8/21 сентября – день Куликовской битвы (1380 г.), одно из решающих сражений средневековой Руси, повлиявших на дальнейший ход мировой истории. Публикуем фрагменты статей, напечатанных в разные годы в журнале «Покров», литератора и общественного деятеля Анатолия Анатольевича Парпары и священника Валерия Мешкова.
На поле Куликовом русские вспомнили, что они были одним народом
Вне сомнения, без Куликовской битвы не было бы окончательного освобождения от золотоордынских тягот. Великий подвижник Руси, святой Сергий, прозванный Радонежским, неустанно склонял самолюбивых князей к единству, мечтая о могучей Руси под единым знаменем. И дал им потрясающий урок единения, призвав их для отпора мусульманским войскам Мамая под стяг Дмитрия, Московского князя, не самого родовитого среди них, но уже значимого будущими победами. Битва сильна еще и своими нравственными успехами, реальным результатом, когда самозваный предводитель всей Золотой Орды вынужден был бежать и вскоре погиб, ибо степь не любила побежденных. И запуганная страхом, вымученная унижением, растерзанная жалкими княжескими раздорами, Русская земля вдруг осознала свое национальное и историческое призвание, поверила в свои жизнетворные силы. Теперь надо было выждать и получить умного, осторожного, но решительного руководителя. Им станет правнук Дмитрия Ивановича – Иван Васильевич III.
Значение Куликовской битвы непреходяще для национального сознания русских. По слову писателя Юрия Трифонова, на Куликово поле пришли разные племена, а ушли одним народом. Возможно, что именно там в крови и страданиях рождалась (как и все, что рождается своевременно) великорусская народность. Но все же, я думаю, на поле Куликовом племена русские вспомнили, что они были одним народом, в них неожиданно и предельно ясно всколыхнулась историческая память, им снова захотелось в новых, труднейших временах стать могучим народом, вольным и независимым, который, если его заденут, мог и приковать свой щит на воротах непобедимого Царьграда.
Возможно, правы историки Н.И. Костомаров и Н.Г. Устрялов, упрекавшие героя Куликовской битвы в том, что он после победы над ордынцами «не брал никаких мер к их истреблению» (Костомаров). А Устрялов был более откровенен: «Для избавления Руси от неволи надобно было разорить вконец улусы Сарайские, чтобы искоренить гнездившуюся там мысль о праве потомков Чингисхана на господство в нашем отечестве». Но и они понимали, что за победу заплачена слишком дорогая цена. Возможности восстановления русской силы, чтобы подняться для нового похода, надо будет ждать целое столетие.
Любопытное совпадение, а может быть, и особый знак, о котором подзабыли историки: столица монгольской империи Чингисхана Каракорум (Та-хо-линь) была разрушена китайскими войсками именно в том же 1380 г. Просуществовала она всего 160 лет. Что это? Мистика? Предопределение?
Торжество победы на Куликовом поле было так ощутимо, а скорбь о погибших так трагична, что великий Московский князь не заметил настойчивости Тохтамыша. Хан в 1380 г. напал на Мамая, собиравшего новую армию для нашествия на Москву, и разбил его Орду на берегах Калки, печально знаменитых для русских. Мамай и тут успел с большим запасом золота сбежать в Кафу, надеясь нанять новое войско для отмщения. Но старые «друзья» его, кафские купцы, убили Мамая, забрав себе его богатство. Летописец горько иронизировал: «И так кончилось во зле зло Мамаевой жизни».
Анатолий Парпара
Священная земля Куликова поля
Поле Куликово, земля которого стонала и прогибалась во время сечи, где «от великие тесноты задыхахуся…», стало первым полем славы, стало Священным Полем.
Именно здесь под хоругвью Нерукотворенного Спаса одержана победа, которая имела огромное непреходящее значение для дальнейших судеб не только русских княжеств, но и всего мира. Частицу этой Священной Земли я всегда имею с собой в ковчежце. Морская раковина, когда ее подставляешь к уху, шумит, то есть хранит звуки моря. Тако и земля хранит память, говорит и пророчествует. Современники и потомки поэтому еще в XV в. вели счет годам-летам не только «от сотворения мира» или «Рождества Христова», но и от Куликовой победы – «от Задонщины столько-то лет»…
Русское поле… степь. «Ой, ты, степь, широ-о-о-о-о-ка-я…». Под влиянием его необъятных просторов и благодатного Православия преображалась русская душа. «Мы огромны, как Матушка Русь», – говорил Ф.М. Достоевский.
