Вместе с историком Игорем Владимировичем Гарькавым мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в то далекое и непростое время, когда родился будущий светильник земли Русской, ее великий Игумен – Преподобный Сергий. Посвятив свою жизнь Пресвятой Троице, этот угодник Божий зажег верой сердца не одного поколения русских людей. Он и теперь помогает каждому человеку найти свою дорогу к Святой Живоначальной Троице.
В начале пути к Преподобному
Еще 90–100 лет назад многие православные хотя бы раз в жизни совершали пешее паломничество к Преподобному от Москвы до Сергиева Посада – 72 км. Трудно себе представить, но большинство паломников преодолевали это расстояние всего лишь за два дня, проходя около 40 км в день! Для нас это уже запредельные цифры, и только хорошо подготовленный человек, сторонник активного отдыха, сможет на это решиться. А некоторым нашим соотечественникам удавалось, как это ни удивительно, пройти это расстояние всего за один день! Известный историк, археолог, создатель Императорского музея истории России (ныне Государственного исторического музея) Иван Егорович Забелин (1820–1908) ходил в Троице-Сергиеву Лавру одним днем. В 4 часа утра он вместе со своим приятелем выходил из Москвы, они шли, весело разговаривая, и часам к 10–11 вечера доходили до Сергиева Посада.
Богомольные походы к Игумену земли Русской совершали не только простые люди, но и русские цари. Пример тому – государь всея Руси Алексей Михайлович. За ним неотступно следовала карета, но царь шел все 72 км пешком. Может статься, что это вообще единственная дорога, Троицкая дорога русского богомолья, по которой царь ходил пешком.
Русская Церковь знает множество святых подвижников – преподобных, старцев, игуменов, наставников и учителей, но никого из них, кроме Преподобного Сергия, она не называет Игуменом земли Русской. Что это? Всего лишь риторический ход или некая оценка деятельности святого?
Ни один из деятелей русского монашества никогда не оказывал на жизнь русских монастырей такого влияния, как Сергий Радонежский. Историки сейчас насчитывают около 50 обителей, которые были основаны Преподобным Сергием и его учениками. Существует замечательная карта «Школа Преподобного Сергия», которая была подготовлена Московской духовной академией. Эта карта показывает, что почти все известные монастыри, в которых жили великие подвижники, прославившие своими подвигами русское монашество, связаны с традицией Преподобного Сергия.
В своей замечательной речи о Преподобном Сергии Радонежском, опубликованной в 1918 г., Василий Осипович Ключевский сказал ставшими крылатыми слова, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки Преподобного Сергия…
Загадка житий Преподобного Сергия
Главным нашим источником по тем далеким временам являются памятники русского летописания и русской агиографии или, иными словами, житийная литература. В разные времена разными авторами были написаны жития Преподобного Сергия. Древнейшие жития восходят к двум авторам, каждый из которых стал столпом русской литературы. Самые первые жития были написаны иноком Епифанием, которого современники прозвали Премудрым. В обители Преподобного Сергия он появился, судя по всему, еще при жизни святого. Современный ученый Борис Михайлович Клосс в своем исследовании жития Преподобного Сергия говорит о том, что первые тексты, заключавшие в себе анализ жизни Игумена земли Русской, появляются в 1412 г. Возникает Похвальное слово Сергию, написанное Епифанием Премудрым. В том же году в Троице-Сергиевом монастыре и при московской митрополичьей кафедре завершается работа над колоссальным историческим сводом. Инициатива его создания принадлежала митрополиту Киприану, великому деятелю не только древнерусской культуры, но и всего византийского исихазма. Он был написан во многом под влиянием национального духовного подъема, вызванного победой нашего воинства на Куликовом поле. Проснувшись, став уже другой, Русь тогда начинает подолгу смотреть на Запад, пытаясь заново собрать все, что известно было о домонгольской Руси, о времени Александра Невского, о событиях в других княжествах и землях. Вот так появился митрополичий свод. Его текст лег в основу возникшей позже Троицкой летописи.
