Источник: Медиаресурс нового поколения Святые.online
Об иконах, обладающих вероятным портретным сходством с внешним обликом Преподобного Сергия, рассказывает профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов).
Портрет в стежках
Икона являет нам не обычного человека, а человека преображенного, вступившего в вечную жизнь. Самым ранним и широко известным по репродукциям памятником иконографии Преподобного Сергия является вышитый надгробный покров, датируемый обычно 1422–1424 гг. Этот покров, относящийся ко времени, последовавшему вскоре после канонизации Сергия, очень ярко выделяется индивидуальной трактовкой образа святого.
Преподобный Сергий изображен в полный рост в темно-коричневой мантии, одетой поверх светло бежевого одеяния и бледно-лиловой епитрахили. Его открытая голова украшена светлым нимбом, сложенная на плечах схима подчеркивает его высокую, слегка сгорбленную фигуру, правая ладонь простерта поверх одежд, в левой руке находится свернутый свиток. С самого первого взгляда ярко бросаются в глаза индивидуальные черты облика Преподобного: лик обрамлен прядями каштановых волос, образующих на высоком челе заостренный угол; темные прямые брови, широкие скулы, впалые ланиты, тонкий удлиненный нос и близко сходящиеся глаза с глубоким, кротким и немного раскосым взглядом создают неизгладимое впечатление. Усы и большая, несколько ассиметричная, борода дополняют обрамление лика.
И весь его лик исполнен внутренним миром, душевной теплотой и задумчивостью, означающей погруженность в постоянное созерцание.
Сквозь общую статичность образа выступает сдержанно переданная динамичность: правая нога выдвинута вперед, виден носок сандалия, образующего небольшую складку у нижнего края одежды. В еще большей степени динамичность подчеркивается несколько ассиметрическим положением головы, рельефно выделенными контурами ушей, как бы обращенных для восприятия мольбы о помощи и заступничестве, и, наконец, чистым и проницательным взглядом умных и живых глаз.
Тридцать лет, отделяющие преставление Сергия от его церковного прославления, не исключают, по мнению исследователей, возможности передачи в этом древнейшем памятнике портретной конкретности его образа. Предполагается, что в первой четверти XVвека еще живы были в сознании младших современников Преподобного Сергия воспоминания о его внешнем облике, вовсе не исключено, что знаменщиком покрова мог быть племянник Сергия – Феодор, архимандрит Симонова монастыря, а затем архиепископ Ростовский, который, по преданию, написал образ Преподобного Сергия еще при его жизни. Наконец, есть основания предполагать, что сама вышивальщица покрова, передавшая образ Преподобного Сергия со столь редким и удивительным реализмом, видела его в последние годы его жизни.
Икона Сергия с житием
В иконостасе Троицкого собора Лавры представлена еще одна древняя икона: «Сергий с житием». Образ датируется концом XVвека и относится к школе Дионисия. Известно, что время Дионисия составляет новую ступень в развитии русской живописи. По замечанию М.В. Алпатова, зависимость Дионисия от рублевских традиций не подлежит сомнению. Тем более представляется вероятным предположить, что «Сергий с житием» в иконостасе Троицкого собора написан самим Дионисием.
В композиционном строе иконы обнаруживается много общих черт с иконой «Димитрий Прилуцкий в житии», написанной Дионисием. Кроме того, как подчеркивает Т.В. Николаева, характер живописи этой иконы близок к иконам Дионисия с изображениями московских Митрополитов Петра и Алексия в житии. Сам Дионисий был не меньшим гением, чем Рублев, его искусство такое же возвышенное и идеальное. На среднике иконы «Сергий с житием» Преподобный изображен анфас с благословляющей правой рукой и со свернутым свитком в левой руке. Лицо Преподобного отражает печать одухотворенности и вместе с тем аскетической отрешенности.
Он изображен в монашеском одеянии – темно-коричневой мантии, из-под которой видна песочного цвета исподняя одежда. Его голова открыта, голубые куколь и параманд изображены в традиционном для иконографии Преподобного Сергия стиле. Золотой фон иконы почти полностью утрачен. Вокруг центрального изображения размещены по квадратному периметру девятнадцать клейм жития: Рождение Сергия (Варфоломея), явление отроку Варфоломею Ангела в виде старца-схимника, посещение старцем-схимником родителей Преподобного, пострижение в монашество, борьба Сергия в пустынном уединении с бесами, поставление Сергия в игумены, молитва об умершем отроке, изведение источника, беседа Преподобного с крестьянином, воскрешение отрока, явление Преподобному Сергию Пресвятой Богородицы, благословение от Константинопольского Патриарха Филофея, видения огня в чаши во время литургии, исцеление слепого епископа, погребение Сергия, обретение святых мощей Сергия, два посмертных явления Преподобного Сергия, исцеление слепца у святого гроба Преподобного Сергия. Живопись клейм отличается колоритным красочным характером. Архитектурные фоны написаны в неярких светлых тонах. Фигуры выполнены в стиле, характерном для Дионисия – несколько вытянуты и изящны. Красота здесь проявляется не в классической ясности, как у преподобного Андрея Рублева, а в сложности и богатстве красок и форм. В композиции клейм нет драматизма, преобладает эпически спокойное отношение к повествованию. Цикл клейм представляет богатую иллюстрацию событий Жития Преподобного Сергия.
Другой иконой «Сергия с житием» является работа Троицкого иконописца ХVI века Евстафия Головкина. История создания этой иконы описана Т.В. Николаевой. Центральную часть иконы занимает поясное изображение Преподобного Сергия. Подбор сюжетов Жития следует за Пахомиевской редакцией Жития Сергия Радонежского, составленного в середине ХV века, переписанного и снабженного миниатюрами во второй половине XVIвека. Но Евстафий не повторил миниатюр лицевого Жития. Непосредственным образцом для него служила икона «Сергий с житием» конца ХV века работы Дионисия или его школы. Икона письма Евстафия, заключающая несомненные художественные достоинства, повторяет многие композиционные решения древнего оригинала, но в отличие от него Евстафий поместил в центре верхнего ряда над нимбом Преподобного Сергия изображение Святой Троицы в древнем рублевском изводе.
Евстафию Головкину принадлежит также образ «Явление Богоматери Сергию», написанная как и икона «Сергий с житием» на доске от верхней части гроба Преподобного Сергия. Здесь все пять фигур Богоматери, Апостолов Петра и Иоанна, Сергия и Михея изображены стоящими в рост, в отличие от более позднего извода конца ХV века, где Сергий, а иногда и Михей, изображаются коленопреклоненными у ног Богоматери.
Евстафию были известны обе композиции, но он предпочел более ранний извод, впервые встречаемый в резьбе по дереву на напрестольном кресте середины XVвека Троицкого резчика Амвросия. Начиная с середины XVIIвека эта икона, помещенная в складень, сопровождала русских царей и императоров в их военных походах. В отличие от памятников иконографии XV–ХVI веков, которые достаточно изучены и не допускают, хотя полностью и не исключают, возможности явиться в этой области первопроходцем и первооткрывателем, памятники иконографии Преподобного Сергия XVII–ХIХ веков ждут своих будущих исследователей.
Может быть, им станете вы, читатель.
Архимандрит Платон (Игумнов)