Статья представляет собой фрагмент дипломной работы, посвященной личности святого апостола Павла. Ее автор – Анна Пахарь, выпускница факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 31 октября 2015 г. земная жизнь рабы Божией Анны оборвалась в авиакатастрофе А321 над Синайским полуостровом.
Роль святого Апостола в строительстве Церкви Христовой настолько значима, что «нет ни одного пункта во всей христианской догматике, который не находил бы своего обоснования и подкрепления в Павловых посланиях. Апостол Павел – человек всякого времени, всякой страны, всякого народа. Мы всегда чувствуем, что он – один из нас», – писал митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет. Он стал духовным отцом своей многочисленной и многонациональной паствы, распростершейся на тысячи километров. И не только тех первых христиан, которых он привлек к вере во Христа сам лично «через слово или через послание», можно назвать его духовными чадами, но «все христиане стали детьми Павла, даже если мало читали, – через доктрину и благочестие, которым их учили» (Браун Р. «Введение в Новый Завет»).
Есть два источника, содержащих информацию о жизни святого Павла, – это книга Деяний святых апостолов (начиная с главы 7:58) и биографические детали в его письмах. Книга Деяний написана евангелистом Лукой, который был спутником и «возлюбленным врачом» апостола, поэтому содержит большое количество биографически информативных мест.
Можно предположить, что Павел родился около 5–10 г., в правление императора Августа в столице Киликии, городе Тарсе (Деян. 9:11, 21:39, 22:3), который располагался у Средиземного моря и составлял одну из цветущих областей Римской империи. Блаженный Иероним Стридонский сообщает, что родители Павла переселились в Тарс из иудейского города Гискала после того, как тот был взят и опустошен римлянами (Иннокентий Херсонский. «Жизнь и труды апостола Павла»). Это ценное указание к пониманию того, почему Павел носитель двух гражданств: он не раз называет себя римским гражданином от рождения (Деян. 16:37–38, 22:25–29, 25:10–12).
Тарс славился культурой, науками так, что жители его соперничали в просвещенности с жителями Афин и Александрии. Павел был знаком с моральными и этическими учениями стоиков и эпикурейцев. Знал бытовые и жизненные проблемы язычников, поэтому позднее приходил к ним как человек, не чуждый их заботам. Основное образование он получил в Иерусалиме, куда был отправлен в самых юных летах:
«Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи» (Деян. 26:4).
Из Деян. 23:16 мы узнаем, что у Павла были родственники в Иерусалиме. Он превосходно ориентировался в Писании. Учителем его был знаменитый Гамалиил (Деян. 22:3; евр. Гамлиэль). Чрезвычайные дарования выделили его среди сверстников, так что немногие могли равняться с ним в разумении фарисейского богословия (Гал. 1:14). Воспитание в духе крайне консервативного иудейства не могло не сделать его естественным врагом христианства. Но уже в этой вражде сказываются значительные черты его личности: «целостность, максимализм в применении к жизни своего религиозного идеала» (А. Шмеман, протопр. «Исторический путь православия»).
Общая характеристика особенностям его личности до призвания Христом: «Правоверный еврей, но родившийся в «эмиграции», он соединяет в себе страстную приверженность к своему народу и к его религии с подлинно вселенским охватом мысли. Его религиозное сознание определено вполне иудейством, этой ветхозаветной неутолимой жаждой Бога живого, но он свободно дышит уже и воздухом греко-римского мира, он римский гражданин не только «по бумагам», но и по мироощущению и по совести.
«По учению – фарисей, по ревности – гонитель Церкви, по правде законной – непорочный» (Фил. 3:5–6).
Он считал, что делает дело, угодное Богу (Деян. 22:19–20, 26:10–11), когда участвовал в гонениях на христиан.
Впервые на страницах книги Деяний в 7-й главе появляется некий юноша именем Савл, следящий за приведением в исполнение смертного приговора над одним из семи диаконов иерусалимской первой христианской общины, при этом охраняя одежду палачей. Он одобряет убийство Стефана, терзает Церковь в Иерусалиме, входя в дома, чтобы влачить в темницы мужчин и женщин. Когда решается вопрос о смертном приговоре для христиан, всегда подает «голос за казнь», «принуждает их к отречению», в своем неистовстве преследует их даже «за пределы страны» (Деян. 26:10–12). Затем испрашивает у синедриона особых полномочий для преследования христиан в Сирии,
«чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин, и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян. 9:2).
Но иной путь готовил Промысел Божий Савлу.
Речь апостола перед царем Агриппой дает яркое представление о его сверхъ¬естественном обращении:
«…среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 26:15).
И далее сообщается Павлу великий замысел Божий о нем: «Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:16–18).
Явление Иисуса Христа мгновенно убедило Савла, что Христос, Которого он почитал мертвым, жив. После того видение кончилось, оставив глубокие следы на глазах Савла (слепоту) и на сердце (в нем не было уже места сомнению в божественности лица Иисусова). Савла привели в Дамаск его спутники, слепота же продолжалась три дня, в которые он ничего не ел и не пил. За это время все силы ума и сердца должны были, как бы переродиться для новой жизни во Христе Иисусе.
В то же время последовало откровение Анании, которому Иисус Христос повелел идти к Савлу и исцелить его. Анания ужаснулся. Совершенно понятен этот ужас, потому что угодник Божий представлял лютость этого человека и его ненависть к христианам. Но был успокоен тем, что прежний гонитель – теперь уже избранное орудие славы Христовой. Тогда Анания пришел к Савлу, возложил на него руки со словами:
«Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа».
Тогда с глаз бывшего гонителя как будто спала какая-то чешуя, он прозрел и немедленно принял крещение (см.: Деян. 9:10–18).
В Савле произошло «рождение свыше», о котором говорил Господь при Своей земной жизни и к которой призывает всякого, не гнушаясь никем, а еще более ища и спасая погибающих. Гонитель стал основателем Церквей. Теперь Господь возложил на него задачу возвещать Евангелие в качестве апостола.
Это обращение доставило радость угнетаемым христианам и вызвало ненависть в иудеях, потому что оно – истинное живое свидетельство божественности христианской религии.
Павел не мог ожидать себе от христиан никаких земных выгод. Честь он мог приобрести, исполнив поручения, возложенные на него Верховным советом, а после получить самое высокое положение среди фарисеев, христиане же были гонимы и презираемы. Богатства он тоже не искал: христиане были бедны, многие из них жили милосердием «братьев по вере», их имущество подлежало расхищению, жизнь находилась в непрестанной опасности. В то время как секта фарисеев изобиловала благами и пользовалась великим уважением в народе. Стать начальником среди христиан он тоже не искал: слава быть главою общества, состоявшего из людей низкого происхождения, бедных, слабых, незнакомых с мирским просвещением, проповедующих добровольную нищету и самоотвержение, вряд ли могла привлечь. Кроме того, доверие христиан к Савлу после многократных проявлений жестокости к ним было подорвано.
Последующая жизнь святого апостола Павла служит доказательством того, что он сделался христианином не по каким-либо земным побуждениям, но потому, что убедился в божественности христианства и реальности личности Христа.
Он приобрел тяжелый труд «день и ночь», чтобы прокормить себя в далеких городах «нивы Божией», постоянные побои от иудеев, так как сделался предметом ненависти синедриона и народа иудейского. Он сам умалялся перед Христом, называя себя наименьшим из апостолов, всегда помня о том, что «гнал Церковь Божию». Его святая высокая жизнь была свидетельством высоты его намерений и истинности проповедуемого Евангелия. Лишь появление корыстных лжеапостолов из иудейской среды вызвало защитительную речь (автоапологию) апостола Павла. Защищаясь, он подчеркивает свое бескорыстное служение.
«Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» (2 Кор. 11:23–31).
Он указывает на восхищение «до третьего неба» (2 Кор. 12:2), где «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4). Апостолу неприятно говорить что-то в похвалу себе: до этого мы видели, как назвал он похвалу безумием, теперь же пишет о себе в третьем лице: «таким человеком могу хвалиться» (2 Кор. 12:5). Это указывает на высочайшее смирение. «Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12:9), «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), потому апостол избирает терпеть немощи – «жало в плоти» (2 Кор. 12:7), чтобы обитала в нем сила Христова.
Слово апостола проверено жизнью и страданиями, оно идет от сердца. Его проповеди в Деяниях и Послания не исполнены «явления духа и силы»:
«Я приходил к вам, братия, возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, возвещая вам свидетельство (Божие), ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:1–2).
Опять же, эти слова из смирения говорит он, «чтобы не упразднить высокомудрствованием Креста Христова» и чтобы вера слушавших
«утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 1:17, 2:4–5).
Самого себя он даже называл «невеждой в слове», все заслуги приписывая не себе, а Богу, избегая славы человеческой, которая ничто в сравнении с Благодатью Божией.
Святитель Иоанн Златоуст в цикле своих бесед об апостоле Павле говорит, что многие люди и в Ветхом и в Новом Завете видели большие чудеса, но возвращались к прежней греховной жизни, а «Павел, прозрев, устремился к чистому свету и воспарил к небу».
Он справляется с задачами проповеди любой аудитории: и с суеверными почитателями обрезания и субботы, и с язычниками, слепо кланяющимися бездушным истуканам, и с мудрыми века сего. В этом городе философов, наводненном истуканами, Павел начал проповедовать сначала в синагоге – иудеям, потом на площади – всем жителям. В числе его слушателей были стоики и эпикурейцы, которые остались недовольны услышанным, ибо он проповедовал об Иисусе Христе и Его Воскресении. Его пригласили в Ареопаг, в котором «благовествуя, он нашел для проповедуемого христианства «на мертвом древе язычества место, куда можно было привить живоносные ростки новой религии» (Литвинов Д. «Жизнь и труды апостола Павла»). Святой апостол Павел в своей речи не ссылается прямо на Божественное Писание, а перелагает его на понятный эллинам язык, в этом проявляется его уважительное отношение ко всем людям, желание и способность быть понятным.
Для одних проповедь о Христе явилась соблазном, для других – безумием, а для исстрадавшихся в язычестве сердец – последней единственной надеждой. Апостол понимал проблемы и заботы каждой аудитории и ко всем подбирал подходящие слова. Но основной смысл его проповеди был христоцентричен и сосредоточен главным образом на Тайне Искупления и Воскресения Христа, которую принять рассудком трудно, но открывается чистым сердцам Духом Божиим.
Свою жизнь апостол закончил в Риме, куда отправился на вольные страдания. Дух предупреждал апостола об опасности, но заставлял идти. Ему нужно было завершить дело, данное Господом Иисусом, которому апостол Павел посвятил себя, ведь оно было делом всей его жизни.
Митрополит Минский Филарет пишет об апостоле: «Все наши известные проповедники воспитаны на Павловом слове. Оно, прошедшее через испытания жизнью и страданиями, всегда поражает простотой и близостью к человеку, оно реально и универсально. Апостол Павел – человек всякого времени, всякой страны, всякого народа. Мы всегда чувствуем, что он – один из нас». Сам же апостол Павел называет себя «рабом Иисуса Христа», умаляясь пред Ним, почитая себя «меньшим из апостолов». Об этом мы узнаем из его посланий, дающих нам стройный образ Церкви, ее устройства, образа христианина и его жизни.
Апостол Павел – пример величайшего смирения при глубокой образованности и даре слова, при колоссальном подвиге распространения веры от Иерусалима до Римской империи. Но он не гордился этим, а со смирением говорил:
«…я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2); «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).
Анна Пахарь