Лина Мкртчян, певица, лауреат Пушкинской премии, автор и ведущая благотворительного духовно-просветительного Цикла «Возвращение на Родину» (2000–2020 гг.), автор книги «Три жизни Артемьева», размышляет о нынешнем состоянии российской культуры
…«Кто с верой и любовью
Служил земле своей родной –
Служил ей мыслию и кровью,
Служил ей словом и душой».
Ф.И. Тютчев
Каким счастием было петь всему миру эти строки Есенина и Тютчева! Петь Пушкина, Лермонтова, Баратынского, А.К. Толстого, Фета, Голенищева-Кутузова, Апухтина, Плещеева, Хомякова, Ахматову, Блока, Цветаеву, Петровых! Счастьем потому, что любовь к Родине была солнцецентричной темой всей их жизни. Их поэзия, увековеченная гениальными русскими композиторами, являла миру образ России – вечной, нетленной России, возрождающейся из века в век, как феникс из пепла. Этот образ хранила в душе Марфа Федоровна Шаляпина, всю жизнь грезившая об Отечестве. Родившись далеко от него, она словно впервые обрела Родину, когда услышала монографию Шаляпина. Это от нее, от Марфы Федоровны, я узнала о том, что до меня никто ее не пел. Даже Гяуров. Даже Христов! Они, конечно, включали в сольные программы некоторые произведения из репертуара Федора Ивановича, но монографии, то есть целиком два отделения, увы, никто не пел.
Этой высшей для меня добродетели – любви к Родине, к родной земле, природе, языку – меня примером всей своей жизни учили бабушка с дедушкой. Он участвовал во взятии фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. А она всю войну служила донором. Да: не работала, а служила. Ибо была так слаба, что ей отказывали в пунктах приема крови для раненых. И она шла в другой. Соседи рассказывали мне, как бабушка возвращалась в наш двор, держась за стены… Вся их жизнь была для меня наивысшим примером того, по какому пути следовать за ними. Божией милостью я никогда не забывала и по сию пору помню об этом. Даже Цикл «Возвращение на Родину» назвала в их честь. В память о них.
Я пишу эти строки во время Войны 2022 года, когда «за други своя» проливают кровь наши дети, защищая будущее Святой Руси. Два континента, ополчившиеся против нее, запрещают Пушкина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Достоевского, Чехова, Толстого! Милостью Божией я была первым русским музыкантом, исполнявшим на Западе музыку великого Георгия Васильевича Свиридова на стихи Пушкина, Есенина и Блока. Помню потрясение слушателей лучших залов мира. Потрясение, разумеется, не от меня, а от музыки Свиридова и поэзии наших русских гениев.
Господи! Во что превратилось содомогоморрское человечество! А что же они теперь станут делать со своими выдающимися дирижерами? Японец Сейджи Озава – один из ярчайших исполнителей музыки Петра Ильича Чайковского, которому он посвятил всю свою жизнь! С режиссерами? Поляк Кшиштоф Занусси прославился на весь мир благодаря своим постановкам пьес Антона Павловича Чехова!
А что они теперь станут делать с прославленными звездами мирового кинематографа? Неповторимая Одри Хепберн сыграла Наташу Ростову в экранизации «Войны и мира» Толстого… Первую свою роль гениальный Жерар Филип сыграл в экранизации «Идиота» Достоевского. И это стало главным и каким-то мистическим событием судьбы: начав с князя Мышкина, его короткая жизнь завершилась ролью Алексея Ивановича в экранизации «Игрока» все того же Достоевского. И творчество этого необыкновенного человека внесло неоценимый вклад в мировое искусство XX века. Марчелло Мастрояни начинал с «Белых ночей» Достоевского, а лучшую роль своей жизни сыграл в экранизации рассказов Чехова Никиты Сергеевича Михалкова. И фильм «Очи черные» вошел в сокровищницу мирового кино. А легендарную Вивьен Ли вычеркнут из всех кинематографических энциклопедий за то, что она сыграла Анну Каренину?! А Ванессу Рэдгрейв – за то, что на лондонских подмостках она играла с Олегом Меньшиковым в спектакле «Есенин»?! А пэра Англии сэра Лоуренса Оливье также вычеркнут за то, что на лучших сценах мира ставил Чехова и Достоевского?! В 1999 г. в Англии вышла гениальная экранизация «Евгения Онегина» с Райном Файнсом в главной роли. Ему теперь запретят сниматься?!
«Ужасный век! Ужасные сердца»! Увы, эти слова Пушкина из «Египетских ночей» вполне могли бы стать эпиграфом не только к нашему ХХI веку, но едва ли ни к любому нашемувеку. И уж точно к XVIII-му: два убийства на душе Екатерины II. Она всюду закрывала монастыри и храмы. Дала дворянству впервые такие права, что при ней все чаще стали пытать и убивать крестьян… Ввела моду на машкерады, всю мерзкую подноготную которых «открыл» Михаил Юрьевич Лермонтов в драме «Маскарад». После смерти гениального Михайло Васильевича Ломоносова, великие открытия которого для русской науки и процветания Родины нашей находили такой отклик у Елисаветы Петровны, теперь, при Екатерине, уже не издавались. Был закрыт Санкт-Петербургский университет – детище Ломоносова, где он столько крови пролил за русскую науку в борьбе со шлёцерами! Впрочем… непревзойденный труд его «О сохранении и умножении народа Российского» до сих пор никто не внедряет в жизнь.
Как знать, быть может, и «Капитанская дочка» Пушкина отразила ужасный век Екатерины… Ведь за Пугачевым пошла вся Волга, вся Сибирь! Ведь не зря Александр Сергеевич написал о том, как Пугачев трижды помог Петруше Гриневу! А когда везли Пугачева в клетке, бабы вдоль дороги выли… Не говоря уже о сцене четвертования!
Сидя в тюрьме, Ломоносов написал: «Открылась бездна звезд полна; // Звездам числа нет, бездне дна». Через 90 лет Пушкин скажет о своем великом предшественнике: «Стихи эти останутся вечным памятником русской словесности; по ним долго еще должны мы будем обучаться стихотворному языку нашему».
Да, сейчас идет Война за жизнь и будущее наших детей. И мне кажется, самое время вспомнить о гениях наших и царях великих, отдавших жизнь за свой народ, за Матерь Церковь, за Родину нашу.
7 июня 2022 г. исполнилось 150 лет со дня рождения государыни нашей Царицы-мученицы Александры Феодоровны, восшедшей на Голгофу вместе с Боговенчанным супругом своим Царем-мучеником Николаем Александровичем и со всеми своими святыми детьми. Кто отметил ее день рождения? Кто вспомнил о ней?.. Кто вспомнил о верном слуге царственных мучеников, выдающемся Русском режиссере-документалисте Викторе Егоровиче Рыжко (†26.V.2022) ушедшем из жизни, как истинный воин на боевом посту, во время монтажа последнего своего 20-серийного фильма о царственных мучениках? Виктор Егорович был не только героем всех 20 лет моего Цикла «Возвращение на Родину», но и тем близким другом, от которого я (задолго до выхода замечательной книги А.В. Дьяковой) впервые узнала о несмываемых каплях крови на развалинах Ипатьевского дома, где Храм на Крови (!) до сих пор стоит на улице Карла Либкнехта! Премьера фильма Рыжко «Русская голгофа» состоялась в Цикле «Возвращение на Родину» в 2000 г. И далее в киноэпиграфах я показывала лучшие его работы, в том числе фрагменты 10-серийного фильма, посвященного оклеветанному молитвеннику Царской семьи Григорию Ефимовичу Распутину, фильм «Возвращение пророка» на вечере, посвященном Ф.М. Достоевскому.
