Главная проблема нашего времени – отрыв человека от реальности.
Отрыв от реальности физического земного бытия. Человек окружил себя протезами. Создал искусственную комфортную обстановку – как червь в яблоке, он уже не способен выжить в реальном физическом мире без этой оболочки. В реальной (не искусственной) природной среде в наше время способны существовать лишь немногие малые народы.
Отрыв от реальности внутреннего мира. Человек в наше время потерял связь с реальностью собственного внутреннего мира. С той самой «субъективной реальностью», которой посвящен первый том серии собрания сочинения трудов В.И. Слободчикова. Большинство наших современников сосредоточили внимание на внешнем – на том, что транслируется через экраны телевизоров, телефонов, смартфонов и проч. Ум современного человека, как выразился древний писатель, растекается «мыслию по древу», размазан по внешнему миру и не способен сосредоточиться на реалиях собственного внутреннего мира. Практика умной молитвы, рожденная в недрах исихастского движения монашества Афона, главным духовным деланием человека считала сосредоточение внимания внутри себя и открытие (восстановление) духовного зрения, утраченного в результате обмирвщления жизни. Органом духовного зрения является сердце. Поэтому человеку для полноты духовной жизни необходимо соединение ума и сердца, которое осуществляется погружением ума в сердце посредством умной молитвы. Через это открывался внутренний мир человека и, одновременно, духовный мир бытия Бога.
Отрыв от реальности социального бытия. Индивидуализация жизни, характерная для последнего времени, особенно развитая в западном мире, есть не что иное, как поэтапное разрушение сложной и совершенной ткани бытия человека в социуме, основанной на семейном образе жизни. Индивидуализируясь, человек теряет живые связи с другими людьми, замыкается в тесный мирок самостного бытия – «саморазвития», «самопознания», «самоделания» и прочих «самостей».
У С.С. Галиева есть мысль об этапности «эволюции» современного человека в XX–XXI веках. В эпоху модерна произошел разрыв с Богом и духовной жизнью. На этапе постмодерна, посредством создания сети интернет, произошел разрыв человека с «миром людей», дистанционирование социальной жизни. На современном этапе происходит окончательный разрыв человека с природой.
Таким образом, современный человек одновременно оторван от реалий физического мира, от реалий духовного мира и от реалий мира людей. Возникает вопрос: в таком случае, чем же живет современный человек? Что образует содержательное ядро его жизни? Ответ заключается в том, что он создал себе виртуальный мир, мир иллюзий, в котором пребывает его телесность, сознание и воля.
В связи с этим возникает проблема шизофренизации сознания как отдельно взятого современного человека, так и общества в целом. Чем громче звучат призывы к гуманизму и благотворительности, тем более изощренными становятся технологии подавления и притеснения человека:
«Будет это пророк или просто обманщик?
Но в какой только рай нас погонят тогда?..
Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
Эти песни не можем забыть
Никогда, никогда!»
(Александр Вертинский, 1930)
Не имея реального опыта любви к ближнему, человек кидается в суррогатные формы «человеколюбия» (филантропии), приводящие других людей лишь к увеличению страданий. Примером может служить нынешняя кампания вакцинации, в которой декларируется забота о здоровье человека, в реальности далеко отстоящая от декларируемых положений.
Человек для другого человека есть зеркало. В нем он часто видит самого себя. Именно с этим связана заповедь не судить другого. Видение сучка в глазу ближнего свидетельствует о наличии бревна в своем собственном глазу.
Святые видели в каждом приходящем к ним человеке Образ Бога и радовались каждой такой встрече. Потому-то они и жили уже как в раю, что в раю не будет раздоров, ссор и зависти. Но для того, чтобы всего этого не было в общении с другими людьми человек сам прежде должен изжить это из своего сердца.
Поэтому первая стадия общения между людьми может быть выражена формулой:
«Человек человеку Бог».
