Православный детский садик
В селе Шостье Рязанской области с 2000 г. существует сестричество при храме Святителя Николая Патриаршего подворья. В 2008 г. силами сестричества по благословению его настоятеля игумена (ныне архимандрита) Петра была организована школа будущего первоклассника для дошкольников. Для жителей села, где давно не было детского сада, это стало неожиданным и приятным сюрпризом. Счастливые матери поспешили к двухэтажному дому с монастырской калиткой и с радостью отдавали своих малышей в заботливые руки сестер на православное воспитание.
Начало
Сначала ни о Боге, ни о Церкви мы с родителями не говорили. Деревенские, простые, чаще застенчивые, они произносили общую, часто слышимую в наши дни фразу: «Нас никто не учил, как правильно веровать. Жизнь другая была, мы работали, церкви закрыты были». Они стеснялись своих чувств, стеснялись нас, но, встречаясь с нашими взглядами, боясь, что им не поверят, утверждали: «А я в Бога верю. И молюсь своими словами, каждый день молюсь: «Господи, помоги, Господи, прости…»
Диалоги
– Мы ваших детей будем учить молитве, ходить с ними в храм, причащать их.
– Очень рады будем, учите. Это же очень хорошо.
Забирая ребенка после занятий, мама смущенно рассказывала, как пятилетняя Даша перед ужином строго заявила: «А почему вы не молитесь?» Папа (растерянно): «Так мы не умеем. Ты нас научи». Даша (важно): «Прежде чем за стол садиться, надо Богу помолиться. Брат, сестра – не поленись, сел за стол – перекрестись! Отче наш, Иже еси…» (замолчала, вспоминает слова молитвы). Папа: «Да ты сама не знаешь!» Даша: «Знаю, знаю, но я забыла».
Диалог двух детей на игровой площадке. Сережа (5 лет) и Данила (6 лет) играют в корабли и капитанов. Данила настаивает на том, чтобы каждый плыл на своем корабле. Проходит немного времени, Сережа подходит к Даниле и протяжно-умоляюще произносит: «Данила, давай вместе играть, ведь Христос сказал, что все должны плыть на одном корабле».
Божие чудо
История трехцветной кошки
На детской площадке частенько прогуливалась трехцветная соседская кошка, умная, с непревзойденными умениями сельской, видавшей виды кошки. После того как гибкая красавица попала в очередную трудную ситуацию, у нее серьезно повреждено ухо, оно превратилось в смятую круглую лепешечку. Пятилетний Сережа, внимательно осматривая помятое ухо, спрашивает: «Что с ухом?» Отвечаю: «Сереженька, очень жаль, но злые люди бросили кису в костер». Сережа (после паузы) тяжело вздыхает: «У этой кошки ухо обгорело, погорело и обвалилось».
Продолжение истории с кошкой
Диалог двух девочек Маши (6 лет) и Даши (5 лет).
– Маша, у кошки уха нет, давай помолимся Богу, чтобы выросло!
– Давай!
Серьезно, сосредоточившись, встают у иконы и, перекрестившись, обе жалостливо просят: «Господи, помоги. Сделай так, чтобы у кошки выросло ухо». После небольшой паузы обе усердно бьют поклоны, а уже через минуту, забыв о серьезной молитве, радостно играют в группе.
Медленно осознаю всю серьезность детского прошения, вдруг начинаю волноваться: что я скажу детям, если завтра у кошки не вырастет ухо. А ведь оно наверняка не вырастет! Последняя мысль повергает меня в окончательное уныние: «Вот вся твоя вера! Эти маленькие дети имеют ее, простую и крепкую, а ты привычно сомневаешься». Вечером советуюсь с сестрами. Мне дают простой совет: «Если не вырастет ухо, скажи, что Бог желает, чтобы эту кошечку жалели, проявляли к ней милосердие, поэтому не исцеляет ее». Успокаиваюсь.
Утро следующего дня. История с исцелением кошки не вспоминается. Обычные утренние хлопоты, прием детей. Слышу пронзительный радостный крик: «Мать Иоанна, у кошки выросло ухо!» По моей коже пробегают мурашки. Подхожу к мурлыкающей любимице и с затаенным страхом вглядываюсь в ее уши. Одно – целое на месте, как и должно быть. А на месте второго, где была безобразная расплющенная лепешечка, появился маленький уголочек – домик, в три раза меньше обычного уха, но явно формой и симметрией указывающий на наличие маленького уха. Невидимая рука Милостивого Хирурга подтянула мягкие ткани и картина не ярко, но явно изменилась.
Даша и Маша прыгали от радости: «У кошки выросло ухо! Мы молились!» Неподдельная детская радость и ни капли сомнения в чуде. В глубине сердца ужасаюсь своему маловерию. «Будьте, как дети!»
В этот же год в Великий Четверг расцвел пень под иконой Пресвятой Троицы в детской комнате, служившей трапезной. Пенек этот был основанием детской лавочки, на которой сидели дети во время обеда. Веточка распускалась всю Светлую седмицу, вызывая чувства удивления и восхищения. Лавочку пришлось разобрать, пенечек поставить в тазик с водой и поливать, продлевая его чудесную жизнь.
