Традиции
Петров день – проводы весны (пролетья). В этот день заканчивался летний свадебный сезон: «До Петра девка хитра, а на Петры – хоть лицо ей подотри (от слез, что не вышла замуж).
На Петров день солнышко играет. С Петрова дня – красное лето, зеленый покос. В Воронежской области начиналась уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая. В Заонежье лето отсчитывалось с мПетрова дня до Ильина дня.
На Всесвятской неделе перед Петром или в первое воскресенье после Петрова дня были известны в народе под названием похорон Костромы, Лады и Ярила. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губернии совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали ее на доску и с песнями несли к реке. Там начинали ее купать, причем старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх.
В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера. Собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с нее платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побежденные защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.
Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины, где всем миром варили пиво, закалывали быка (на севере – оленя). Древнерусские братчины – общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.
Кукушка кукует до Петрова дня. На Петра «давится сыром» и не кукует.
В этот день тещи зятьев угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В Вельской округе тещи приносят в Петров день на второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает тещу при сборе всех родных.
Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и веселыми играми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья.
Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.
Деревенская молодежь накануне еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга.
Поговорки и приметы
• С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Готовь косы и серпы.
• Как придет Петро, так и будет тепло.
• Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрым. Зато урожай будет обильным.
• На Петров день дождь – сено как хвощ (жесткое), зато урожай не худой; два дождя – хороший, три дождя – богатый.
• Если на Петра и Павла дождь – жито уродится.
• Петр и Павел день убавил.
• День убывает, жара прибывает.
• Худое порося и в Петровки зябнет.
• Придет Петрок – сорвет листок.
• Прошли Петровки – опало с деревьев по листу, пройдет Илья – опадет и два.
• Соловей поет до Петрова дня.
• С Петрова дня кукушка не кукует.
• К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет).
• С Петрова дня ешь землянику.
• Петр – с колоском, Илья – с колобком.