Воззрения святого старца Паисия Святогорца на добродетели.
Умом мы обычно понимаем намного больше, чем понимает наше сердце. И мы умом понимаем, что это плохо, но все равно творим. Или понимаем, что это хорошо, но все равно этого не делаем. Почему? Потому что у нас совершенно распущенное грехами и страстями сердце. Ум, воля и чувства – в расстройстве.
Преподобный Паисий Святогорец говорил, что без работы сердца, а лишь только ума, невозможно духовное изменение: «Всю духовную работу делает ум вместе с сердцем. Ум – передатчик, а сердце приемник. Если ум работает по-мирски, то посылает сердцу мирские сообщения. Если работает духовно, то сердце умиляется и духовно болезнует».
Что советует преподобный Паисий? Давать себе мысленные установки: «Думай об этом человеке хорошее, твори о нем добрые помыслы». И такие волевые мысли входят в сердце, и оно потихоньку начинает разворачиваться на добро, становится добрым. Тогда начнется другая жизнь.
Преподобный Паисий говорит, что один добрый помысел, от сердца идущий, стоит целого всенощного бдения. Больше, чем много часов молитвы. Конечно, это вовсе не означает, что не нужно молиться. Но если нет доброго помысла, то сколько бы вы ни стояли на службе, сколько бы молитв ни произносили, сколько бы ни прибегали к Таинствам, сердце остается холодным, благодати от Бога не будет. И ничего не меняется без доброго сердца, без доброго помысла.
Добрый помысел позволяет выработать привычку терпеть, не оправдываться, не воздавать злом за зло. Если человек относится к несправедливости духовно, с добрым помыслом, не заботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, то он ощущает иную радость – истинную, духовную: «Если человека в чем-то несправедливо обвиняют, то, доказав, что эти обвинения несостоятельны, он реабилитирует себя и получает удовлетворение. В этом случае он испытывает радость мирскую. Однако, относясь к несправедливости духовно, с добрым помыслом и не заботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, он испытывает радость духовную. То есть в этом случае он имеет в себе божественное утешение, и славословие Бога становится его состоянием».
Добрый помысел обезоруживает человека. Любая сложная ситуация может разрешиться, если включать в работу добрые помыслы: «Независимо от того, какую цель преследует человек, включайте в работу добрые помыслы. Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму». Добрые помыслы позволяют человеку не повредиться духовно. Даже если ему делают зло, он сможет незаметно для себя проявить терпение, кротость, смирение: «Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро».
Праведник, овладевший искусством творения добрых помыслов, меняет мир вокруг себя к лучшему. Более того, творение добрых привычек передается по наследству. По слову святого Паисия, «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». От добрых людей происходит и поколение доброе. Хорошие, добрые традиции пропитывают все вокруг: землю, воздух, людей – и продолжают жить в потомках.
Добрый помысел и молитва, по учению преподобного Паисия, – это два чудодейственных средства, которые помогают преодолеть зло как в самом себе, так и в окружающих. Когда мы творим о ком-то добрые помыслы и молимся с болью, то это преображает и нас самих и помогает тому, за кого молимся.
Еще удивительнее, что, по преподобному Паисию, одни только добрые помыслы способны сделать человека святым, богоподобным: «Подвизаясь подобным образом, ты возделываешь свое внутреннее духовное расположение и делаешь его добрым. И тогда, взирая на твое доброе расположение, Бог умилосердится над тобой и поможет тебе, после чего худые помыслы уже не найдут в тебе места. Они будут уходить, а для тебя уже совершенно естественным будет иметь в себе помыслы добрые. Ты приобретешь привычку к доброму, в твое сердце войдет доброта, и тогда в своей внутренней храмине ты примешь Небесного Гостя – Христа.
Однако это дело не одного–двух дней. Необходимо время и непрестанная борьба для того, чтобы душа увенчалась победным венцом. Когда это произойдет, брань прекращается уже насовсем».
Нужно научиться управлять своим сердцем, творить добрые помыслы, жить радостно, по-доброму. Поначалу это тяжело будет получаться, но когда научимся, то станем людьми, от которых веет добром. К такому человеку все тянутся – он не только сам спасается, но и, как преподобный Серафим говорил, «тысячи людей вокруг спасутся».
Господь сказал: «Сыне, даждь мне твое сердце». Мы должны отвечать себе: «Где мое сердце? С Богом оно или нет?» Если честно будем отвечать на этот вопрос, то тогда станем истинно верующими, друзьями Богу. Это самое ценное – стать родственными Богу. Истинные же родственники Богу – подобные Ему своими добродетелями.