Будни (о вере и молитве)
Молитвы мы почти не читали, мы их пели. Маленькие дети делают это с удовольствием, для них это понятная форма обращения. Так родились духовные канты Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Предтече, Георгию Победоносцу, стихотворные обращения к Ангелам, рифмовочки перед трапезой и уроком труда. Всем это и понравилось, и полюбилось.
Урок
– Дети, а вы знаете, что Господь слышит наши молитвы?
– Да!
– (Робкий голос.) А Боженька может сделать нам качели?
– Если вы будете слушаться старших, помогать, не капризничать, то Господь будет радоваться за вас и, конечно, поможет нам с качелями.
После искренних покаянных признаний о непослушании, о съеденных без спроса конфетах, после молитвы ко Господу о прощении нас за проступки робко приступаем с материальным прошением о качелях. Прошло совсем немного времени и детскую группу посетили паломники из Москвы. Один из них, добрый семьянин, трудолюбивый умелец, за один день соорудил на детской площадке замечательные качели. Мы раскрасили их в цветочки, и детской радости не было конца.
Потом была история с песочницей. Проезжающий на стройку грузовик, наполненный песком, щедро опрокинул свой груз на детскую площадку после усиленной детской молитвы Николаю Чудотворцу: «Святой Николай, ты к нам приходи, Святой Николай, ты нам помоги…» Никакой методики и системы преподавания здесь нет, а есть повседневная жизнь с верой и молитвой, с упованием на Бога и радостью общения с Небесным Отцом, с благодарностью и надеждой. Главное – то, что малые дети приобретали настоящий опыт Богообщения и изменялись, чувствуя радость от ответной Божественной Любви. Вспомнилось изречение Афонских старцев: «Христианство – это не теория, а сама жизнь».
Дашина мама как-то призналась: «Иногда мне кажется, что мой ребенок умнее меня и знает что-то такое, что я точно не знаю».
Урок в День святого Иоанна Предтечи
Были на службе, причащали детей. Накануне провели урок.
Дети садятся вокруг меня, беру икону Иоанна Предтечи, рассказываю о его жизни, такой непохожей на нашу жизнь.
– Дети, у вас есть дом, в котором тепло, есть родители?
– Да!
– А у Иоанна Предтечи не было дома.
Рассказываю о том, как Иоанн жил в пустыне.
– Святой Иоанн Креститель очень любил Бога и учил людей не согрешать, не совершать дурных поступков. Он выслушивал всех. Люди рассказывали ему о своих грехах, а он омывал их чистой Иорданской водой, прося Господа о прощении.
Внимательно смотрим на икону.
– Дети, а Иоанн Предтеча нас слышит. Если кто-нибудь совершил что-то нехорошее, попросим у него прощения и его святых молитв. После исповедального урока с нежной любовью поем кант святому Иоанну Предтече: «В далекой стране Палестине струится река Иордан, на берег реки той выходит Креститель святой Иоанн…»
Азбука – Божия наука
Изучаем азбуку. Первые буквы: «А» – конечно, Ангел. «Б» – Бог, Богородица. «В» – вера. «Г» – Господь. «Е» – Евангелие. «С» – смирение. И так к каждой букве подбираем священные слова. Вместе сочиняем простые стихи: «Бог нас очень любит, дети, Он поможет всем на свете», «Добрый Ангел, прилети, добрый Ангел, помоги!» Начинаю стишок, окончание рифмуют дети. Таким образом, на уроках словесности мы продолжаем познание Бога и Божия мира.
Урок математики: учим цифры и сложение
«Прежде чем начать учиться, надо Богу помолиться», – начинаем с рифмовочки, а затем поем «Царю Небесный». Раскладываем карандаши. Предлагаю поднять детям карандаш одним пальчиком. Пыхтят, стараются, роняют карандаши, толкаются, смеются – ничего не выходит. Концентрирую внимание: «А теперь возьмите карандаш тремя пальчиками. Конечно, у каждого получается без особого труда. Делаем важное открытие – одному не справиться, а вместе (втроем) – без труда. Так объясняю первое понятие «соборности». Когда мы вместе – легко учиться, легко работать, легко помогать друг другу. Церковь Божия – это когда все вместе. Складываем 1 + 1 + 1 + 1 = 4. Четыре это уже не один, это уже много, это вместе. Вместе – это легко, это радостно, это по-Божьи. Складываем: 1 Ангел + 1 Ангел + 1 Ангел = 3 Ангела, Ангельский Собор. А если в довершение показать икону Архангелов – сразу становится ясно, что такое Ангельский Собор. Так уроки математики тоже превращаются в уроки Закона Божия.