Епифаний Премудрый, очевидно, принимал участие в составлении нескольких статей этой летописи, где, в том числе, подробно рассказывается о жизни Преподобного Сергия. Епифаний пишет, что на протяжении 20 лет он записывал на отдельных свитках то, что ему говорили другие люди, то, что он сам видел, о чем слышал. Епифанию очень повезло, поскольку его собеседниками были люди, которые помнили ранний этап жизни Преподобного Сергия. Одним из его собеседников становится Феодор, архиепископ Ростовский, сын старшего брата Преподобного – Стефана. Судя по всему, инок Епифаний застал и самого Стефана.
Инок Епифаний беседует с келейником Преподобного, старцем Михеем, который был свидетелем чудесного явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. В честь этого события в Лавре была поставлена Михеева палатка. Позже старец Михей оставил об этом чудесном явлении рассказ, но при жизни Преподобный запретил об этом рассказывать.
Инок Епифаний был одним из самых образованных людей своего времени. Он был в Царьграде, возможно, что и на Святой Горе Афон и даже в Иерусалиме. Это человек с невероятным кругозором, он знал греческие богословские тексты, был хорошо знаком с другим подвижником своего времени, иконописцем Феофаном Греком. Дошедшим до нас сведениям о Феофане Греке мы во многом обязаны именно Епифанию. Кроме того, по времени своего пострига в Троицкой обители Епифаний был собратом Андрея Рублева. Наверняка, он с ним тоже был дружен.
Епифаний составил окончательный текст своего жития Преподобного Сергия между 1418–1422 гг. Он готовился к важному событию – освящению собора Святой Живоначальной Троицы, где покоятся мощи Преподобного. Идея написать как можно более подробное житие связана с тем, что во время строительства Троицкого собора был обнаружен гроб с телом Преподобного, мощи его оказались нетленными, и было принято решение о прославлении Игумена Радонежского в лике святых. Необходимыми элементами канонизации являются: написание жития, иконы и службы. К сожалению, житие Епифания в оригинальном виде до нас не дошло.
В середине XV в. на Русь был приглашен знаменитый сербский писатель Пахомий Логофет. Он написал множество житий, среди них: жизнеописания Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Кирилла Белозерского. Однако написанное им житие Сергия Радонежского значительно отличается от того, что написал Епифаний Премудрый. Это во многом объясняется тем, что Епифаний находился под влиянием личности Преподобного Сергия, для него Радонежский святой был духовным отцом, и в каждом слове духовного чада сквозит большая любовь к Преподобному. Житие Епифания по праву можно назвать словесной иконой.
Пахомий Логофет тоже очень почитал Преподобного. К cлову, в Сербии во многих местах можно увидеть иконы великого Радонежского святого. Ведущим принципом для Пахомия была литературная красота, поэтому его похвалы Преподобному Сергию похожи на те, что встречаются в акафисте. Пахомиевское житие существует в трех редакциях. Сам Пахомий пока жил в России несколько раз его исправлял. Все эти три редакции существуют в разных позднейших списках и повлияли на агиографические каноны. В середине XVI в. Пахомиевское житие входит в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария и становится самым известным житием Преподобного Сергия того времени вплоть до наших дней.
Если Епифаний при составлении жития ограничивался тем, что знал сам и что знали непосредственные свидетели жизни Преподобного, то Пахомий работал как профессиональный историк. Он основательно переработал текст Епифания, дополнив его рассказом о чудесах, которые после преставления Преподобного Сергия не переставали совершаться. Пахомий работал так, как работали средневековые мастера: он переписывал текст Епифания, заменяя отдельные фрагменты своими вставками. Епифаниевское житие сохранилось в разных списках, текстологический анализ позволил восстановить первоначальный текст жития Епифания и понять, что позднее вписал Пахомий.
Существуют две разные хронологии жизни Сергия Радонежского. По Пахомию Логофету Преподобный Сергий родился в 1313/1314 г., а скончался 25 сентября 1392 г. По Епифанию Премудрому Преподобный Сергий родился в 1322 г., хотя напрямую этот год он не упоминает. В конце жития Епифаний пишет, что Сергий прожил всего 70 лет и из них в монашестве 50. Если из даты его кончины, которая ни кем не оспаривается, вычесть 70, то получаем 1322 г. Как могло так получиться, что в раннем тексте Епифания говорится о том, что Преподобный прожил 70 лет, тогда как по Пахомию получается 78? Cкорее всего, речь шла о простой ошибке. В первоначальном тексте, судя по всему, было написано: «…жив лет 70 и положиша же честное его тело в монастыри». Дело в том, что в древнерусском языке не было запятых, к тому же во времена устава и полуустава (так называются типы древнерусского шрифта) иногда слова вообще писались слитно. В то время арабских цифр не было, и все цифры записывались славянскими буквами. Поэтому союз «и» мог быть понят как восемь.