Как уже было замечено, преподобный Паисий Святогорец в практике духовного делания придает огромное значение творению добрых помыслов.
Старец говорил, что добрые помыслы позволяют не попадать в плен страстей: «Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысел помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, его страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысел не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть».
Возрастание в добродетели согласно творению добрых помыслов.
1. Воздержание
Вот что преподобный Паисий говорил о воздержании: «Тот, кто самолюбиво подвизается в посте, бдении и других телесных подвигах, изводит себя без пользы, потому что бьет по воздуху, а не наносит удары диаволу. Он не отгоняет от себя бесовские искушения, а, наоборот, принимает их все больше и потому сталкивается со множеством трудностей и постоянно терзается душевным беспокойством. Тогда как у тех людей, которые подвизаются с глубоким смирением и упованием на Бога, душа ликует и воспаряет к небесам. Злые помыслы фактически сводят к нулю все подвиги воздержания: если человек вынашивает пусть даже немножко злой помысел о ком-либо, то какие бы подвиги воздержания – посты, бдения и пр. – он ни совершал, все пойдет прахом».
2. Целомудрие
Один чистый, добрый помысел обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг. К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения, постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако включенный им в работу чистый помысел обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь.
3. Нестяжание
Ценно то, что мы уделяем другому от своей скудости, идет ли речь о духовной помощи или о материальной. Допустим, у меня есть три подушки. Если я отдам другому ту подушку, на которой сплю сам, вот тогда это ценно, потому что здесь присутствует жертва. Говоря о нестяжании, преподобный Паисий также многое внимание уделял тому, в каком духе, с каким помыслом относится монах к своей келье: «К сожалению, некоторые монахи переносят в пустыню весь свой мирской дух со всеми мирскими вещами. Они постоянно заняты изменениями и переделками, внешним благоустройством, кирпичами и кучей цветочных горшков и не знают, что такое четки, а знают только попечения, хорошую еду и кирпичи».
4. Кротость
Взять, к примеру, человека, имеющего добрые помыслы. Даже если кто-то его несправедливо ударит, он скажет: «Бог попустил это, чтобы я искупил свои прежние грехи. Слава Богу! Если бы мы размышляли о том, что величайшую несправедливость подъял на Себя Христос, то мы принимали бы поношения с радостью. Если с тобой обошлись несправедливо, ты получаешь прибыль. А та сестра, которая, желая себя оправдать, возвела на тебя напраслину, впоследствии почувствует угрызения совести, будет каяться и относиться к тебе с большей любовью. Таким образом, от того, что с тобой обошлись несправедливо, происходит не одно добро, а сразу два или три.
Когда с нами поступают несправедливо, то, принимая эту ситуацию, мы, в сущности, приобретаем благодеяние. Например, меня оклеветали и неправедно заключили в тюрьму. Ну так что же? Во-первых, поскольку никакого преступления я не совершал, моя совесть спокойна. А во-вторых, меня ждет небесная мзда. Разве можно оказать мне большее благодеяние? Я не ропщу, но славословлю Бога: «Как благодарить Тебя, Боже мой, за то, что я не совершал этого преступления? Ведь если бы я его действительно совершил, то не мог бы вынести угрызений совести». Для тех, кто думает так, тюрьма становится раем.
Или другой пример: кто-то меня несправедливо ударил. «Слава Тебе, Господи! – говорю я. – Может быть, таким образом я искуплю какой-то из моих грехов, ведь когда-то и я поднял руку на своего ближнего». Или же меня справедливо обругали, и я благодарю: «Слава Тебе, Господи! Я приемлю это ради Твоей любви, по которой Ты претерпел ради меня заушения и оскорбления».
Если люди будут признавать сделанное тобой добро уже сейчас, то потом, в жизни вечной, ты услышишь: «Восприял еси благая твоя» (Лк. 16:25). Нам следует радоваться тому, что другие не признают наших трудов и оставляют нас без человеческого воздаяния, так как Бог учтет эти, по-человечески неоплаченные, труды и воздаст нам за них вечной платой. Поскольку существует божественное воздаяние, будем стараться сделать какой-нибудь – пусть и малый – вклад в Божию «сберегательную кассу». Несправедливость по отношению к себе мы должны принимать как великое благословение, поскольку за счет несправедливости на наш (духовный «банковский») счет перечисляется определенная сумма – в небесное благословение.
5. Радостотворный плач
Преподобный Паисий о покаянии: «Если ты, дорогой, не простишь других, – сказал я ему, – тогда как же Бог тебя простит?»
К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с большой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает, может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности!» И такой человек славит Бога.
Принимая нагоняй за совершенные оплошности без ропота, но с радостью и словами: «Слава Тебе, Боже, так мне и надо!» – ты будешь иметь половину радости. Но если тебя ругают незаслуженно, без вины с твоей стороны и ты принимаешь выговор с добрым помыслом, то твоя радость будет полной.
6. Трезвение
В добродетели трезвения особо внимательно следует относиться к помыслам. Именно невнимание, отсутствие безмолвия усложняет возделывание добрых помыслов. Одной монахине преподобный Паисий советовал избегать собраний, где ведутся пустые разговоры, именно во избежание лишних помыслов: «Для тебя лучше по возможности избегать этих собраний, равно как и любопытства, потому что мы собираем хлам помыслов, а потом теряем много сил, чтобы его вымести».
«Бодрствуя [над собой], ты ведешь себя осторожно и включаешь в работу добрые помыслы. Если же ты над собой не бодрствуешь, твой ум может уходить к различным недуховным, а то еще и к прямо греховным предметам. Произноси Иисусову молитву и будь внутренне собран. Если же твой ум куда-то уходит, снова возвращай его назад. Делай это постоянно. Не позволяй уму кружиться».
7. Смирение
К примеру, видя злобу преступника, такой человек думает, что этому преступнику никто не помог, и поэтому тот опустился до того, что стал совершать злодеяния. А еще он понимает, что и сам мог бы оказаться на месте этого несчастного, если бы Бог оставил его без Своей помощи. Относясь ко злу подобным образом, такой человек приемлет многую Благодать.
8. Любовь
Чтобы возлюбить другого человека, необходимо, чтобы работало сердце тоже, одного ума недостаточно. Максимально, что может сделать ум, это привести тебя в состояние, когда ты сможешь сказать: «Я должна потерпеть этого человека». Или: «Я должна держать себя в руках, чтобы не сказать или не сделать чего-то плохого» и т.д. «В лице нашего брата мы видим Христа. Потому что, делая что-то ради брата, делаем Самому Христу».
Таким образом, преподобный Паисий для каждой добродетели мог предложить соответствующие добрые помыслы. Более того, в самих советах святого ясно подчеркивалась необходимость верного помысла. Святой старец говорил, что в стяжании добродетели следует, в первую очередь, обращать внимание на помыслы. Дело, по первой видимости доброе, можно делать со злым помыслом: «Надо быть очень осмотрительным, здравомыслящим и рассудительным, чтобы делать добро с добрым расположением. Поступок, опережающий мысль, продиктован гордостью. Поэтому нужно не спешить сделать что-то, а прежде все взвесить и помолиться. Когда дело предваряется молитвой, то в работу вступает не интеллектуальная шелуха, не легкомыслие, а просвещенный духом разум».
Таким образом, по воззрению преподобного Паисия Святогорца, каждая христианская добродетель является духовно-нравственной доблестью, путь к достижению которой лежит через творение добрых помыслов.
Литература
1. Блаженной памяти старца Паисия Святогорца. Т. 5. – Страсти и добродетели. Слова: Духовное пробуждение / Избранное. – М.: Святая Гора, 1999.
2. Житие старца Паисия Святогорца / иером. Исаак; пер. с греч. – М.: Святая Гора, 2006.
3. Киприан (Ященко), игум. Воспитание добродетелей. – М.: ИД «Покров», 2013.
4. Киприан (Ященко), игум. Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания. – М.: ИД «Покров», 2014.
5. Киприан (Ященко), игум. Афонские старцы. Ответы на сложные вопросы. – М.: ИД «Покров», 2013.
6. Паисий Святогорец. Основа духовной жизни – это добрые помыслы // Путеводитель по Афону. – URL: http://agionoros.ru/docs/287.html.
7. Слова старца Паисия Святогорца: Духовная борьба. Т. 2 / пер. с греч. – М.: Святая Гора, 1999.
8. Слова… С любовью и болью о современном человеке.
9. Слова… Страсти и добродетели.
10. Старец Паисий / иером. Христодул Агиорит. 2-е изд., исп. и доп. – СПб., 2000.
11. Старец Паисий Святогорец. Письма / пер. с новогреч. – М.: Святая Гора, 2010.
12. Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников / пер. с новогреч. – М.: Изд-во Сретенского монастыря.
13. Старец Паисий Афонский. Путь к святости. – М.: ИД «Покров», 2014.