Владимир Михайлович Лавров, один из ведущих исследователей темы революции и Гражданской войны в России, размышляет о событиях столетней давности.
– Владимир Михайлович, самым веским оправданием Ленина сегодня служит то, что он дал землю крестьянам. А была ли дана при нем, то есть до 1924 г., крестьянам земля?
– В октябре 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов по предложению В.И. Ленина принял Декрет о земле, содержание которого соответствовало эсеровской, а не ленинской аграрной программе. Это был блестящий маневр Ленина, поскольку его аграрная программа не поддерживалась крестьянством. Тем самым Ленин обеспечил большевикам поддержку крестьян в солдатских шинелях и нейтралитет крестьян на местах. Этот декрет действовал до января 1918 г., когда от имени Совнаркома и ВЦИК Советов издан левоэсеровский закон о социализации земли (автор И.А. Майоров, член ЦК левых эсеров). Так было согласно декретам-законам советской власти, однако де-факто в результате Октябрьского переворота создалась ситуация, когда крестьяне на местах делали что хотели – просто захватывали землю, происходил стихийный черный передел.
Ленинская аграрная программа публиковалась, но малограмотные и тем более неграмотные крестьяне ее не читали и понятия не имели о том, что коммунисты во главе с Лениным против того, чтобы крестьяне сами распоряжались землей. Когда И.В. Сталин в 1929 г. начал коллективизацию, он поступил в соответствии с ленинской аграрной программой, то есть самостоятельные крестьянские хозяйства ликвидировались: землю, лошадей и домашнюю скотину у крестьян отняли в основном насильно и передали в колхозы, совхозы. Сталин в этом был вполне последовательным ленинцем. Сам Ленин не скрывал, а публично проговаривал, что выполнит собственную программу: пока пойдем на уступки, примем эсеровскую программу, поскольку она популярна у народа, окрепнем, а потом…
С одной стороны, наивных крестьян обманули, обвели вокруг пальца, с другой – крестьяне переоценили собственные силы, считая в 1917–1918 гг., что стали хозяевами в деревне; они недооценили значение и мощь центральной власти. Исторически объективно говорил президент В.В. Путин 14 сентября 2007 г. в Валдайском клубе в Сочи: «Народ России этого не ожидал, его просто надули, он ожидал совершенно другого. Он ожидал мира – народам, земли – крестьянам. Помните лозунги коммунистов? Не дали никакой земли, да и мира не возникло. Гражданская война началась. Землю отобрали, фабрики рабочим, как обещали, не дали».
– Определенная часть современной молодежи сегодня видит в коммунистической идеологии надежду на улучшение социального уровня жизни и выход из очень тревожного, мягко говоря, экономического и социального положения, которое грозит нам потерей национального суверенитета. Как, не перечеркивая XX век, объяснить молодым людям, что социалистический эксперимент губителен для нас в корне?
– Огромная ответственность – на руководителях страны. Во многих вузах за последние четверть века сокращено преподавание отечественной истории в четыре и более раз. Есть факультеты, где история не изучается вообще. В одном из вузов, где я преподаю, на весь XX век отводится две лекции. Этого недостаточно даже на тему Великой Отечественной войны. Но людьми, не знающими историю, проще руководить, они проголосуют так, как им подскажут с телеэкранов. И даже в семинариях преподавание истории недавно сокращено в три раза: раньше отечественная история изучалась на трех курсах, теперь только на одном, то есть Церковь в данном вопросе идет за государством. Вдвое сократилось преподавание родной истории в школах. В советское время последний двоечник знал, в каком году произошла Октябрьская революция, мог назвать двух–трех полководцев Великой Отечественной, маршала Жукова все могли назвать. А сегодня сталкиваюсь с тем, что студенты I курса не могут назвать даты Великой Отечественной войны и ни одного полководца. Такие молодые люди приходят из средней школы, где имели положительные оценки.
В образовательном стандарте говорится: «Великая российская революция 1917 г.». Что в ней великого? Это же искажение исторической правды. Февраль, свержение законного главы государства Российского – это великая революция? Октябрь 1917 г., начало страшной гражданской распри – это великая революция? Да это великая беда. Правду проговорил Святейший Патриарх Кирилл 19 февраля 2017 г. в Храме Христа Спасителя, что революционные события 1917 г. – великое преступление.
В итоге молодые люди думают, что была мощная держава, с которой считались и даже боялись, был Гагарин, первые полеты в космос. И одновременно думают, что было изобилие в магазинах, как сейчас, что можно было отдохнуть на любых курортах мира, как сейчас. То есть вообще не имеют понятия, что представляла собой жизнь в советское время. Современная компартия морочит им голову, приукрашивая и фальсифицируя советскую историю. И это не встречает противодействия со стороны властей предержащих, руководителей министерства образования.
У Мао Цзэдуна есть такое выражение – «чистый лист». Молодой человек, пришедший в школу и вуз за образованием, – это чистый лист. Что мы напишем на нем, то и будет со страной.
– Столетие назад в самом разгаре была Гражданская война. Прекратилась ли сегодня рознь между белыми и красными?
– Еще в октябре 1919 г. Святейший Патриарх Тихон писал, что нестроения на Руси не прекратятся, пока не покается народ русский в том, что совершил во время революции. Уверен, никакого примирения между белыми и красными быть не может. Сейчас поощряется почитать и убиенного царя, и одновременно его убийцу Войкова. Это попытка соединить несоединимое. За одним – светлые, святые силы, за другим – бесовщина. Попытка объединить Христа с дьяволом контрпродуктивна и выйдет боком. Однако высоким начальникам выгодно объединять необъединимое, дабы совестливые граждане не мешали спокойно начальствовать. Но так не сложится стабильное развитие. Горячей гражданской войны нет, а холодная – ощущается. И красную бесовщину придется преодолевать, проговорив народу горькую правду о том, кто такие Ленин, Сталин, Дзержинский…
Мы из стагнации или чуть-чуть развития не выберемся, если не произойдет подлинного духовно-нравственного возрождения. А оно не произойдет, пока в самом сакральном месте России, на Красной площади, находится главный богоборец, и рядом с ним такие же, с руками по локоть в невинной крови.
– Сегодня народ пребывает в крайней усталости – это ощущается в любой точке страны, иначе и быть не может после стольких экспериментов над Россией – социалистических, перестроечных, постсоветских. Вопрос о смене политического строя трудно решать, когда большая часть народа думает только о том, как накормить семью. Однако поднимаешь голову и осознаешь, что Россия 300 лет жила при монархии, а коммунистический клей продержал страну всего 70 лет. Возможно ли в России возрождение монархии, насколько мы к этому готовы?
– Конечно, не готовы. Возрождение монархии требует воцерковления народа, понимания с его стороны, что такое возрождение необходимо. Однако у нас реальная идеология – это потребление, то же, что и на Западе: купи, отдохни, «не дай себе засохнуть». Это то, чем реально живет большинство. При такой национальной идее к монархии, разумеется, не вернемся, соответствующая попытка может оказаться карикатурной и иметь даже отрицательные последствия, поскольку скомпрометирует традиционную монархическую идею.
Как историк могу сказать, что сейчас в России смертность русских превышает рождаемость на 20%. Происходит вымирание русской нации. А свято место пусто не бывает. На место русских, православных приходят мусульмане, китайцы. И в какой-то момент большинство на исконной Русской земле составят мусульмане. Причем уже есть исторический опыт, что это такое. Говорю, прежде всего, о Косове. Это исторически сербская земля. А туда пустили мусульман, у которых высокая рождаемость. В результате сербы оказались в меньшинстве, их стали выгонять, насиловать, убивать, поджигать православные церкви. Мы медленнее (огромная страна!), но идем по тому же пути. Невооруженным глазом видно, как меняется население в первопрестольной. Если власть, закрывающая глаза на происходящее, не прервет этот процесс – скоро будут дискриминировать русских на работе, русской женщине станет страшно выходить на улицу, будут поджигать православные храмы.
Быть может, именно в такой момент мы очнемся и вспомним, что мы – русские, что у русских был царь и что наша национальная идея – православие, Святая Русь, а не потребительство. Если это произойдет, то не исключаю, что в такой момент Господь может явить нам подлинного лидера, который станет царем. Это только мое предположение, но такой вариант возможен.
Возрождение России произойдет, если сложится чувствование, что мы именно русские. Не граждане мира, не граждане объединенной Европы, не русоамериканцы, не глобалисты. Россия – особый континент, не Европа и тем более не Азия. Россия – это Россия. И другой России не будет. Если не осознаем этого, нас заменят другие. Да не сбудется!
Беседовала Ирина Ушакова
Рисунки И.А. Владимирова (1869–1947)
Справка
Владимир Михайлович Лавров – доктор исторических наук, академик РАЕН, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии