Об особенностях русской школы и истории ее воссоздания на постсоветском пространстве.
В 1993 г. в рамках Всемирного Русского Народного Собора с благословения Святейшего Патриарха Алексия II были заложены принципы воссоздания русской школы. Образец такой национальной школы педагоги-подвижники создали на базе московской школы №141. С 1990 по 2005 г. ее возглавляла Лилия Николаевна Погодина, почетный работник образования Российской Федерации, действительный член Международной педагогической академии. Во многих школах Москвы и других городов сегодня трудятся последователи Лилии Николаевны.
Те, кто стоял у истоков возрождения русской школы, руководствовались принципами: «Россия – многонациональное государство, и почти все большие и малые нации и народности имеют свои национальные школы. Все народы, населяющие Россию, – свободное единение людей с русским народом в корне. Русская школа призвана сближать народы всей страны».
В начале 1990-х гг. под руководством председателя Союза писателей России В.Н. Ганичева в издательстве «Роман-газеты» собралась группа энтузиастов: доктор педагогических наук С.В. Перевезенцев, заслуженный деятель искусств В.А. Десятников, доктор педагогических наук, профессор Е.П. Белозерцев, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий, кандидат педагогических наук И.Г. Чистякова, настоятель храма Богоявления Господня протоиерей Геннадий Нефедов, экономист О.А. Платонов, редактор серии книг «Русская школа» Е.В. Русакова, писатели И.И. Стрелкова, А.Н. Стрижев, Ю.И. Федоров и многие другие.
Тогда был поднят драгоценный пласт дореволюционной школы, стал изучаться опыт педагога-просветителя, учителя-практика С.А. Рачинского и его сподвижников. В серии сборников «Русская школа», в «Роман-газете», а позже в «Роман-журнале» прошло множество публикаций на тему русской школы.
Содержание образования современной русской школы строилось на традиционной национальной культуре. В 1991/1992 учебном году коллектив школы №141, ставшей экспериментальной площадкой «Национальная культурологическая русская школа», приступил к разработке модели школы.
Были проведены анализы деятельности каждого учителя и педагогического коллектива по творческой активности, сформированы творческие группы. Родители и ученики были ознакомлены с новыми направлениями педагогического поиска.
Прогнозируя развитие школы, ее создатели учитывали и тенденции развития России, Москвы, развитие населения, экологию, социальные отношения, политику, образование.
Коллектив учителей школы №141 выдвинул в качестве ведущей цели подготовку ученика к осмысленной деятельной нравственной жизни в условиях цивилизации XXI века. Учителя единогласно взяли за основу: «Чем полнее мы сохраним свою самобытность, творческий патриотизм, деятельную любовь к отечеству, тем гармоничнее и достойнее будет наше место в мировом сообществе – вот наша помощь миру и себе».
На первом этапе экспериментальной работы (1991–1996) разработаны программы и введены курсы: история русской книги; история русской философии; русские православные подвижники X–XX веков; звучащее слово Древней Руси; народная вышивка; резьба по дереву, керамика.
Второй этап экспериментальной работы (1997–2000) был связан с обращением к наследию К.Д. Ушинского для развития в учебно-воспитательном процессе глубинных черт русского национального самосознания:
– идея единения и согласия, гармония народного бытия (лад, мир);
– идея Святой Руси;
– осознание исторического долга и преемственности поколений (служение отеческой вере, государству, народу);
– семья как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;
– православие как суть, энергия духовного единения, соборности;
– идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов.
Любопытен опыт работы творческой группы учителей-словесников С.А. Сергеевой, С.А. Шульман и библиотекаря А.С. Муратовой по теме «Культура Древней Руси, комментарии к древнерусской литературе». Изучались особенности древнерусской культуры, отражение в древнерусской литературе важнейших вопросов бытия; знакомство с «Повестью временны́х лет», ее библейские источники, аналогии со сказочными сюжетами, описание обычаев славянских племен. Рассматривались также такие темы, как общность русской культуры и культуры Средиземноморья, сказание о посещении Руси апостолом Андреем, христианские апостолы Петр и Павел, роль слова и благословения в древней культуре, христианские источники древнерусской литературы, основные черты русского православия, традиции почитания предков.
Все предметы, связанные с устным народным творчеством в школе, преподавал сказитель-гусляр Геннадий Иванович Лавров.
Учителя и дети часто посещали Свято-Данилов монастырь, Оптину пустынь, ездили в Дивеево. Ходили на теплоходе по Волге от Москвы до Казани и Нижнего Новгорода, останавливаясь в монастырях, расположенных по пути. Этот круг паломничеств носил название «С любовью – в Россию».
В середине 1990-х стали широко известны выездные семинары «Русская школа», которые проводила Л.Н. Погодина. Их посещали учителя из многих уголков России, а также некоторые известные сегодня пастыри и общественные деятели.
Пути решения проблем гуманитарного образования в русской школе были условно объединены в четыре блока:
• филологический блок (русский язык и литература, русская словесность, древние и современные европейские языки);
• историко-социальные дисциплины (отечественная и всеобщая история, человек и общество);
• культурологические дисциплины (история мировой и отечественной культуры, религиоведение, православная культура);
• естественно-математический блок (модель «Экология и диалектика»).
На втором этапе экспериментальной работы были разработаны программы учебных курсов:
• «Гражданское благочестие и российский закон»;
• «Культура моего народа»;
• «Школа русского эпоса»;
• «Русские народные традиции в играх»;
• «Русское народное певческое искусство»;
• «Русская словесность»;
• «Моя первая русская история»;
• «Духовное развитие младших школьников»;
• «Исторические корни русского языка»;
• «История математической мысли в России».
Все эти предметы и еще десяток дисциплин преподавались в русской школе.
Писатель Александр Исаевич Солженицын, посетивший Россию, узнал о существовании русской школы №141 и попросил встретиться с учителями школы, долго разговаривал с детьми. Позже, отвечая на вопросы иностранных корреспондентов, он сказал: «Пока есть такие директора, как Л.Н. Погодина, будет стоять Россия».
Помимо московской школы №141 г., в проекте участвовали экспериментальные классы школы №1323 г. Москвы (организатор: педагог-психолог Л.С. Григорьева), детский сад №2365 (заведующая детсадом В.В. Уткина, методист А.Е. Писарева), храм Богоявления Господня (настоятель протоиерей Геннадий Нефедов).
Русскую школу поддерживали Московский департамент образования, Московская Патриархия, Российская академия образования, Московский государственный университет, Институт мировой литературы, Международная славянская академия, Русское историческое общество, Российская академия музыки, Институт этнографии, Российская государственная библиотека.
Сегодня школа №141 уже не существует в формате «Национальной культурологической русской школы», однако ее уникальный опыт используется во многих школах России.
1990-е гг. были не только бандитскими. Они были и святыми. Особенно для возрождения Русской Православной Церкви и русской школы. Было столько желания творить, созидать! В одной только истории педагогики – это время, когда мы, учителя и родители, шли к Богу. И нам ценно это время богоискательства и богопознания в обучении и воспитании. Это милость Божия, что Господь позволил нам приблизиться к Себе через русскую школу. Русская школа – это доброе, святое дело.
У этого материала несколько авторов. Все они – школьные учителя, и по скромности своей считают, что они не вправе писать историю русской школы.
info@pokrov.pro.