26 июня 1884 г. вышел указ императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ.
Замечательной вехой в истории православной педагогики навсегда останутся «Правила о церковно-приходских школах», утвержденные императором Александром III 13/26 июня 1884 г. На докладе, приложенном к этим правилам, царь-миротворец своеручно начертал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».
Повсеместно в коренной России, не исключая и самых глухих сел, стали открываться церковно-приходские школы, где особенное попечение о прочном народном образовании возлагалось на духовенство. Всего 10 лет понадобилось, чтобы число таких школ возросло с 4 тысяч до 31 тысячи! Более миллиона сельских детей сели за парты.
В помощь преподавателям с 1887 до 1906 г. в Киеве выходил ежемесячный журнал «Церковно-приходская школа» (редактор П. Игнатович). Училищный совет при Святейшем Синоде издавал вплоть до самой революции журнал «Народное образование». Следует отметить и педагогический журнал «Божия нива», издававшийся епископом Вологодским Никоном.
Школьное дело расширялось и было подкреплено средствами из государственной казны. А до этого оно содержалось лишь на средства приходов, церковных братств и благотворителей. Училищный совет при Святейшем Синоде для церковно-приходских школ издавал необходимые учебники и пособия, следил за укреплением устоев обучения, опирающихся на православие и народность.
Девочки из семей духовного сословия получали образование в епархиальных училищах, рассчитанных на шестилетний курс обучения. Здесь воспитание целиком строилось в духе церковности, а общеобразовательные предметы преподавались с учетом жизненных нужд. Прививались также навыки к рукоделию – шитью и вышивке. Епархиальные училищные советы были созданы при архиереях, им подчинялось и училищное начальство.
Вдохновенным наставником и покровителем православных школ был Константин Петрович Победоносцев. В «Московском сборнике» (1896), касаясь народного просвещения, он настаивал на незыблемости духовных основ обучения: «По народному понятию, школа учит читать, писать и считать; но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей». Свои мысли о смысле православной педагогики К.П. Победоносцев высказал в самом начале царствования Николая II, и пришлись они в самую пору.
Новый император был преисполнен надежд на расширение и улучшение духовного просвещения русского народа. За годы царствования Николая Александровича количество церковно-приходских школ значительно возросло, число учащихся в них достигало двух миллионов детей! И это несмотря на помехи, чинимые левыми фракциями Государственной Думы, врагами Света Христова. Надо прямо сказать, что только грамотный, одаренный национальным сознанием крестьянин мог деятельно включиться в проведение в жизнь столыпинской земельной реформы. В своей яркой речи, произнесенной в Государственной Думе 16 ноября 1907 г., Петр Аркадьевич Столыпин недвусмысленно заметил: «Нельзя к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок… Пусть расцветает наш родной русский цвет, пусть он расцветет и развернется под влиянием взаимодействия верховной власти и дарованного ею нового представительного строя… Правительство должно избегать лишних слов, но есть слова, выражающие чувства, от которых в течение столетий усиленно бились сердца русских людей. Эти чувства, эти слова должны быть запечатлены в мыслях и отражаться в делах правителей. Слова эти – неуклонная приверженность к русским историческим началам в противовес беспочвенному социализму. Это желание, это страстное желание обновить, просветить и возвеличить Родину, в противность тем людям, которые хотят ее распада, это, наконец, преданность не на жизнь, а на смерть Царю, олицетворяющему Россию».
Основным документом, которым регулировалась система религиозного просвещения, как уже упоминалось, были «Правила о церковно-приходских школах» от 13/26 июня 1884 г. В этих правилах, в частности, говорилось, что церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы эти имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания.
Впоследствии к епархиальным архиереям стали поступать от уездных земских собраний предложения относительно передачи земских школ в духовное ведомство. Были и другие предложения: некоторые земства взяли инициативу материальной поддержки церковно-приходских школ. Эта инициатива была поддержана Синодом, правда, с оговоркой, что земские представители не будут вмешиваться в самый процесс обучения.
В церковно-приходских школах преподавали: Закон Божий, обучали молитвам, Священной истории, объясняли богослужение, краткий катехизис. Помимо Закона Божия ученики обучались церковному пению, чтению церковной и гражданской печати и письму, а также усваивали навыки арифметических действий. В школах двухклассных, рассчитанных на четыре года обучения, преподавали сверх того начальные сведения из истории Русской Православной Церкви и родного отечества.
Объем преподавания предметов установлен был особыми программами, утвержденными Святейшим Синодом. По мере надобности и наличию средств дозволялось при школах открывать особые ремесленные отделения и рукодельные классы.
В «Правилах» подчеркивалось, что приходские школы нераздельны с Церковью, они должны внушать детям любовь к богослужению, чтобы посещение храмов Божиих и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при богослужении, а способные – участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою.
Учительские должности в приходских школах занимали преимущественно лица, получившие образование в духовно-учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждался Епархиальный училищный совет.
