1 августа отмечается 257 лет со дня рождения великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского, определившего цель христианской жизни и указавшего пути достижения этой цели для каждого из нас.
Преподобный Серафим Саровский – самый почитаемый из русских святых в мире, народный батюшка, к которому стремились за благословением при жизни и притекают после кончины. Дивеевский монастырь, где находятся его мощи, – самый большой в мире. 1 августа там великий праздник. Но, думается, батюшка Серафим слышит наши молитвы, где бы мы ни находились. Бывает, что по немощи мы не можем приехать в какое-то место и скорбим: «Хорошо бы нам сегодня быть в Дивееве, у мощей, пройтись по канавке, в источник окунуться и стяжать особую благодать Серафимову».
Но преподобный Серафим помогает везде, и он видит намерение нашего сердца. Если мы стремимся в святое место, но не можем попасть туда по каким-то обстоятельствам, то нам точно так же дается благодать. Святой Паисий Афонский вообще был противником паломнических поездок по праздникам. Он говорил:
«Если вы на своем месте помолитесь, то Господь может вам дать еще большую благодать, чем если бы вы поехали, но, участвуя в разговорах суетных, общих трапезах, толкаясь в поездах, эту благодать растеряли».
Известна беседа батюшки Серафима с Н.А. Мотовиловым, в которой преподобный четко определяет цель христианской жизни. Многие сейчас спрашивают: «А зачем мы живем? Какой смысл? Что мы должны делать? К чему стремиться? Какая главная цель в нашей жизни?»
Любая земная цель – телесная или душевная – временна, не вечна, тленна. Допустим, мы приобретаем независимость, достигаем некоего положения в обществе, комфорта – но ничто внутри нас лучше не становится. Конечно, это не будет иметь никакого значения на нашем главном экзамене в конце жизни, к которому мы должны подготовиться. А самое важное, как сформулировал Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, – это стяжание Благодати Духа Святого. И вот этой цели христианской жизни должен быть посвящен каждый день, каждый час. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит говорит:
«Когда уже руки опускаются, когда не знаешь, что делать, впал в уныние, не понимаешь, как исправить свое положение, то проси просто Благодати Духа Святаго».
Нам надо искренне просить и стремиться очистить свое сердце, чтобы суметь вместить эту благодать, потому что в грязное сердце она не может войти. Ведь в неубранную квартиру мы не приглашаем гостей. Так же и с душой. И сейчас хороший повод перед Успением Божией Матери, перед особой благодатью Успенской, очистить свое сердце, свою душу и стяжать Благодать Духа Святого.
А когда благодать снизойдет, тогда Господь Сам устроит полезное для спасения нашей души – возможно, совсем не то, чего мы ждали, к чему стремились. Может быть, это будет скорбно, или окажется радостью через слезы, или Господь поставит нас на такое послушание, где придется довольно трудно, и мы не будем испытывать особого удовольствия. Но это будет для нас благодатно, спасительно и полезно. Ведь наша главная задача – стать соработниками Бога. И надо просить Его, чтобы Он потрудился в нашей душе. Если Бог снизойдет благодатью к нам в сердце, в наши души, то любые бесовские козни, страсти для нас будут не страшны. Диавол никак не сможет к нам даже подступиться, если мы окружены такой благодатью. И всякий человек, который это понимает, который опытно получил такую благодать, понял, что такое жизнь с Богом, безразличен ко всему остальному, к своему внешнему положению.
Как-то по телевидению показали фильм об Афоне и его насельниках, в нем монахов Ватопедских спрашивали, как они живут, как спасаются. В монастыре никто не курит, не пьет, женщин там нет, никаких удовольствий плотских. Но монахи прямо светятся, радость особую излучают. Это свидетельствует о том, что в жизни действительно есть ценности выше плотских, телесных. Все это проходит, и в могилу с собой ничего не унесешь. А вот если человек один раз испытает высшую духовную радость, то он будет и дальше к ней стремиться во что бы то ни стало.
Такой же случай был у преподобного Серафима. Неизвестно почему, есть разные гипотезы, но Серафим Саровский потерял благодать. А ведь он стяжал обильную Благодать Божию, несколько раз ему являлась Божия Матерь, множество чудотворений он совершил по этой благодати. И вот он ее лишился и не знал, как умолить Бога, что сделать для того, чтобы Господь вернул ему Свою милость. Тогда он встал на колени и начал молиться. И молился три года – тысячу дней и тысячу ночей не сходил с камня. Представляете, такой великий угодник Божий, чтобы вернуть потерянную благодать, потратил столько сил и времени! И он не сомневался, что Господь его помилует.
Мы часто хотим легких побед. Один раз воздохнем, один раз всплакнем, один раз храм посетим, один раз покаемся – и все должно перемениться в нашей жизни. И мы еще ропщем на Бога: «Господи! Ты чего это мне не даешь, чего я у Тебя прошу-то? Я же уже сделал шаг?» А может быть, Господь ждет, чтобы мы сделали не один шаг? Он медлит для того, чтобы мы проявили упорство, чтобы мы укрепились в том, что действительно полезно для нашей души.
Святые отцы говорят, что если бы мы хоть раз в жизни искренне от всего сердца воздохнули к Богу, то в тот же момент Господь дал бы нам Свою Благодать, и все оковы диавола распались бы. И все страсти наши ослабели бы и никакого действия на нас не оказывали. Вся наша беда в нашей неискренности, лживости, неверии. Часто мы просим и не верим, что получим, каемся, но с оправданием. Мы благодарим, а в мыслях возникает вторая мысль: я ведь тоже неплохой, меня тоже можно похвалить. Мы заболеваем такой шизофренией всякий раз, когда вроде бы и обращаемся к Богу, и просим, и молим, а в то же время центром вселенной оставляем наши желания, наше «я», то, как мы выглядим в глазах других, то, что мы от этого получим.