На родине Преподобного в Ростове
Преподобный родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. Настоящие имена его родителей нам неизвестны, ибо Кирилл и Мария – это имена, данные родителям Преподобного в монашеском постриге.
Семья Преподобного жила сначала в Ростове Великом, древнейшем городе русской земли.
В то время он переживал очень тяжелую эпоху. В 1322 г. русской землей правил хан Узбек. Он считал ее своим улусом, своей собственностью, а русских людей своими рабами. Даже в ектениях, когда выходили поминать царя, поминали, правда, без имени, царя ордынского, реального правителя Русской земли. Так продолжалось до конца XIV в.
В Ростове родился и Епифаний Премудрый. Не исключено, что он получил там великолепное образование, которым гордился. В Ростове существовал маленький монастырь Григория Богослова, где изучали древнегреческий язык, читали святых отцов на языке оригинала. Здесь познакомились некогда Епифаний и будущий просветитель Пермской земли Стефан. Они изучали труды святителя Иоанна Златоуста и Василия Великого в так называемом Григорьевском затворе.
В Ростове существовал квартал, населенный еще не смешавшимися до конца угрофинами. Эта часть города, если верить Епифанию, так и называлась – Чудской конец. Там жила чудь, которая говорила на своем языке. И хотя Варфоломей уехал в город Радонеж, будучи еще совсем юным, тем не менее, особый ростовский колорит бросает отсвет на всю его жизнь. По хрестоматийной версии, Варфоломей стал обучаться грамоте, уже переехав в Радонеж, в местной сельской школе. Но можно предложить, что обучение это началось еще в Ростове. Легко представить, какое образование давали тогда в этом крупнейшем центре русской культуры, где по соседству в монастыре изучали древнегреческий, а может и иврит, а также святых отцов и Библию на языке оригинала.
Ростов Великий стоял на перекрестке цивилизаций, что создало почву для последующего соединения многих этносов в единый великорусский народ. Позже в Ростове возникнет епископская кафедра. Это город святителя Леонтия Ростовского, Авраамия Ростовского, великих чудотворцев. Здесь велась очень сложная борьба с язычеством. Этот же город станет местом, откуда проповедь христианства пойдет на север и на восток. Ключевая фигура здесь – Стефан Пермский. Он создаст пермскую азбуку, переводы, повторив подвиг святого Кирилла равноапостольного, учителя словенского. Благодаря этому в орбиту русской цивилизации включатся новые области, новые люди.
Стефан Пермский был одним из людей, духовно близких Преподобному Сергию. Вспомним эпизод из жития, когда во время трапезы Преподобный встанет и поклонится проходившему по дороге мимо, спешившему в свою епархию святителю Стефану.
Радонеж
В древнем синодике Хотьковского монастыря сохранились сведения о семье Преподобного, которые мы не находим в житие Епифания. В синодике указывается, что родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, были погребены в притворе храма рядом с иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». Эту семейную молельную икону они привезли с собой в монастырь.
На момент переселения родителей в Хотьков монастырь, Варфоломей живет в Радонеже. Другие дети благочестивой четы, старший сын Стефан и младший сын Петр, создают свои семьи и живут отдельными домами. Стефан поступает на службу к московским князьям и становится вполне благополучным боярином. В последнее время о родителях заботится только Варфоломей. После их упокоения он принимает решение исполнить давнее намерение своего сердца. Скорее всего, на тот момент ему было около 18 лет. Переселившись в Радонеж, Варфоломей стал осваивать ремесло плотника. В радонежских преданиях есть указание на то, что еще в юности он стал вырезать поклонные, поминальные, надгробные кресты. Один такой Поклонный крест Варфоломей установил на месте языческого капища. Этот крест видели паломники, отправлявшиеся на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Проходя мимо, они ему поклонялись. В середине XVI века на месте этого креста царь Иван Васильевич IV построил путевой дворец с храмом Воздвижения Честнаго Креста Господня. Эта традиция вырезать кресты переходит затем в Лавру. Считается, что лаврское кресторезание восходит к Преподобному Сергию и его ученикам.
Преподобный Сергий также вырезал для своих гостей небольшие безделицы. Любопытно, что богородская деревянная игрушка – это тоже некоторое последствие тех деревянных фигурок, которые Сергий, уже будучи игуменом монастыря, раздавал своим духовным чадам.
Маковецкий холм
Около 1337 г. Преподобный Сергий вместе со своим братом Стефаном отправляются в лес на безлюдный холм Маковец и ставят там церквицу малую. Церквица – это не храм, а часовня.
В науке недавно возник термин «часовенное православие», под которым некоторые ученые понимают народную христианскую культуру, которая была распространена на Русском Севере. Поскольку приходских храмов там было немного, люди строили часовни и размещали в них чтимые образы святых, которым молились. Уходя, эти часовни оставляли пустыми на долгое время. Можно сказать, что «часовенное православие» – это православие мирян, которое совершалось мирским чином. Если для строительства храма нужно было благословение местного епископа и, наверняка, разрешение князя, то часовню можно было построить по велению сердца. И вот такую церковь в лесной чаще построили два брата, никому тогда неизвестные. Они посвятили ее Святой Живоначальной Троице. Замечательный историк Николай Сергеевич Борисов обратил внимание на то, что в то время храмы, посвященные Святой Живоначальной Троице, на Московской земле не строились. Это не значит, что их вообще не было или что существовало запрещение на их строительство. К примеру, первым храмом на Псковской земле был именно храм Святой Живоначальной Троицы. Много Троицких храмов было и на Новгородской земле.
Братья долго думали, как назвать построенную ими часовню и, наконец, пришли к выводу, что это должен быть Дом Святой Живоначальной Троицы. Как мы видим из жизни Преподобного и как говорил Епифаний Премудрый, вся жизнь Варфоломея была воззрением на образ Святой Троицы. Братья и не подозревали, что на этом месте возникнет большой монастырь и что насельник этого монастыря преподобный Андрей Рублев напишет образ Святой Троицы, воплотив богословские идеи в красках.
Стефан договорился о том, чтобы построенную часовню освятили как храм. После этого между братьями наступает разномыслие. Житие в лесу казалось Стефану скорбным, поскольку всюду была теснота и недостатки. В житие говорится о том, что не было ни прихода, ни приноса ниоткуда. Конечно, гораздо выгоднее было построить храм, основать монастырь на дороге так, чтобы можно было всегда пользоваться благодеяниями людей, проходящих и приносящих что-то от своих щедрот. Но нет, это был тогда пустынный холм, где не было посетителей. Стефан, видя все это, оставляет пустыню и переселяется в Москву, где устраивается в Богоявленском монастыре, который находился в нескольких шагах от Кремля. Его владения простирались до территории современного ГУМа.
Епифаний рассказывает, что став монахом этого монастыря, Стефан знакомится с иноком Алексием, будущим митрополитом и главой Русской Православной Церкви. Монастырь этот был богатым и находился под покровительством московских правителей, бояр.
Из жития святителя Алексия мы знаем, что в монастыре находилась прекрасная библиотека, что тоже привлекало Стефана, который был книголюбом. Именно любовь к книгам приведет потом Стефана к конфликту с Преподобным Сергием, после которого тот уйдет из монастыря. Этот конфликт разгорится из-за книги, когда Стефан скажет своему брату: «Почему ты взял с полки мою книгу без разрешения?»
Однако вернемся к Преподобному Сергию Радонежскому, который остался один в суровой пустыне. Наверняка его мучили вопросы: кто он такой? как дерзает жить в храме на земле, которая ему не принадлежит? какое отношение имеет к храму, к монашеству? Ведь на тот момент он еще не был пострижен в монахи.
Здесь надо сказать, что, удалившись в Москву, Стефан проявил заботу о своем младшем брате и уговорил прийти на Маковец игумена Митрофана. По другой версии, Митрофан вдруг сам неожиданно появляется на Маковце. Он был духовником Хотьковского монастыря и, возможно, окормлял всю семью Преподобного. Однако житие не дает ответа на этот вопрос. У Епифания написано, что из леса приходит игумен Митрофан, которому падает в ноги Варфоломей с просьбой постричь его в ангельский образ. В монашеском постриге Варфоломей был наречен именем мученика Сергия, который почитается вместе с другим мучеником Вакхом.