Какие требования в старое время предъявлялись к педагогическому составу церковно-приходских школ?
Учитель или учительница должны были уметь читать внятно, правильно и раздельно, с точным произношением церковно-славянских букв и с соблюдением ударений и знаков препинания. Знакомство с славянскими числами также ставилось в обязанность. При чтении по-церковнославянски требовалось: по возможности давать точный перевод на русский язык текста Святого Евангелия, иметь знакомство с наиболее употребительными этимологическими и синтаксическими формами церковно-славянского языка. В помощь учителям была издана книга Н. Ильминского «Обучение церковно-славянскому чтению». Предъявлялись требования к учителю также и по таким предметам, как русский язык, чистописание, арифметика, история, география. По каждому из этих предметов рекомендовалось изучить то или иное руководство. Все они, естественно, оказывались весьма доступными. При испытаниях на звание учителя ему неопустительно надлежало знать не только краткие молитвенные воззвания, но и некоторые молитвы, утренние и вечерние, в количестве не менее 20-ти.
В первой половине 1886 г. Святейший Синод утвердил программу учебных предметов для церковно-приходских школ. В «Введении» к программе указывалось, что «школа при церкви представляет наилучшие способы для впечатления в сердце детей основных истин веры и благочестия, для привлечения их сердец к материнскому руководительству Церкви и для наклонения их воли в послушании ей». Далее заострялось внимание на определяющем значении наставления детей в семьях. «Искреннее благочестие отца и матери, – говорилось в этом документе, – благоговейно совершаемая ими молитва, их терпеливая покорность воле Божией в тяжких испытаниях жизни, любовь к труду, забота о младших – все это передается восприимчивому сердцу ребенка в доброй христианской семье, которой святой апостол Павел дает многознаменательное наименование: «домашняя церковь».
И это так, ведь школа принимает детей под свой кров в самое благоприятное время их духовного развития, когда, с одной стороны, сердце их сохраняет еще всю впечатлительность детского возраста, с другой – начинают в них пробуждаться умственные способности. В обращении наставников с детьми должен господствовать дух кротости. Надо учить детей не только грамоте, но и благонравию; и действуют на них не гневом и не жестокостью, а ласковостью и страхом, растворенным любовию; надо приспособляться в своих уроках к силам и понятиям каждого. Наставник приучает детей к порядку, точности, вежливости, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению.
Основным предметом в церковно-приходской школе по справедливости считался Закон Божий. Законом учителю вменялось в обязанность преподавать его, начиная с простых, понятных детям и высокопоучительных для них рассказов Ветхозаветной истории. С первых же уроков надо особенно позаботиться о научении детей молитве. Так что в первый год обучения в школе проходили Священную историю Ветхого и Нового Завета, с научением детей молитве, а во второй год преподавали краткий катехизис и учение о богослужении.
Программа церковно-славянской грамоты включала:
– В первый год – изучение церковно-славянской азбуки. При этом усваивались особенности церковно-славянской азбуки сравнительно с русским алфавитом. Чтение употребительных молитв велось по стенным таблицам. Обращалось внимание на практическое ознакомление с надстрочными знаками и титлами. Упражнение в чтении велось по азбуке.
– Во второй год обучения практиковалось чтение избранных мест из Евангелия по книге Н. Ильминского «Обучение церковно-славянской грамоте», а также велось чтение по Часослову и Псалтири. Проходили славянские числа. Завершался второй год практическим ознакомлением с церковным месяцесловом.
– В третий год обучения продолжали чтение Часослова и Псалтири, а также Евангелия от Матфея.
– На четвертый год практиковалось чтение остальных трех Евангелистов. Из служебного Октоиха по возможности усваивалась служба гласа предстоящего воскресного дня. Чтение и пение в церкви вели по богослужебным книгам.
Программа начальных сведений по русской истории включала начальные сведения, составляющие нераздельное целое со сведениями по истории Русской Церкви. Из общего хода истории России учащиеся должны были вынести твердое убеждение, что наша Родина всегда была сильна своею православною верою и единодержавною царскою властью, что когда оскудевала святая вера в народе или когда не было сильной единодержавной власти, русская земля подвергалась тяжким бедствиям и была близка к гибели и что, следовательно, только тот будет истинный сын России, кто свято соблюдает учение Святой Православной Церкви и верно служит своей Родине, олицетворенной в лице Государя, Помазанника Божия.
Высшее управление церковно-приходскими школами и школами грамоты принадлежало Святейшему Синоду. Заведование школами было возложено на училищный совет при Синоде. Местное заведование школами по епархиям закреплялось за епархиальным преосвященным, который управлял школами при посредстве епархиальных училищных советов и их уездных отделений.
Памяткой учителя тогда рекомендовалось обучать детей Закону Божиему понятно (но без доказательств от разума), наглядно (предметно), постепенно (начиная с более легкого, основные элементы предмета требовалось заучивать), «обучать надо без пропусков, согласно плану и утвержденному порядку, давать материал ученикам с расчетом на их собственные размышления, при этом учитывать степень развития учеников и их индивидуальные особенности».
