Звезды сияли хрустальным светом, животные согревали Младенца в яслях своим дыханием, бедные пастухи воздавали Ему почести. Смирение – добродетель, которую с первых минут Своей земной жизни явил Спаситель мира. О том, как взрастить в себе это божественное свойство, мы беседуем с детьми на уроке Основ православной культуры. Цели урока: выяснить, что такое смирение и противоположная ему страсть гордости, поговорить о послушании – проявлении смирения и любви.
Смиренный человек – кроткий, послушный, любвеобильный, радостный, в его душе царит мир. «Смиренье – Богу угожденье, уму – просвещенье, душе – спасенье, дому – благословенье и людям – утешенье», – говорится о добродетели смирения в словаре Владимира Даля.
Смиренный не ленится, не спорит и не задается, не перечит старшим – даже если они неправы. Добродетелью смирения обладает, например, главная героиня сказки Шарля Перро «Золушка». Мачеха взвалила на добрую и кроткую девушку все тяжелую работу по дому, ругала ее и обижала, но Золушка не отвечала злом на зло. Спала девушка на чердаке, на тоненькой подстилке, отдыхала у самого очага, сидя на золе. Но и в стареньком платьице она была во сто крат милее своих разряженных сестриц. И неслучайно ее полюбил принц.
Героини многих русских сказок – Марья-Искусница, Настенька из «Морозко» и др.– ласковы, послушны, расторопны, хороши не только внешне, но и внутренне – они как будто тихо светятся изнутри.
Такой представлялась многим молодым людям на Руси идеальная невеста. Послушайте христианскую притчу о том, как искал свою суженую некий хлебороб.
«Задумал молодой хлебороб жениться и отправился с друзьями на праздник, чтобы выбрать себе невесту. Такие красавицы вышли в хоровод, что у парней глаза разбегаются – одна лучше другой. Вышагивают как павы, плечами поводят, себя в лучшем виде показывают. И лишь одна из них стоит скромно в стороне, низко склонив голову и опустив глаза.
– Вот моя суженая, – показал на нее хлебороб.
Удивились друзья такому странному выбору, а парень объяснил:
– Я ведь хлебороб и привык судить по пшеничным колосьям. Когда они стоят, гордо выпрямившись, так что их издалека видно, то в таком колосе почти наверняка нет зерна. А колос, наполненный хлебом, всегда преклоняется книзу, так что порой его сразу и не заметишь. Точно так же и невеста».
Смирение украшает не только девочек и женщин. Это – качество настоящих мужчин, воинов. Что-то отнять – нужна сила, а уступить – смирение, и эта уступка может быть настоящим подвигом, проявлением мудрости и милосердия.
Летом 1812 г. Наполеон с огромной многонациональной армией («со двунадесетью языки») вторгся в пределы России и за несколько месяцев дошел до Москвы. После кровопролитного Бородинского сражения многие военачальники предлагали дать еще один бой французам за древний город. Подвигом смирения стало решение главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова отступить, оставить Москву без боя. Он считал, что, если сохранить армию, уцелеет и Россия, и Москва. Наполеон вошел в опустевший, охваченный пожаром город. Но уже через месяц французы бежали, гонимые русскими воинами, голодом и крепкими морозами. К Рождеству Христову 1812 г. (25 декабря по старому стилю) последние наполеоновские солдаты покинули пределы России.
Праздник Рождества до 1917 г. в России отмечался как национальный День Победы в Отечественной войне 1812 г. В ее ознаменование по указу императора Александра I был воздвигнут Храм Христа Спасителя в Москве. На стенах величественного «храма-витязя» в шапке литого золота по сей день начертаны имена офицеров русской армии, павших в войне 1812 г. О них написал знаменитые строки М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя;
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Иногда смирение неправильно понимают как забитость, слабость. Но в душе смиренного человека живет Сам Бог, Дух мира и любви. И люди кроткие, тихие, по слову Господню, блаженны, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). Кутузов, проявив кротость, смирение, разбил впавшего в гордыню Наполеона.
Сам Спаситель показал высокий пример смирения всей Своей земной жизнью. «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29–30), – сказал Он своим ученикам.