Тайна России разгадывается нашим страданием, тоской по ней. Мы – живая часть Ее. Не будет России – не будет и нас. В народе говорится: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». То, что без труда и скорби дается, то и не ценится. И вот в страдании и муках иноплеменного ига рождалась, выковывалась Святая Русь, закалялся непобедимый богатырский русский дух. Внешнее господство нечестивых агарян (до 1380 г.) не создало для Русской Церкви духовной опасности. Более того, в ханской столице Сарае была создана в 1261 г. епископская кафедра! Батый фактически признал русскую веру, не выдавая ярлыка.
Иго было воспринято как «попущение Божие, за грехи наши, по наваждению дьявола» – для вразумления, ибо налицо было падение нравственности, отступление от евангельских начал, пронесся смерч княжеских усобиц (по сути, гражданские войны). Тяжелую чашу испила Русь за удельное время и пережила страшную историческую драму.
Имя Преподобного и богоносного отца нашего Сергия – знаковое, ключевое для судеб Святой Руси, целая ярчайшая эпоха. Время накануне битвы было периодом великого нравственного расцвета под влиянием святого и его великого сонма учеников. Недаром в народной памяти он почитается как Игумен всей земли русской!
Страшная встряска народного организма, каким явилось татарское иго, вызвала к жизни новые силы. Там, где неодолимые, казалось, беды могли все разрушить, действовала спасающая благодать.
Хочется провести историческую параллель и посмотреть, что же творилось на Западе и какие ценности становились приоритетными для западной цивилизации. С XIV века в Европе нарождается эпоха Возрождения (возрождение интереса к язычеству, достаточно свободному от морали) из-за упадка веры западного общества во Христа. Человек стал мерой всех вещей, то есть он встал на место Бога, забывая гордо о повреждении своей природы и о том, что невозможно без помощи свыше избавиться от власти греха. Христианство подменяется «религией» человекобожия: заповеди Божии подменили заповедями человеческими («а я хочу…»).
«Этика заменяется эстетикой»; побочным же продуктом расцвета наук и искусств стал аморализм. Античный культ тела освободил человека от средневекового презрения к страстям, и раскрепощение тела быстро переросло в разнузданность (свободу от всякой ответственности). Это была самая настоящая революция.
Потакание идеологов и адептов возрождения своим страстям способствовало постепенному падению их в пропасть глубочайшей нравственной деградации, и привело, в конечном итоге, к вырожденчеству.
Самым главным было испытание: отношения горнего к дольнему. Смыслом жизни стало не служение Богу, а самоутверждение. Русь же избрала другой путь в сравнении с Западом: приоритет веры над разумом. Родина наша хотела быть «святой». Она превращалась постепенно в централизованное многонациональное государство. Религиозное мировоззрение полностью сохранялось. Священнослужители не содержали мясные лавки и кабаки, игорные и публичные дома, как это было в Италии. Монахини не читали «Декамерона», и монастыри не превращались в вертепы. Между монахами и монахинями не происходили побоища. Представители высшего класса часто зверствуют, но не предаются публично разврату. Порнографическая литература и живопись не имели места» (Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения»).
«Начиная с эпохи Возрождения, вся история христианства на Западе представляет собой поступательный и непрерывный распад духовности, продолжающийся уже несколько веков», – этими словами русской эмигрантки Татьяны Горячевой, прожившей много лет на Западе, можно подвести итог сказанному. Поэтому татар терпели до поры, но противостояли западной агрессии, и это было вполне понятно и не только с догматической точки зрения. Но человек слишком склонен забывать, ради чьих побед и отданных на алтарь служения Богу и Отечеству жизней мы ныне живы. Но живем ли мы по существу, как заповедовал нам Отец Небесный, Сын Его, князья-собиратели русских земель?
Забыли мы, что мы – русские, а значит – православные, наследники великих дел, побед и свершений наших предков. Забыли мы наших героев Куликовской битвы, что реки Куликова Поля после брани целых три дня истекали кровью!
Тут есть то, чего нигде нет! Сюда надо приносить, привозить и вкладывать. Чтобы что-то взросло доброе, надо, помимо того, что посеешь, еще поливать, удобрять, пропалывать сорняки… Тут, конечно, торжественное Богослужение трудно совершить, а молиться можно и должно.
Есть и у нашего Святого Поля своя молитвенница – блаженная Матрона, родившаяся в с. Себено, что расположено буквально впритык к Полю Куликову, на месте бывшего города Дорожен, где великий князь Дмитрий Донской держал военный совет перед переправой. Священник Валерий Мешков
Справка
Анатолий Анатольевич ПАРПАРА (1940–2020) – поэт, драматург, общественный деятель, сопредседатель Союза писателей России, председатель Фонда имени М.Ю. Лермонтова (1993)Валерий Владимирович МЕШКОВ (род. в 1960 г.) окончил Московский авиационный институт, Заочный народный университет искусств, Московскую духовную семинарию. В 1993 г. рукоположен во священника. Член Союза писателей, автор нескольких книг.