На Маковце Преподобный Сергий проходит через многочисленные испытания. Его устрашают и бесы, и звери. Вот тут, когда ему было всего 20 лет от роду, он и совершает свой внутренний подвиг, сделавший его другим человеком. Преподобный не ушел, не сдался, в результате чего стал носителем уникального опыта победы над собой. Во время противостояния своим немощам, опасностям и бесовским искушениям он постоянно прибегал к Божественной помощи, что сделало его, как говорит нам церковная гимнография, избранным сосудом Божественной благодати.
Рождение монашеской общины
К Сергию Радонежскому, молодому подвижнику, вскоре начинают приходить другие люди, желавшие монашеского жития. Еще не было монастыря, устава, дисциплины. Каждый из монахов строил себе келью, у каждого была своя собственность. Общими были заботы о храме. По сути это был скит, существовавший как монашеская община, которая отличалась от общежительного монастыря.
В скиту, так же, как и сегодня во многих монастырях на Афоне, есть общее, а есть частное. Частное – это то, что в келье. Келья на Афоне – это пространство, где живет монах. У него в келье может быть свой келейный устав. Потом на таких же принципах были основаны монастыри на Русском Севере.
Со временем Преподобный Сергий становится духовным руководителем сложившейся монашеской общины. Во времена Преподобного Сергия Радонежского не существовало какого-то одного, общего для всех устава. Существовало множество путей спасения, среди которых человек выбирал тот, который был ему наиболее органичен. Кто-то из монахов, прибывших на Маковец, спасался трудолюбием, кто-то – непрестанной молитвой, кто-то – чтением Псалтири, а кто-то – чтением канонов и другой гимнографии.
Уникальность жизни Преподобного заключается в том, что он прошел все три пути. Первую часть своей жизни он жил, как отшельник, вторую часть жизни – как духовный руководитель скита, третья часть его жизни связана с общежительным монашеством, когда Сергий Радонежский руководит монастырем с очень строгой дисциплиной. Эти три столбовые дороги представляют собой три варианта монашества на Афоне.
Одной из главных ценностей в монастыре Преподобного Сергия была свобода. В келейной жизни монах был предоставлен только себе самому и своему духовнику. Количество монахов в таких монастырях никогда не бывало большим. Когда количество желавших разделить с Преподобным пустынное жительство стало увеличиваться, Сергий Радонежский предложил принять символическую норму: число братии не должно быть более 12 человек. Однако такое монашеское поселение требовало церковного благословения.
Под покровительством Святой Живоначальной Троицы
В 1354 г. происходит важное событие в жизни Церкви и в жизни Преподобного Сергия. Братия умоляет Преподобного пойти в Переславль Залесский, чтобы он получил хиротесию во игумена. В древности реальный настоятель монастыря, игумен, выбирался братией или назначался. Символом его власти был посох, который он получал в результате особого обряда – поставления во игумена.
В Переславле Залесском находился в то время епископ Афанасий Волынский, который и совершил над Преподобным Сергием хиротесию во игумена. Существует предание, что Преподобный взял на себя обет никогда не садиться на лошадь, и в Переславль Залесский он тоже отправился пешком. После возвращения Преподобного монашеское поселение стало называться монастырем Святой Живоначальной Троицы.
Став игуменом, Преподобный по-прежнему, как самый простой монах, продолжает работать на своем участке и старается во всем служить братии.
Из жития известно, что к Преподобному приходил медведь, и угодник Божий делился с ним небольшим запасом сухарей, но однажды сухари закончились. Тогда Преподобный нанимается к одному из насельников монастыря в качестве плотника и за мешок сухарей строит для него крыльцо. Это говорит как о смирении Преподобного, так и об особом уставе, который отличает скитские монастыри от общежительных, имеющих жесткую иерархическую структуру.
Преподобный Сергий был человеком Божиим, молитвенным, он хотел, чтобы и другие также свободно пришли к познанию Бога и добровольному исполнению обязанностей, возложенных на монаха обетом пострижения. В монастыре Святой Живоначальной Троицы подвизались разные люди, но все они объединялись под властью Игумена земли Русской и под покровительством Святой Живоначальной Троицы.
Игорь Гарькавый
Справка
Игорь Владимирович Гарькавый (род. в 1971 г.) – историк, экскурсовод, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово»