Храм Воскресения Христова в Иерусалиме – духовный центр земли, где Спаситель рода человеческого пострадал, умер на Кресте, был погребен и воскрес из мертвых. Ныне это величественный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, Ротонду (купол, покрывающий Кувуклию), Кафоликон (кафедральный храм для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и ряд приделов.
1–2. Малая церковь (Кувуклия)
Кувуклия (пещера размером 8,3 х 5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07 х 1,93 м), где находится Гроб Господень, и восточной (3,4 х 3,9 м), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного Камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В северной и южной стенах расположены овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую Субботу (северное – для православных, южное – для армян). В XVI в., когда армяне при помощи турок решили получить Благодатный Огонь самостоятельно и не пустили православных в храм Воскресения, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, наши соотечественники лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.
Пещера Гроба Господня почти наполовину занята каменным ложем, покрытым мраморной плитой, которая появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни.
Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 г. В западной части к Кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь сидел второй Ангел.
3. Могилы Иосифа Аримафейского и Никодима – учеников Христа
4. Придел Адама
Находится под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку можно увидеть Голгофскую расщелину. По преданию, здесь была погребена глава Адама. В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня – хранилище святынь, где в определенное время можно припасть к частице Животворящего Древа, мощам христианских святых.
5. Голгофа
Место распятия и обретения Креста Господнего. Пречистая Кровь Спасителя пролилась сквозь расщелину в скале, омыв грех Адама. Трещина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа. Открытый Голгофский престол отмечен круглым отверстием, в которое был водружен Животворящий Крест Господень. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Греческий престол Голгофы отделен колоннадой от римско-католического придела, расположенного справа от православного.
Между католическим и православным престолами находится францисканский алтарь Скорбящей Богородицы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.
6. Голгофская скала
7. Остатки фундамента храма, построенного императором Константином IV Мономахом (1042 г.) – дедом Владимира Мономаха
8. Кафоликон
Главный придел Храма Воскресения, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в придел со стороны Гроба Господня расположена мраморная ваза с крестом на глобусе, символизирующая духовный центр земли – по слову псалмопевца Давида: «Спасение соделал еси посреди земли, Боже».
9. Остатки базилики императора Константина (335 г.)
10 (1). Проходы
10 (2). Галерея
11. Камень Помазания
Расположен напротив входа в Храм Гроба Господня. Покрыт красной мраморной полированной плитой толщиной 30 см. По ее бокам вырезан греческий текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому. Евангельские стихи (Ин. 19:38–40) написаны по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие Господа с Креста, умащение тела благовониями и положение во Гроб изображены на большом мозаичном панно, расположенном непосредственно за Камнем Помазания. Мозаика была выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 г. В. Цоцонисом. Над Камнем – восемь лампад (четыре православных, две армянских, латинская и коптская).
Свидетельств о том, на каком именно месте Тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой Пятницы выделяется чин Погребения Плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз Плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня Плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Трехдневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.
11. Место оплакивания Христа («Не рыдай Мене, Мати»)
12. Южная часть базилики Константина Великого
13. Придел православных сирийцев (Сиро-Яковитской Церкви)
Приделом владеют армяне, разрешающие сирийскому духовенству совершать здесь богослужение по воскресным и праздничным дням. Небольшой проход ведет из него к могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
14. Северная часть базилики Константина
15. Придел Марии Магдалины
Здесь явился ей Господь по Воскресении Своем, сказав: «Не прикасайся ко Мне» (Ин. 20:17). Ныне это католический придел храма с современным стилизованным скульптурным изображением события.
16. Аркады Девы
Огромные четырехгранные столбы, расположенные в северной галерее храма и несущие высокие своды.
17. Францисканская ризница
Здесь хранятся меч и шпоры короля крестоносцев Готфрида Бульонского (1060–1100)
18. Католический придел Девы Марии (Церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии)
Здесь находится Столб бичевания – часть колонны, к которой, по преданию, был привязан Господь Иисус Христос. В этой же церкви почитается место, где воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
19. Францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса
20. Православный придел Темницы Господней, или Часовня Уз
Перед входом в придел под престолом находится каменная плита с двумя отверстиями для ног. Выполнена по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории – Верховном Судилище, где происходило осуждение Христа на смерть. Православные полагают, что здесь стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, «плакавшая» на Страстной седмице. Сегодня образ отреставрирован монахинями монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании и передан их храму.
21. Придел Лонгина Сотника
Святой мученик Лонгин Сотник (центурион) уверовал во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Предание гласит, что этот греческий придел устроен на месте обретения слепой женщиной главы св. Лонгина, пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.
22. Придел разделения риз Господних
На этом месте «распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что» (Мк. 15:24). Придел принадлежит Армянской Патриархии. Но армяне считают его также приделом Лонгина Сотника, поскольку некогда под престолом хранилось его копье.
23. Придел осмеяния или возложения Тернового Венца
Находится справа от придела Адама. Здесь под престолом хранится часть камня, принесенного из Претории. На камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и Тернового Венца. Придел принадлежит Греческой Церкви.
24. Церковь святой Елены
От придела Тернового Венца 28 ступеней ведут вниз, в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам. Северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; центральный – царице Елене и Григорию Просветителю.
24. Придел святого Вардана
В 1970 г. по благословению Армянского Патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви св. Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца, или Армянских воинов-мучеников, с проходом из церкви св. Елены. В центре часовни расположен алтарь во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 г.
25. Придел Обретения Животворящего Креста
Двенадцать ступеней вниз ведут из церкви святой Елены в подземелье, где царица обрела Животворящий Крест. Ныне здесь греческий престол. В подземелье видны огромные обломки природных скал – в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. Подземелье находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.
26. Врата храма
27. Гробница рыцаря Филиппа д’Обиньи
Рыцарь – участник крестового похода германского императора Фридриха II, которому удалось ненадолго завладеть Святым Городом.
28. Капелла Франков
Справа от входа в храм видна небольшая лестница, 12 ступенек которой ведут вверх, в средневековую часовню. Некогда эта лестница служила отдельным входом на Голгофу. Потом проход был закрыт, и строение, своего рода «атриум» Голгофы, было превращено в часовню. Ныне она именуется капеллой Франков, принадлежит католическому ордену монахов-францисканцев.
Под капеллой Франков находится небольшая капелла, посвященная Марии Египетской. Существует предание, что здесь произошло обращение бывшей блудницы, ставшей после своего мучительного покаяния одной из самых почитаемых святых Церкви Христовой. Ступив на лестницу, ведущую на Голгофу, она вдруг ощутила, что не может подняться по ступеням под невыносимой тяжестью грехов. Но воззвав к заступнице грешных, Пресвятой Богородице, блудница Мария обрела силы взойти на Святую Гору.
29. Водохранилище под атриумом храма
30. Придел Архангела Михаила.
Находится правее капеллы Франков, принадлежит Коптской Церкви.
31. Армянский придел Иоанна Богослова
32. Греческий монастырь святого Авраама
33. Церковь святого Иакова, брата Господня, – приходской храм православных Иерусалима
34. Греко-православная часовня святой Марии Магдалины.
35. Колокольня и церковь Сорока Севастийских мучеников
Колокольня построена французским зодчим Журденом в 1160–1180 гг., под ней – церковь-усыпальница Иерусалимских Патриархов.
36. Лестница в греческий монастырь
37. Двор храма (Атриум)
Выложен на камнях, оставшихся еще от языческого святилища эпохи императора Адриана. Под ним остается большая цистерна римской постройки (29).