Считалось, что ласковое обращение располагает детей к учению. Поощрялись любознательность и самостоятельность. Программу проходили не торопясь. Уроки Закона Божия следовало переживать и прочувствовать, преподавать «оживленно», причем рассказ законоучителя должен быть одухотворенным, увлекательным. Вопросы выбирали повторительные и наводящие, а ответы ценились самостоятельные, когда их излагали своими словами.
Уроки начинали молитвой, взоры учеников обращали на икону. Руки при этом складывали на парты.
Классная дисциплина на уроках Закона Божия поддерживалась уважением и любовью к законоучителю. Педагоги знали, что лучше предупредить непорядок, нежели исправлять его, и не наказывали учеников в раздражении.
При ответах ученики вставали на месте, желающие ответить поднимали руку, облокотясь на парту.
Письменные упражнения задавали со второго полугодия первого года обучения, памятуя, что списывание содействует правильному усвоению текстов. В конце второго года считалось уместным изложение рассказов из Священной истории.
Учебная и воспитательная сторона преподавания предмета ставили целью обогащать ум новыми познаниями и развивать нравственное поведение. Уроки Закона Божия преследовали воспитательные цели. Молитвы лучше заучивались детьми с помощью пения.
Программой начальной школы предполагалось дать сведения о Боге, об Ангелах, о святых, об иконах, о молитве, крестном знамении, поклонах, благословении, грехе, душе человеческой, совести, говении и исповеди, двунадесятых праздниках, достойной жизни.
Исключительно бурный рост числа церковно-приходских школ в России, который наблюдался с 1884 г. вплоть до революционного переворота, естественно, потребовал и значительного количества богословски образованных учителей. Практикой преподавания Закона Божия в первую очередь занимались приходские священники, выпускники семинарий, диаконы, но специальным определением Священного Синода от 12 января 1889 г. допускалось законоучительствовать и светским лицам. Конечно же, лица эти должны были быть православного исповедания, отмечены благонравием, обладать определенным кругом знаний в пределах положений программы. Прежде чем приступить к преподаванию Закона Божия, эти лица проходили испытания по духовному ведомству на звание учителя или учительницы.
Как же проходили такие испытания (экзамены)?
Принимались они педагогическим собранием Правлений духовных семинарий или духовных училищ – на звание учителя. На звание учительницы экзамены вменялось принимать Советам епархиальных женских училищ или Правлениям женских училищ духовного ведомства. В перечисленных заведениях назначалась особая экзаменационная комиссия, в которую входил также епархиальный или уездный наблюдатель церковных школ. К испытаниям допускались лица православного исповедания, мужчины не моложе 17 и женщины не моложе 16 лет. К своему прошению они прилагали: свидетельства о рождении и крещении, о бытии у исповеди и святого причастия. Те, кто окончил светское учебное заведение, предоставлял еще и соответствующий документ. Испытание должно было быть совершено не позже, как в шестинедельный срок до дня объявления просителя о допущении его к экзаменам. Протоколы испытаний представлялись на утверждение епархиальному архиерею. В протоколе указывались темы письменного и устных вопросов, поставленные перед испытуемым, а также содержание пробного урока, с его оценкой законоучителем.
Пробный урок проводился в образцовой школе при семинарии, женском духовном училище либо в обычной церковно-приходской школе. Экзамены подразделялись на полные и сокращенные. Полные назначались для лиц, на учившихся в средних духовных заведениях; сокращенные – для тех, кто имел свидетельство об окончании полного курса духовного училища.
После революции страна насильственно была отторгнута от живых корней. Особенно яростно казенный атеизм насаждался в начальных школах, задевая и дошкольное воспитание. Пытались прервать все связи людей с культурными традициями прошлого, ежели они имели хоть какое-то отношение к Православию. Делались попытки выковать «человека новой формации», изготовить эрзац-человека.
Но Божия Воля неподсудна. Снова потянулись русские люди к благодатным источникам научения, к спасительному учению Христа. Весьма памятны педагогические назидания святого праведного Иоанна Кронштадтского. Им, в частности, сказано: «Не количество, а прочность усвоенного важна. Преподавать надо только то, что может быть усвоено: переработано душой, умом и сердцем, а не памятью. Душа человека по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор».
Александр Стрижев
Из архива журнала «Покров» (публикуется с сокращениями)
Справка
Александр Николаевич Стрижев (род. 12 августа 1934 г.) – писатель, литературовед и историк русской культуры, библиограф. В 1958 г. окончил редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института, в 1965 г. – биологический факультет сельскохозяйственного института. Постоянный автор рубрики «Заметки фенолога» в различных московских изданиях. Александром Стрижевым написано более 20 книг о природе, а также очерки и книги, посвященные церковной истории, подвижникам веры, русским духовным писателям.
А.Н. Стрижев – член Союза писателей России (с 1994), Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Академии славянской культуры, действительный член Географического общества.