низкому столбу. Ударам подвергались не только спина и грудь, но даже лицо и глаза. Жестокость бичевания была такова, что присутствующие приходили в ужас.
«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19:4). Но первосвященники и служители, возбуждая народ, закричали: «Распни Его!» Пилат, раздраженный их упорством, ответил, что, если они хотят, то пусть сами и распнут Его. Но иудеи отвечали, что у них есть закон, по которому Он должен умереть, ибо назвал Себя Сыном Божиим. Пилат убоялся, услышав это, и, войдя в преторию, стал допрашивать Иисуса, но Господь безмолвствовал. И тогда Пилат сказал: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя, и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат хотел отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его; ты не друг Кесарю; всякий, делающий себя царем, противник Кесарю»(Ин. 19:10–12). Прокуратор Иудеи Понтий Пилат был жестоким правителем. Он презирал иудеев, как позволяла ему презирать иноплеменников его римская гордость. Он ненавидел их за яростный религиозный фанатизм, за их упорство и непримиримость, но в то же время и боялся их.
Мятеж грозил Понтию Пилату неприятностями. Но он обязан был осуществлять на месте суд римской имперской власти. Иудеи же вынуждали его пойти не только против имперской чести, нарушив справедливость римского суда, но и против собственного желания. И все же страх оказался сильнее: Пилат отдал приказ распять Xриста.
Видя, что ничто не помогает, Пилат умыл перед всеми руки и сказал: «…Невиновен я в крови праведника сего; смотрите вы»(Мф. 27:24). Распятию предшествовало бичевание, которое производили римские воины. Погребения для распятых не было, их тела оставались на крестах, пока не расклевывались птицами и не растаскивались зверями.
На плечи Иисуса Xриста был возложен Крест. И вот Господь наш распят на Кресте. Всякое движение на Кресте приносило невообразимые муки. Некоторые мучились и стенали до трех, а иногда до шести и более дней. Страдалец не мог ослабеть, он из последних сил должен был стоять, иначе наступало удушье. Гвозди на руках пробивали запястье и поражали центральный нерв, что само по себе приносило страдание, которое невозможно описать.
Около Креста Спасителя стояли окаменевшие от ужаса Матерь Божия и любимый ученик апостол Иоанн.
Враги Господа, радуясь и глумясь над Ним, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста и спаси Себя».
«Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой»(Лк. 23:46). И умер.
И потряслась земля, и камни раздвинулись ее, и отверзлись гробы умерших, и праведники воскресли.
И померкло солнце, и луна стала багряною, как кровь. И страх обуял людей, ибо знамения сии не предвещали ничего хорошего. «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь»(Лк. 23:48). Лютые же враги Его ликовали. Не стало Того, Кто смущал их покой, будоражил совесть и обличал неправедную жизнь их, мучил присутствием Своим, повергал в неистовство чудесами Своими. Не стало Того, Кто был им невыносим.
Но напрасным было ликование. В злобе своей забыли они, что Бог не бывает поруган.
Пречистым телом Своим Иисус освятил Крест – орудие смертной казни и соделал из него сильное оружие против духов злобы поднебесной и всякого зла. Голгофа же с воздвигнутым на ней Крестом стала центром Вселенной. Здесь было исполнено и завершено дело нашего спасения.
И сняли Его с Креста, и положили во гроб.
Лишь немногие ближайшие ученики Господа Иисуса Xриста скорбели о Нем и близки были к отчаянию. Ибо Иисус умер и пребывал мертвым во гробе.
Они не ведали еще о делах таинственных: когда ад отверз бездну свою, чтобы принять добычу, тогда Господь разрушил демонскую твердыню до основания и вывел из мрачных глубин адских всех верующих в Него, томившихся там от века.
И вот наступает первый день недели. Женщины, служившие Xристу при жизни Его земной, с сосудами миро поспешили ко гробу Иисуса. Окрестности Иерусалима были погружены в предрассветный мрак. Стояла тишина, которая бывает в природе перед пробуждением ее, когда в предчувствии грядущего дня с его шумом и гомоном, все замирает.
Они приблизились ко гробу, как вдруг страшный удар грома, раздавшийся не на небе, а здесь, на земле, расколол хрупкую тишину. Земля содрогнулась, и воины застыли как мертвые. Огромный камень был отброшен могучей десницей, освобождая вход во гроб. Все вокруг осветилось. «Вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе, и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищите живаго между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 4–6).
Гроб был пуст! Только пелены лежали там, где было Тело.
Христос Воскресе!
Предивный свет воссиял из гроба всему миру. Гроб – обитель печали и слез – превратился в символ новой, вечной жизни.
«Xристос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Ликуя, воспевает Святая Церковь этот чудный пасхальный тропарь. Ад, где твоя победа, смерть, где твое жало?
Ликует вся тварь. Возликуем и мы, ибо нет смерти, но есть жизнь вечная.
Воистину Воскресе Христос!
Вопросы для учащихся:
1. Зачем Господь пришел на Землю?
2. Что произошло на Тайной Вечери?
3. Кто предал Иисуса Xриста?
4. За что Синедрион осудил Иисуса Xриста на смерть?
5. К кому повели иудеи Господа?
6. Почему Понтий Пилат хотел отпустить Xриста?
7. Почему Пилат не смог этого сделать?
8. Где наглядно изображены страдания нашего Господа?
9. Что произошло в момент смерти Господа?
10. Где был Господь после смерти и что сделал?
11. Кто находился у гроба в момент Воскресения Иисуса Христа?
12. Что произошло, когда Господь воскрес?