Уроки прикладного искусства
С малышами занимается инокиня Матрона. У нее больные ноги, и, чтобы прийти в детскую группу на урок, ей приходится преодолевать нелегкий путь на костылях от монастыря до нашего детского домика. У ворот ее уже окружает детский хоровод, кто за руку ведет аккуратно, кто осторожно за костылик держится – помогают дойти, щебечут как птички, рассказывают все новости. Уроки у матери Матроны всегда интересные, у нее дар от Бога работать с природными материалами. Темы, конечно, – Божий мир и Его творение. Здесь и дни творения, и храмы, и Ангелы, и поздравления с праздниками, и сувениры, и самодельные куклы.
Сначала вместе сделаем, а потом поиграем, сказку расскажем о том, кого нарисовали, или слепили, или склеили. Все малыши делали с инокиней Матроной подарки для своих любимых мам и бабушек. Дарили вместе и пели вместе: «Слово «мама» дорогое, мамой надо дорожить, с ее лаской и заботой легче нам на свете жить». А мамы плакали радостными слезами, принимая яркие подарки детей, сделанные их руками. Это были не просто уроки прикладного искусства и уроки познания Божия мира, это были уроки любви, нежности и внимания к своим родным. Уроки любви, которой так нам всем сейчас не хватает.
Монашеское искушение
«Все, больше не могу! Какое это монашество! А где молчание, трезвение, непрестанная молитва? Целыми днями сидеть с малыми детьми, рассказывать им сказки, говорить часами напролет. Прихожу в келью к вечеру, уставшая, голова гудит, как улей, от всего сказанного, услышанного, от смеха и плача. Сколько информации, какое уж тут хранение помыслов! Начинаю унывать, плакать, расстраиваться. Наконец, решившись, иду к батюшке, неуверенно выдавливаю: «Батюшка, какое это монашество – малые дети…» Батюшка мне в ответ: «Хоть одну душу приведешь ко Христу – искупишь множество грехов, ты у нас будешь равноапостольная бабушка». Утешил и смирил: по-монашески.
Наши праздники
Рождество… Пасха! Радость для всех – и взрослых и детей – неизглаголанная! Помню, на Светлой седмице однажды произошло курьезное событие. Еще до него подошла ко мне одна мама и говорит: «Почему вы не участвуете в районном фестивале школ и детских садов? У вас такие красивые русские костюмы, дети так хорошо поют, вы там всех удивите!» Закрадывается тщеславная мысль: «А что? Выступим, покажем наших детей!»
Начинается серьезная подготовка: репетируем, поем, учим. Наконец наступает этот волнующий день. Как настоящие артисты, погружаемся в автобус, развешиваем наглаженные костюмы, укладываем музыкальные инструменты. С нами едут притихшие волнующиеся родители. Приезжаем в школу, где проходит фестиваль. В темном зале за столами сидит строгая комиссия. На сцене один за другим проходят выступления школ и детских садов: ярко, красочно, профессионально. Ни капли не сомневаюсь в своих – отлично подготовились! Пробираемся к сцене, одеваемся, готовимся. Объявляют наше выступление. Открывается занавес, перед зрителями стоят мои малыши в ослепительно ярких русских костюмах, вышитых кокошниках – сказочно красивые. Первые звуки аккордеона… Они молчат. Я начинаю за кулисами почти в полный голос петь. Несколько человек неуверенно, почти неслышно, что-то под нос мурлыкают. И так почти весь наш запланированный концерт! Провал был полный! Зрители вежливо похлопали, очевидно, благодаря за костюмы.
Усаживая детей в автобусе в обратный путь, я недоуменно тормошила и спрашивала их: «Что с вами случилось? Почему вы молчали? Мы же с вами столько готовились!» Они смотрели на меня умными виноватыми глазами и молчали.
Рассердилась я на них тогда, надулась. Весело пыхтел автобус по сельской дороге, и, подъезжая к нашему домику, мои незадачливые «артисты» во все горло старательно выводили все не спетые на злополучном фестивале песни, не получив на это никакой команды от взрослых. Я смотрела на их озорные довольные физиономии и уже не сердилась, а от души смеялась вместе с ними. Да какая же может быть печаль! Пасха! Христос Воскресе!
Послесловие
Проходя это необычное для монахини послушание, я не переставала удивляться тому, что открывал мне Господь: тайну младенческой души, чистой, полной веры и простоты, какой-то детской нежности, ласковости и абсолютного незлопамятства. Их незлобивость меня поражала! Дети чувствуют все перемены в твоем сердце, чувствуют, если оно опечалено, и умеют глубоко и искренне тебе сочувствовать, сопереживать. С детьми можно говорить от сердца к сердцу, иногда без слов. Это удивительное свойство младенческой души, глубоко духовное, так редко встречающееся у взрослых людей. У маленьких детей можно многому научиться, если быть внимательным.
…Прошли годы. Меня перевели на другое послушание, в другое место. В Шостье детская группа и по сей день существует, и заботливые сестры принимают на воспитание новых подопечных. Если же мне приходится вспоминать это время, я думаю: «Это было похоже на земной рай».
Монахиня Иоанна (Сизикова)