Младенец Христос явился на свет не в царском дворце, а в пещере для скота, в вертепе, животные согревали Его своим дыханием. Царь Ирод гонялся за ним, желая погубить. Подрастая, Христос находился в послушании у Девы Марии и праведного Иосифа, Он трудился своими руками – был плотником. После 30 лет Спаситель вышел на проповедь, терпя неудобства, зной, холод, преодолевая усталость. Он исцелял, творил милости и в то же время молча терпел поношения – и в конце концов был предан распятию на Кресте. «Он, будучи образом Божиим… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6–8).
Незадолго до своих Крестных страданий Спаситель совершил необычный поступок – умыл ноги своим ученикам. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:12–15). «Кто хочет быть первым, – говорит Спаситель, – будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).
Смиренных ожидает награда: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6).
Божественная благодать – это Божественная сила, которая наполняет нас радостью, любовью и добром. О ней воочию поведал преподобный Серафим Саровский своему другу и помощнику Николаю Александровичу Мотовилову. С 12 лет того мучил вопрос: какова же цель христианской жизни? И вот во время духовной беседы преподобный Серафим отвечает: цель жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа; добрые дела, послушание, милостыня, пост, молитва – только средства для очищения души, для стяжания благодати. Николай Александрович – в смущении от столь странного ответа. Тогда батюшка Серафим крепко берет Мотовилова за плечи, и лицо его сияет неземным светом. В теле, в душе Мотовилова разливается неизъяснимая радость, мир, покой и теплота, сердце его трепещет от блаженства.
«Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Под Царствием же Божиим Господь разумел Благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а Благодать Духа Святого и освящает и согревает нас, наполняя благоуханием воздух, услаждая наши чувства, питая сердце радостью неизъяснимой», – говорит преподобный Серафим.
Прощение врагов, покаяние, признание своих грехов и ошибок – средства стяжания благодати. Об этом – рождественский рассказ русского писателя Николая Лескова «Христос в гостях у мужика».
На поселении в Сибири с молодых лет живет некий Тимофей Осипов, из первогильдийных купцов – человек честный, кроткий, любящий Священное Писание. Одно его мучает – никак не может забыть он своего дядю Тимофея – страшного обидчика всей семьи. Дядя смертельно огорчил отца Тимофея, свел горем в могилу его мать, оклеветал его самого и при старости своих лет женился на молодой девушке, которую Тимоша с детства любил. Назначенный после смерти родителей опекуном Тимофею, дядя растратил почти все его имущество. И вот в ссоре молодой человек ранил своего дядю оружием, за что и был сослан на поселение в Сибирь.
Небольшие деньги у Тимофея все же остались, и через год он женился, перестав скучать в далеком краю. «И в десять лет стал у всех в виду как самый капитальный человек. Дом вывел, как хоромы хорошие; всем полон, всего вдоволь и от всех в уважении, и жена добрая, и дети здоровые. Чего еще надо? Кажется, все прошлое горе позабыть можно, но он, однако, все-таки помнил свою обиду».
Друг его увещевал: «Пока ты зло помнишь – зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покое жить станет». Все без толку: если скажут ему слово про дядю – Тимофей побледнеет, и в глазах вместо обычной ласки загорится гнев.
Был он в ссылке шестнадцатый год, когда однажды, читая в своем саду Евангелие, горячо, от всего сердца пожалел Спасителя, Которому у фарисея не дали воды, чтобы – по восточной традиции – умыть ноги. «Господи! Если б ты ко мне пришел – я бы тебе и себя самого отдал», – воскликнул он. А ему вдруг откуда-то, как в ветерке, дохнуло: «Приду!»
Стал с тех пор Тимофей дожидаться Спасителя в гости, даже за столом оставлял Ему почетное место перед креслом.
А на Рождество Христово собрал хозяин богатый стол, пригласил ссыльных, бедняков, тех, кто еще не наладил жизни своей в суровом краю. Люди пришли всякого звания, из разных мест – и русские, и поляки, и чухонцы – мужчины, женщины, дети. Одного только гостя нет – Который всех дороже. Темно уж стало, метель на дворе разыгралась. Вздохнул тогда Тимофей и решил садиться за стол. Прочитал «Отче наш», а потом «Христос рождается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земле…»
И только это вымолвил, что-то страшно ударило в стену со двора, зашумело в сенях, двери в горницу сами настежь отворились. Посмотрели – а на пороге стоит страшный старик в рубище, со шрамом на лице, побелевшем от стужи, дрожит, еле на ногах держится. Перед стариком – белая как из снега рука – держит глиняную плошку с огнем. Ветер с вьюгой с надворья рвет, а огня не колышет…
Тимофей, как увидел это, вскричал:
– Господи! Вижду и приму его во имя Твое, а Ты Сам не входи ко мне: я человек злой и грешный. – Да с этим и поклонился лицом до земли…
Взял Тимофей за обе руки старика и посадил за первое место.
А кто был этот старик, может быть, вы и сами догадались? Это был враг Тимофея – дядя, который его разорил. Рассказал старик, что все у него пошло прахом: и семьи, и богатства лишился, и ходил давно, чтобы отыскать племянника и просить у него прощения. В метель сбился с пути и уже совсем замерзал, как вдруг кто-то невидимый осиял его и сказал: «Иди, согрейся на Моем месте и поешь из Моей чаши».
С той поры старик остался у Тимофея и, умирая, благословил его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.
Заканчивается рассказ такими словами: «Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце может быть такими яслями, если оно исполнило заповедь: «Любите врагов ваших, благотворите обидевших вас». Христос придет в это сердце, как в убранную горницу, и сотворит Себе там обитель.
Ей, гряди, Господи; ей, гряди скоро!»
Противоположная добродетели смирения страсть – гордыня – есть непослушание Богу, заповеданной Им иерархии. Господь установил малое послушание первому человеку: не есть плодов с древа познания добра и зла. Человек, нарушив эту заповедь, получил в наследство непослушание всего творения. Созданный Богом владыкой мира, он после грехопадения стал рабом: маленький клещ укусит – и человек может умереть.
Но когда люди, именуемые Церковью преподобными, уподобляются своему Творцу, тогда и творение приходит в послушание. Страшная ядовитая змея ехидна не причинила вреда апостолу Павлу. Преподобному Герасиму Иорданскому лев вместо ослика возил воду – даже у животных есть смирение.
Издревле благочестивые русские семьи были сильны послушанием: детей – родителям, жен – мужьям, мужей – Господу Богу.
В памятнике древнерусской письменности «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, великий князь назидает молодежь «соблюдать слово Господне» и поясняет: «…при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь… глаза держать книзу, а душу ввысь».
По правилам того времени, после смерти отца старшинство в семье передавалось матери, и дети, даже взрослые, не должны были выходить из-под ее опеки: «А вы, дети мои, слушайте своей матери во всем, из ее воли не выступайте ни в чем, – писал в завещании святой Димитрий Донской. – А который сын мой не имеет слушати матери, а будет не в ее воли, на том не будет моего благословения».
Дети участвовали вместе с отцами в крестьянском хозяйстве: им находилось посильное, но настоящее дело. Малолетних князей в восемь лет «сажали на коня» и брали на битву. В традициях воспитания было не просто послушание, но активность и трудолюбие. Дети должны были все делать для себя сами и не затруднять других.
«Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит, – призывает автор «Домостроя». «Аще охудеет разумом в старости отец ваш или мать ваша – то не безчествуйте их, не укоряйте, и тогда почтут вас ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас…»
Изречения и пословицы донесли до наших дней народную мудрость: «Какую честь принесешь своим родителям, такую ожидай от своих детей на старости».
«Смехом, срамом и безчестьем роду» называли наши предки тех, кто не уважал родителей, пренебрегал заботой о них. Пренебрежение и забвение памяти родителей резко осуждались: «Аще кто злословит родители свои – проклят есть от Бога и от людей».
«Свет государыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка!» – таковы обращения к матери в русских песнях, былинах, сказаниях. Церковные поучения наставляли младших: «не забывай материнского труда, ее печали и болезни о своих чадах».
Послушание – это проявление смирения и любви – высшей христианской добродетели, о которой мы поговорим с вами на следующем уроке.
Домашнее задание:
Нарисовать, как вы прощаете своего врага, примиряетесь с тем, кто вас обидел.
Совершить подвиг смирения – уступить товарищу, брату или сестре. Постараться слушаться с первого слова родителей. Попросить прощения у того, кого обидели. Постараться простить обидчика.
Ольга Каменева