Рождество Пресвятой Богородицы – одно из ключевых событий в истории Божественного домостроительства. Несмотря на то, что рождение Матери Божией не описаны ни в одном из имеющихся евангелий, мы узнаем о нем из Священного Предания.
У благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны долгое время не было детей. В Древнем Израиле безчадие считалась наказанием Божиим, и бездетные пары зачастую подвергались презрению со стороны общества. Однажды первосвященник даже отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву. Вне себя от горя Иоаким удалился в пустыню, где постился и молился Богу в течение сорока дней. Во время пребывания Иоакима в пустыне ему и Анне явился Ангел, возвестивший, что Господь пошлет им дитя, имя которого будет известно во всем мире. Впечатленный видением Иоаким вернулся домой и вскоре Анна зачала ребенка. Обрадованные супруги дали обет посвятить дитя Богу и, как было тогда в обычае, после рождения отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.
Через определенное время у святых родителей родилась Пресвятая Дева. По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца Ей было дано имя, указанное Ангелом Божиим – Мария, что в переводе на русский язык значит «высокая», «превосходящая», «госпожа», «надежда».
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются и в Западной и в Восточной церквах, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Однако точное место православные и католики указывают по-разному. Эти места отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен небольшой монастырь, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды, где в настоящее время находится базилика святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
Установление празднования Рождества Богородицы относится к позднему времени. Первое упоминание о празднике встречается в V веке на Востоке в проповедях святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446 гг.), а на Западе – в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492–496 гг.). О нем также упоминают святой Иоанн Златоуст, святой Епифан и святой Августин Блаженный. Литургически праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви (его официальное введение обычно приписывают византийскому императору Маврикию) и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на остальные церкви.
Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространен на Западе и не имел специальной службы вплоть до XII–XIII веков. Лишь на Лионском Соборе 1245 г. папа Иннокентий IV сделал праздник обязательным для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника особую службу.
По дару Божиему
Слово митрополита Вениамина (Федченкова)
В связи с Рождеством Богородицы возникает вопрос о Ее «непорочном зачатии», что у католиков возведено в догмат. В службе на праздник действительно встречаются эти слова: «Поем святое Твое Рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, Невесто Богозванная и Дево, славят же с нами Ангелов чини, и святых души» (4-й тропарь 6-й песни 2-го канона). Но, во-первых, эти слова можно относить к рождению и зачатию Ею («Твое» – вместо «от Тебя») Сына Божия. Это очень часто употребляется: например, «Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде…» и т.д. (ирмос 9-й песни канона Преображению).
Но если и говорится здесь о Рождении Ее Самой, то Церковь в своих песнопениях нередко говорит многое «гимнологически», то есть с целью славословия. И тогда она употребляет выражения в превосходной степени, усиливает мысли, подчеркивает до предела. Например, все мы знаем кондак: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице…» Но кто же не знает, что мы надеемся и на святителя Николая, и на преподобного Серафима, и других святых; а еще более – на милость и благодать Самого Бога Спасителя?! Но так как ныне прославляется Богородица, то Ей и приписываются славословия в высшей степени.
Мысль же этих слов та, что родители зачали Ее уже в безстрастной старости, что они оба были праведны, целомудренны, что зачатие было даром особой благодати Божией, – и т.п.; то есть свято, как говорится… И Кир Андрей, пиша эти слова, не помышлял, конечно, что им у католиков будет придан смысл не «гимнологический» (хвалебно-славословительный), а точно-догматический. Родилась же Она, как и все.
А о «святом» зачатии можно говорить и про Иоанна Крестителя, и про многих иных «вымоленных» святых. Да и нет охоты касаться этого вопроса: к Пречистой Богородице нужно подходить со страхом… А иное лучше благоговейно пройти святым молчанием.
Зачата Она была по дару Божию, но естественно. А следовательно, и «первородный» корень греха был передан Ей. Но благодатию Божиею и Своим подвигом Она преодолела все искушения его. И в этом – Ее слава, сила и величие. Однако потребовалось особое очищение от сего «корня» Духом Святым, которое и совершилось в момент зачатия Ею Сына Божия или пред сим моментом.
Из русских богословов епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит, что и для Нее Сын Божий был Спасителем, как Она Сама воспевает в песне Своей: «…и возрадовася дух Мой о Возе Спасе Моем» (Лк. 1:47).Но православное сознание смиренно не любит касаться этого вопроса, благоговея пред Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов. Умолчу и я, недостойный, касаться «одушевленному Божию Кивоту» (задостойник Благовещения).