Проповедь протоиерея Александра Ветелева в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
Всем нам, благочестивые слушатели, духовно близка и дорога Пречистая, Преблагословенная Матерь Божия. Нам дороги все события, все подробности из Ее жизни, сохранившиеся в церковном предании. Нас влечет к себе и тайна Ее рождения от неплодове, и ранние детские годы, когда Она жила еще со Своими престарелыми родителями. Напомним некоторые сведения из благочестивого предания об этом самом раннем периоде в жизни Приснодевы Марии.
Когда Ей исполнился год, говорит это предание, праведный Иоаким созвал священников, старейшин, родственников и близких на домашнее, семейное торжество и просил священников благословить Младенца. Они произнесли над Нею молитву: Боже отец наших, благослови Младенца сего и дай Ей имя славное и вечное во всех родах. Присутствовавшие ответили: Аминь! Да будет.
Когда Младенцу минуло два года, праведный Иоаким решил исполнить обет посвящения Дочери Богу и храму, но праведная Анна, движимая материнским чувством, упросила его отложить это посвящение еще на один год. Духоносные родители усилили приготовление своей Дочери к этому событию и себя самих к расставанию с Той, о рождении Которой они в течение 50-летнего супружества так усердно и постоянно просили Господа.
Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает царь доброты Твоея (Пс. 44:11–12). Так, обращаясь пророчески к долженствующей явиться в мир Дщери, богоглаголивый Давид предвещал событие вхождения Ее во храм Господень и начало приведения к Богу рода человеческого. Наконец пришло время исполниться этому предвещанию пророка Божия: забыть Дщери дом отца Своего и из Назарета быть ведомой в Иерусалимский храм.
Древнее предание рассказывает, что все родные, близкие, знакомые, взрослые и дети собрались проводить Ее в храм. Шествие возглавляли юные девы со светильниками, распевавшие псалмы, за которыми праведные родители вели свою трехлетнюю Дщерь. За ними шли все остальные. Тогда исполнилось предвещание пророка: Ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя (Пс. 44:15–16).
В Иерусалиме эта торжественная процессия была встречена священниками храма во главе с первосвященником Захарией. Когда Младенца поставили на первую ступень храма, с Нее сняли дорожные (домашние) одежды и надели белые, праздничные, после чего Она Сама, со свечой в руке, взошла по всем пятнадцати ступеням храма ко входу во внутреннюю его часть. Здесь праведный Захария по внушению Святого Духа взял Ее за руку и ввел через святилище во святая святых, где находился Кивот Завета – прообраз Матери Божией.
Своим вхождением в святая святых юная Отроковица ознаменовала, что приближается время исполнить Ей Свое великое предназначение – стать Матерью Сына Божия.
И дивились люди, дивились ангелы столь знаменательному событию – вхождению Приснодевы во святая святых. Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во святая святых? – поется в церкви. Так совершилось предреченное пророком вхождение – Введение во храм Пречистой Приснодевы. Здесь Она удостаивалась ангельских посещений и укреплялась Духом Святым.
На девятом году жизни при храме юная Отроковица узнала первую скорбь на земле: умер Ее праведный отец – престарелый Иоаким. Праведная Анна, освободившись от забот и попечений о муже, оставила свой дом, переместившись поближе к Дочери – в дом непорочных вдовиц при Иерусалимском храме, где вскоре и умерла.
Лишившись родителей, Богоизбранная Отроковица еще сильнее привязалась сердцем Своим к Богу, дав обет хранить девство Свое и быть рабой Господней, до конца готовой выполнить волю Божию.
Братие и сестры! Если праздник Рождества Приснодевы прославляется Святой Церковью как начало нашего спасения, как день, возвестивший радость всей вселенной, ибо из Нее воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, то праздник Введения во храм прославляется как начало предуготовления, воспитания Приснодевы в жилище прежде век от Отца нетленно Рождшагося во спасение душ наших (стихира на литии). Это день, когда одушевленный Кивот, невместимое Слово вместившую, приводится ко Господу (стихира на «Господи, воззвах»).
В этот праздничный день все события и лица, послужившие событию Введения, для нас особенно дороги и священны. Сердце наше радостно приемлет и богоглаголивого Давида, и праведных богоотец Иоакима и Анну, и праведного Захарию, введшего во святая святых Пречистую Отроковицу.
Но особенно благоговейно, молитвенно сердце наше воспринимает сегодня богоизбранную Отроковицу. Как храм одушевленный, Она сегодня вводится в храм Божий и этим Христа всем предвозвещает. Кондак праздника так вещает об этом событии: Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень.
Отныне Она целиком посвящается Богу, становится селением Духа Божия, приготовляясь выполнить Свое предназначение: вместить Невместимого, явить миру жизни нашея Питателя (стихира на «Хвалитех»).
Вот почему Святая Церковь сегодня зовет нас духовно торжествовать, радоваться, ликовать, указывая, что с нами радуются и небо и земля… познах бо и веровах, яко уже избавление (от греха) приидет… (стихира на стиховне).
Приидите, вси вернии, возглашает Святая Церковь, едину Непорочную восхвалим, от пророков проповеданную и в храм приведенную, прежде век пронареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу… (стихира на литии).
Братие и сестры! Все священные события, связанные с Боговоплощением и нашим спасением, Святая Церковь обычно преподносит нашему духовному взору и в их последовательности и раздельности и вместе с тем в их внутренней целости, единстве и силе. Приглашая праздновать Введение во храм Приснодевы, Святая Церковь своим богослужебным чином вводит нас в благодатную глубину этого праздника, зовет приобщиться к его животворной силе и вместе с тем соединяет его в нашем сознании и сердце с грядущим праздником Рождества Христова.
Как радостно начинает трепетать наше сердце, когда мы за богослужением именно сегодняшнего праздника впервые слышим прямой призыв славить рождающегося Спасителя жизни нашей в ирмосах канона: Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите. Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Братие и сестры! Духовными очами мы созерцаем сегодня восхождение Пречистой по ступенькам Иерусалимского храма. Она восходит, воспринимаясь нами уже и как Матерь, как Царица Небесная. Восходит как Заступница и Ходатаица наша, как Покров и ограждение наше. Восходит как Радость всех радостей, как, по Бозе, все наше Упование. Она восходит и всех нас зовет следовать за Ней ко Господу. Будем же молить Ее помочь нам в восхождении от силы в силу, в возрастании духовном – в меру возраста Христова (Еф. 4:13).
Будем молить Ее – храм Божества – помочь нам соделаться подлинным храмом живущего в нас Духа Божия.
Протоиерей Александр Ветелев
Справка
Протоиерей Александр Ветелев (1892–1976) родился в семье псаломщика. В 1907 г. окончил Нижегородское духовное училище, в 1913 г. – Нижегородскую духовную семинарию, в 1917 г. – Казанскую духовную академию. С 1945 г. – доцент Московского православного богословского института (с 1946 г. – МДА). С 1950 г. – профессор МДА. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.