Перечисляя видных деятелей западной культуры, попадающих под санкции, мне неизмеримо горше видеть, как без всяких санкций уничтожается наша отечественная культура. Вот уже сколько месяцев идет война, и ни одной великой песни, ни одного великого произведения искусства! Вспомните, как во время Великой Отечественной войны на фронт отправлялись корифеи МХАТа и Малого театра. Сколько раз с концертными бригадами выезжал на фронт Иван Семенович Козловский! Русланова! Шульженко! А сегодня едут только «звезды» шоу-бизнеса. Да еще те, имена которых мне и произносить-то стыдно. Ни одного достойного человека, кроме Владимира Машкова – лучшего актера своего поколения и глубоко честного человека. Вспомните, какие фильмы выходили во время Великой Отечественной войны: «Александр Невский», «Суворов», «Адмирал Ушаков», «Кутузов», «Глинка», «Мусоргский», «Лермонтов»! Теперь уж никто и не вспоминает, как незадолго до войны, в 1938 г., завершилась уникальная реставрация символа страны – Храма Покрова на Рву (Василия Блаженного), а весь предшествовавший 1937 г. по всей стране отмечали Пушкинский год. И даже самые жесткие антисоветчики свидетельствовали: лучшее полное собрание сочинений Пушкина вышло в 1937 г. Живым и действенным было сознание того, что Пушкин – удерживающийвсей русской культуры, а значит, и всей глубинной жизни народа. И, видно, не случайно именно сейчас мы прочитали великое стихотворение о Войне 2022 года: «Повесть о неразумном солдате», созданное тем, кто всю свою жизнь живет с Пушкиным – батюшкой Леонидом Сафроновым. Возвращаясь из тюрем, где он служит уже более четверти века, усталый, измученный, он читает своим в это время давно уже спящим детям «Евгения Онегина». И они… слышат! Они помнят. Гений поэта, озаренный глубокой верой и безграничной любовью к Родине, стал путеводной звездой русского народа на все времена.
Я очень счастливый человек. С детства, как святым млеком питаясь Пушкинской поэзией и прозой, всю жизнь общалась с теми единственными, воистину единственными, пушкинистами, кои были в стране. Среди них Кира Павловна Викторова, Валентин Яковлевич Курбатов и Валентин Семенович Непомнящий, человек талантливый и безгранично любящий Пушкина, но, увы, так и не решившийся сказать то, что давно уже знал. И мы много говорили с ним об этом. Валентин Семенович не раз бывал на моих Пушкинских монографиях и в Москве, и в Питере, и во Пскове. Всех помню, всем благодарна, всех люблю. Царство им Небесное! Но более всего меня потрясло исследование Светланы Сафроновой, нашей дорогой матушки Фотинии. Ее родословная Абрама Петровича Ганнибала (за 1000 лет до РХ), история и судьба предка Пушкина, последнего царя Православной Эфиопии, ликом почти двойника поэта, все причинно-следственные связи предшествующих и последующих событий – чудо наших сумеречных дней. Это исследование полной родословной и творчества Пушкина достойно докторской диссертации, но, увы, пока это «ДСП» для служебного пользования… Семья Сафроновых – уникальное явления современной России. То, что они уже сделали для отечественной культуры, Матери-Церкви, Родины нашей, бесценно и останется навсегда. Их творчество, судьбу, путь этой великой семьи будут изучать в школах. Ведь будут когда-нибудь Русские школы в России!
А пока, как и прежде, более всего жалко детей. Вот приглашают школьников на выставку в звонницу Успенского Собора Кремля. На выставку икон? Картин? Нет, эта выставка посвящена… дуэлям! Значит, снова будут оклеветаны Пушкин и Лермонтов. Не говоря уже о само́м факте кощунственного несоответствия святому месту. О, если б можно было перед входом в каждую школу начертать слова Александра Сергеевича:
«Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях,
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет».
Главными воспитателями нашего гения были два человека: Арина Родионовна Яковлева, отказавшаяся принять вольную, которую ей подписала бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал (задолго до губительной реформы 1861 г.), и Никита Тимофеевич Козлов, дядька Пушкина, служивший ему всю свою жизнь. Это он вносил на руках смертельно раненного поэта в дом на Мойке. В ночь с 1 на 2 февраля 1837 г. Никита Тимофеевич вместе с Александром Ивановичем Тургеневым выехал с гробом в Святогорский монастырь и не покидал его до самой могилы. Арину Пушкин называл «моя мамушка», а Никиту – «благообразный служитель». Это с него Пушкин писал Савельича в бессмертной своей «Капитанской дочке».
И сегодня первый для меня русский поэт батюшка Леонид Сафронов снова предупреждает: «Все диверсии против России, все расшатывания наших государственных устоев начинаются с ниспровержения авторитета Пушкина, традиционной классической литературы. Не доказывает ли это, что традиционная русская литература во главе с Пушкиными – не пустой звук, но сила, имеющая большое значение для русской нации? К сожалению, о значении этой силы недруги России имеют более полное представление, чем мы с вами».
На этом, пожалуй, можно бы и закончить, но словами самого Александра Сергеевича:
«Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
Лина Мкртчян
Публикуется с незначительными сокращениями