Это, конечно, совсем не духовное устроение – в центре должен быть Бог. «А как Бог смотрит на нас? А полезно ли это для спасения нашей души? А по совести ли я делаю? А как я потом пред Богом отвечу?» Для человека, который понял великую духовную тайну, что за все придется отвечать, ничего нет сокровенного, что не станет явным, начинается совсем другая жизнь – жизнь-предстояние пред Богом, когда мы действительно стараемся не потерять Благодать Божию.
На литургии на всех изливается обильная благодать – как на всех одинаково и солнце светит, и дождь льет, и снег падает. Но все по-разному эту благодать воспринимают. Одни могут ее сохранить в душе, а к другим она не прилипает, что-то не позволяет ее вместить. Иногда люди вмещают ее в свое сердце, но на пять минут, пока из храма не выйдут, пока не дойдут до дома. А там вся благодать растворяется в пустых разговорах, различных рассуждениях, в гневе.
Наша главная задача с вами состоит в том, чтобы по Благодати Божией научиться силы страстей, которые есть в нас, использовать для спасения своей души.
Например, многие из нас – раздражительные. Мало кто может сказать, что прожил день, ни разу не разгневавшись. А что такое гнев? Гнев – это духовная сила, которую Бог дал каждому человеку для того, чтобы быть мужественным. Если бы мы этот гнев начали направлять на самих себя (разозлились бы: «Да что ж ты делаешь-то? Когда ты исправишься?»), если бы этот гнев перешел в решительность, упрямство, мужественность для преодоления наших тяжких греховных привычек, то эта великая сила очень скоро сокрушила бы все козни диавола, и мы бы с вами довольно быстро пришли по благодати во исправление.
Или, может быть, мы часто осуждаем других. А вот если бы мы поставили себя на место подсудимых, а не судей, начали бы очень внимательно в конце дня рассматривать – что я сотворил за этот день? – как на суде, честно, искренне (ведь никто не видит, только я и Бог), то Он бы нас отрезвил и привлек бы на нас Свою милость. Господь дал бы нам благодать за правильное устроение.
Или мы часто печалимся, унываем из-за того, что не удается то, что мы хотим. А хорошо бы направить эти чувства на свои грехи, несовершенства. Все наши природные силы можно использовать для того, чтобы стать лучше. Работа диавола состоит в том, чтобы эти силы, данные нам от Бога, направить в противоположную сторону, на других людей. Вот мы и начинаем оглядываться по сторонам: «Смотри, как он нехорошо поступает, какой он ханжа, обжора, молится мало. Вот я по сравнению с ним – другое дело».
Это сравнение – я и другие люди – совершенно неправильное. Если бы у нас была другая система координат – святой и я, преподобный Серафим Саровский и я – возникла бы совсем иная картина. «Ну-ка, давай посмотрим, где я нахожусь по отношению к Серафиму Саровскому? Как он стяжал благодать, как он молился? А он Евангелие прочитывал каждый день. Каждый день прочитывал всю Псалтирь. А я хоть одну кафизму, хоть один псалом прочитал за день? Хоть одну главу Евангелия?»
Если мы будем себя сравнивать со святыми, с великими угодниками Божиими, то окажемся никем, букашками, тварями, ползущими в противоположную сторону от Бога.
Помогай нам Господь увидеть себя в свете Божественной Благодати, в свете Духа Святого, но не отчаиваться. Ведь у Бога нет ни одного смертного греха, который бы Он не простил. Нет ни одного проступка, который Бог не может исправить. Наше дело только как врачу представить этот грех, открыть его: «Вот какая меня гнойная язва, вылечи ее, Господи!» И Господь как великий лекарь может исцелить любую нашу духовную болезнь.
Ведь это очень простые вещи, которые теоретически все знают, но практически никто не исполняет.
Сейчас век интеллектуального православия. Мы можем поучать других, наставлять – здесь много ума не надо – можно просто прочитать книжки, взять на вооружение какие-то мысли. А вот исполнить в своей жизни – это уже – как камни на колокольню затаскивать, а не сбрасывать их оттуда.
Но Господь от нас ничего не требует фантастического. Паисий Афонский, когда у него спрашивали совета, как изменить свою жизнь, часто говорил:
«Сделай хоть воробьиный шаг. К тому, что ты имеешь, прибавь хоть какое-то действие, начни хоть немножко молиться».
Если ты молишься – прибавь чуть-чуть к молитве. Если Евангелие читаешь нерегулярно – начни его читать каждый день. Если в храм все время опаздываешь, дай себе такой обет: «Не опоздаю ни разу в храм, буду приходить вместе с хором». Или, допустим, слабости – курение, пьянство, какое-то похотение – можно выбрать из всех наших грехов самый тяжкий, больше всего нас гнетущий и начать с ним упорно бороться.
Недавно у наших прихожан была сложная ситуация, и я призвал их дать некие обеты. И надо сказать, что они такие правила на себя наложили, что даже не верилось, что они смогут все это осилить. Но они почти все исполнили. Недавно пришли, рассказали, что жизнь у них преобразилась, и они очень рады, что одержали такую победу. Здесь, как в бою: вначале бывает тяжело, а когда победил – легко, радостно. Помогай нам Господь одержать хотя бы маленькую победу над самим собой и вообще стараться каждый день такую победу одерживать. Божие благословение вам, укрепляй вас Господь, всех с праздником преподобного Серафима Саровского!
Игумен Киприан (Ященко)