Названного выше состояния совершенства, к сожалению, достигают немногие люди, и это состояние называют святостью. Георгий Федотов в книге «Святая Русь» высказал следующую мысль. Русь называют святой и при этом не говорят «Святая Англия» или «Святая Франция» или тем более «Святая Америка», не потому что на Руси все люди святые. А потому, что нормой на Руси считалась святость. А все остальное – в той или иной степени отклонение от нормы.
По сравнению со святостью более распространено состояние, предполагающее временные помутнения сознания, временное неприятие или даже вражду с ближним. Однако эти состояния легко преодолеваются, благодаря действию центростремительной силы любви. Это образ семейного жития, когда родственные души быстро находят в себе силы к примирению и согласию. Такая стадия общения между людьми может быть выражена формулой: «Человек человеку брат». При этом речь идет не только о родстве кровном, но и о родстве духовном – об единой вере и едином духе.
Родство душ – состояние, которого надо еще достигнуть. По пути к этому состоянию существует ступень дружбы. Дружба – этап, когда люди еще не сблизились наиболее тесно, но уже связаны общими интересами, общей жизнью. В силу того, что единство еще не достигнуто в полной мере общение дружбы более требовательно и не допускает грубых ошибок.
Дружба – это первый шаг от одиночества к полноте жизни. Такая стадия общения между людьми может быть выражена формулой: «Человек человеку друг».
В обществе индивидуализированном люди чаще всего относятся друг к другу не как к абсолютной ценности, а как к средству достижения собственных целей. Поэтому эта стадия общения между людьми может быть выражена формулой: «Человек человеку вещь».
Индивидуализм в конечном итоге ведет к расчеловечиванию человека, пробуждению в нем низменных стихийных сил. Поэтому низшая стадия общения между людьми может быть выражена формулой: «Человек человеку волк».
В беседе с В.И. Слободчиковым мы однажды отмечали, что главное отличие верующего христианина от других людей – постоянное наличие у него Отца на небе, а вся суть христианства – это восстановление утраченного в грехопадении сыновства. А неверующий человек находится в состоянии экзистенциального сиротства. И главный сирота – это тот, которого называют противником Богу. Он сам находится в крайней степени сиротства и в это экзистенциальное состояние стремится ввергнуть как можно большее число душ.
Пяти степеням человечности, любви, семейственности, общественного уклада и типов образования соответствуют пять степеней отношения человека к человеку, рассмотренные нами выше.
О содержательном аспекте развития российского образования
Перейдем теперь к теме реформы российского образования. Нужно отметить, что «реформа образования» – выражение не совсем удачное. «Ре»+«форма» значит изменение формы. Наше многострадальное образование вот уже более 40 лет подвергается перманентной и бесконечной реформе.
Необходимо речь вести не столько об изменении формы, сколько о становлении и наполнении содержания. Речь необходимо вести о становлении российского образования в контексте антропологической парадигмы («вочеловечивания человека») и парадигмы семейного образа жизни.
При этом важно понимать, что реформируют наше образование в целях включения его в парадигму цифрового обезличенного человечества, а перед нами стоит задача построения такого типа образования, которое давало бы возможность сохранить и приумножить человеку собственно человеческие качества в этом стремительно дегуманизирующемся мире.
Главным субъектом образования должна быть реальная семья. Школа из категории универсального надсмотрщика и по совместительству приложения к Сбербанку должна перерастать в лабораторию педагогического опыта, где линии общественной и семейной педагогики должны встречаться на платформе научно-организованного и бытийно-содержательного социального партнерства.
Новая школа – это не ретранслятор стремительно устаревающих знаний, а место встречи взрослого и ребенка, педагога и ученика. И как озвучено в названии знаменитого фильма: «Место встречи изменить нельзя». Нельзя на это место поставить клуб по интересам или отделение Сбербанка.
Протоиерей Димитрий Моисеев
Справка
Протоиерей Димитрий Моисеев, настоятель храма святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Обнинске, секретарь епархиального суда; заведующий кафедры библеистики и богословия в Калужской духовной семинарии; кандидат богословия