Школа Рачинского – это еще и сонм ее воспитанников, умноживших сторицею просветительные труды учителя века. Посмотрим, как же сложилась жизнь некоторых учеников выдающегося педагога Сергея Александровича Рачинского (1833–1902).
Сергей Александрович Рачинский был далеко не один в дворянском сословии, кто понял до глубины народную душу и народные нужды, и это понимание давало ему возможность видеть будущность России, пути ее национального развития, в первую очередь, через образование народа. Но он был одним из немногих, кто смог методично, практически, основательно выстроить образец народной школы, который дал еще при жизни учителя века (так называл Рачинского еще при жизни князь Э.Э. Ухтомский) внушительные результаты.
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Мф. 7:16) Как сложилась жизнь сподвижников и учеников Рачинского? Где теперь их дети и внуки, кого и где они учат? К счастью, мы имеем возможность проследить судьбы хотя бы некоторых учеников Рачинского.
Самый выдающийся ученик С.А. Рачинского – протоиерей Александр Васильев (1868–1918). После окончания Татевской школы он получил духовное образование в Бельской семинарии и в Санкт-Петербургской духовной академии. Еще во время своей учебы в академии Александр Васильев основал там Общество трезвости по примеру своего школьного учителя Рачинского. Студент Александр Васильев проводил вечерние беседы на Варгунинской фабрике, что подвигло рабочих создать при храме общество трезвости, в котором к 1891 г. состояло уже 60 человек. Заметим, что это происходило в предреволюционном Петербурге.
После рукоположения в 1892 г. иерей Александр Васильев служил в Никольской церкви села Ям-Ижора Царскосельского уезда, затем в церкви Сретения Господня на Александровской улице в Полюстрово, был настоятелем церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия. Состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, которым руководил отец Философ Орнатский; был членом Попечительства о слепых Императрицы Марии Федоровны; членствовал в Епархиальном братстве Пресвятой Богородицы, в Православном центре трезвости и просвещения; был епархиальным наблюдателем церковных школ и законоучителем в не¬скольких столичных гимназиях и церковноприходских школах.
За педагогические и пастырские заслуги Церковь наградила батюшку наперсным крестом от Святейшего Синода; специальной синодальной грамотой, орденом свя¬той Анны 3-й степени, орденами святого Владимира 3-й и 4-й степеней, палицей и митрой. Из Кабинета его Величества 5 октября 1912 г. протоиерей Александр Васильев был пожалован золотым наперсным крестом с драгоценными камнями.
В январе 1910 г. священника Александра Васильева назначили духовником и преподавателем Закона Божиего для великих княжон, а с 7 января 1912 г. – для цесаревича Алексея. То есть, вчерашний мальчик из крестьянской семьи воспитывает будущего государя. Да, Промысл Божий. Но еще и высочайший уровень образования для всех сословий царской России.
Из дневника государя от 10 октября 1912 г.: «Сегодня, слава Богу, наступило улучше¬ние в состоянии здоровья дорогого Алек¬сея. После обедни, отслуженной законоу¬чителем детей отцом Васильевым, он при¬нес Святые Дары к Алексею и причастил его. Такое было утешение для нас. После этого Алексей провел ночь спокойно и бо¬дро. Все воспряли духом».
С февраля 1914 г. протоиерей Александр Васильев стал духовником царской четы. Он находился в Петрограде с царской семьей до самой их ссылки. И разделил судьбу последнего русского царя, был расстрелян 5 сентября 1918 г., в первый день объявленного декретом СНК красного террора…
Еще один известный ученик С.А. Рачинского – художник Николай Петрович Богданов-Бельский (1868–1945). После окончания Татевской школы попечением Рачинского Николай был определен в иконописную школу при Троице-Сергиевой Лавре. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были русские художники В. Поленов, В. Маковский, И. Прянишников.
Известность к Н.П. Богданову-Бельскому приходит с написания им экзаменационной картины «Будущий инок», которую прямо с выставки приобрел известный собиратель произведений искусств К.Т. Солдатенков. Эту картину желала купить и императрица Мария Федоровна. С.А. Рачинскому пришлось просить Солдатенкова уступить картину. Такая культурная жизнь бурлила вокруг вчерашнего крестьянского мальчика из Бельского уезда Смоленщины.
Н.П. Богданов-Бельский завершил свою учебу в Петербургской Академии художеств.
На деньги, вырученные за картину «Воскресные чтения в сельской школе» (1895, Государственный Русский музей), он смог поехать в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси, а затем в Германию и в Италию.
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи, а в 1914 г. – действительным членом Академии художеств. С 1921 г. жил в Риге.
Десятки, если не сотни, картин написаны Богдановым-Бельским. Бытописцем детского мира называли этого художника. Самые известные его картины: «У дверей школы» (1897), «В церкви» (1939), «Именины учительницы» (1910), «Пастушок» (1941), «У больного учителя» (1997). Есть среди работ Богданова-Бельского и те, что отразили знаковые события эпохи. К примеру, картина «Новые хозяева» (1913), где художник изобразил разорение дворянских гнезд – заселение в дворянский дом купеческой или крестьянской семьи. А на картине «Вести с войны. За чтением газеты» (1905) показано тревожное переживание крестьян (чьи-то мужья и сыновья воюют) событий Русско-японской войны.
А самая известная его картина – «Устный счет. В народной школе Рачинского» (1996, Государственная Третьяковская галерея). На ней отображен и крестьянский мир – в живой сценке на уроке, в лицах детей; и образ дореволюционной сельской школы, и портрет выдающегося подвижника на ниве просвещения – С.А. Рачинского.
Другие ученики Рачинского менее известны. Но все они принесли огромную пользу своему отечеству. Именно они, учителя и священники, были необходимы в той, царской России перед эпохой невиданных перемен. Необходимы они и сегодня…
Евдоким Елисеевич Соколов– учитель-заведующий Чернопенским двухклассным училищем в Костромской губернии в своих воспоминаниях, датированных 18 июля 1916 г., писал о том, как Рачинский хлопотал о том, чтобы крестьяне в его уезде становились образованными людьми. Он буквально ходил по домам крестьян, разговаривал с ними, объясняя необходимость обучения детей в школе
«Под влиянием его бесед мои родители, несмотря на беспросветную бедность, на восьмом году заставили меня посещать церковно-приходскую школу, – писал Е.Е. Соколов. – Три года учения в родной школе прошли незаметно. На следующую осень я числился учеником Шантовского двухклассного училища, отстоящего от нашей деревеньки в пяти верстах.
Наш обожаемый учитель Рачинский, как попечитель училища, не забыл «милых деток» и здесь. Его посещения неизменно сопровождались подарками и беседами, а в год окончания курса мы два весенних дня провели в дорогом ему Татеве, носясь по саду, парку, роскошным цветникам и оранжереям в обществе чрезмерно любимого «отца детей». <…> В день акта, С.А. в последний раз приехал в Шантово. Помню, как сейчас помню, маленькую фигурку седенького старичка, одетого с ног до головы в белое одеяние, с ясным светлым взором и сияющим любовью лицом, окруженную «детками» и учительским персоналом. «Покровитель народного образования» взял с наших отцов обещание не препятствовать нашему стремлению учиться. Рекомендовал он по преимуществу Дровнинскую церковно-учительскую школу Смоленской губернии, где один из его любимейших помощников, В.А. Лебедев, исполнял обязанности заведующего и во всем следовал примеру покровителя. <…> Через три года я уже покидал гостеприимный кров Дровнинской школы с дипломом народного учителя. <…> И с 1-го ноября 1905 г. вступил в отправление обязанностей учителя Феодоровской церковно-приходской школы Рославльского уезда Смоленской губернии»1.
Еще один воспитанник Рачинского – учитель Александр Васильевич Кочкарев– родом из села Кострицы того же Бельского уезда, один из прадедов моей мамы. Он родился 18 августа 1873 г., после окончания Татевской школы и училища при ней с 1893 г. был учителем в Кострицкой школе. В 1897–1899 гг. – псаломщик в селе Татеве, а в 1901 г. рукоположен во диаконы села Егорье на Обше.
«Дело о выучке Саши в Москве устраивается в лучшем виде, и я жду его немедленного приезда, чтобы не терять время». Это С.А. Рачинский пишет в 1891 г. известному музыковеду С.В. Смоленскому. Видимо, татевский учитель разглядел в Саше Кочкареве неплохого регента, внимательно следил за его руководством хором, и на время каникул направил в Синодальное училище пройти уже официально теоретический и регентский курс. Его наставником был Михаил Чесноков, брат знаменитого композитора и хорового дирижера Петра Чеснокова.
«Жду Сашина приезда, с любовью и вниманием буду следить за его работой…», – пишет Рачинский Смоленскому. И Смоленский, одно время руководивший Синодальным хором в Москве, а теперь занятый училищем, отвечает Рачинскому на счет Саши Кочкарева: «Он вчера (наш храмовый праздник) правил хором, приехавши лишь накануне. Уже замечаю улучшение в приемах дирижирования».
Привожу эти подробные цитаты затем лишь, чтобы отчетливее разглядеть портрет человека крестьянского рода, так легко, так естественно вышедшего на путь учительства и духовного служения. Этот человек до конца остался частью крестьянского мира. Он среди крестьян, в храме, в школе, и барин Рачинский купил в школу фисгармонику «в придачу к Саше», как он пишет Смоленскому. Вместе с Антоном Ольховиковым, также окончившим Синодальное училище, Саша Кочкарев преподает крестьянским детям курс элементарной гармонии, а еще у него диплом учителя пчеловодства…
Дату кончины Александра Кочкарева мы не знаем. Знаем, что храм во имя Пресвятой Богородицы в селе Егорье на Обше, построенный Михаилом Самуиловичем и Виктором Дионисьевичем Рачинскими в 1771–1803 гг., где служил позже, перед революцией, дьяконом наш Саша, в 1920-е гг. не раз закрывали. Иконы, ободрав оклады, сожгли, священника Иакова Леоновича арестовывали, сажали, выпускали. В сентябре 1937 г. он был расстрелян. В 2000-м причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Верим, что и Александр наш где-то рядом. Рядом и 4500 (!) прихожан, что молились в этом храме в селе Егорье до революции…
Народная школа, по мнению Рачинского, создается исключительно силой народного духа, ее направления и формы вырабатываются под давлением требований, предъявляемых к ней со стороны родителей учеников, отражая их духовные запросы. Видя могущество народного влияния на школу, Сергей Александрович твердо верил: «Современная Россия не вся в поругании святыни, в хищениях и глумлениях, во лжи адвокатских речей и журнальных писаний, в тупом разгуле кабака и в откровенном разврате образованных классов. Есть течения иные, сокровенные и глубокие, есть чистые люди, есть добрые дела…»2
Татевская школа никогда не закрывалась, летом здесь занимались певчие и художники, под руководством Сергея Александровича юноши готовились к поступлению в духовные училища. Каждое лето у Рачинского проводил его крестник Сергей Сеодзи – японец, новообращенный в Православие архиепископом Николаем (Касаткиным) – земляком Сергея Александровича. Затем в Татево проходили подготовку в семинарию японцы Иван Кавамото и Арсений Ивасава.
Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под руководством Рачинского. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги Н.М. Горбов, В.А. Лебедев, А.Д. Воскресенский, А. Голицын. В школьной художественной мастерской Сергей Александрович сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки муж его сестры, художник Э.А. Дмитриев-Мамонов.
В Татеве изучала педагогическую практику, а затем и преподавала графиня Евгения Борисовна Ефимовская(1850–1925) – будущая устроительница Леснинского монастыря в Седлецкой губернии на границе России и Австро-Венгрии (ныне Польша). После обучения в Татеве Евгения Борисовна учительствовала в Велико-Будищском монастыре на Полтавщине, затем по совету батюшек Амвросия Оптинского и Иоанна Кронштадтского направилась в Лесну, приняв постриг с именем Екатерина. За 30 лет игумении Екатерине удалось создать в Лесне обитель, где к 1914 г. монашествовали 500 сестер, воспитывались 700 детей, на праздники стекались до 30 тыс. богомольцев. Узнаваема и здесь школа Рачинского.
Александр Иванович Миловидовв книге «Памяти С.А. Рачинского», вышедшей в 1916 г., рассказал о своей встрече с татевским учителем в Троице-Сергиевой лавре, куда приезжал, окончив Тульскую духовную семинарию. Молодой человек стоял перед выбором дальнейшей деятельности: учительство, священство или академия. В Лавре, на скамеечке перед домом отца Варнавы Гефсиманского3молодой человек разговорился с господином. Тот сказал ему, «какое важное значение имеет в настоящее время служение в сельской школе, которая должна стоять под покровительством Церкви, так как России нужен идейный сельский учитель, любящий народ и его детей»4. Этим господином был Сергей Александрович Рачинский.
На протяжении многих лет А.И. Миловидов, став учителем школы в Тульской губернии, писал Рачинскому и получал от него советы по устройству школы, по организации Обществ трезвости, библиотек. Позже Александр Миловидов стал основателем Виленского Братского издательского комитета, ежегодно выпускавшего в свет свыше сотни тысяч экземпляров брошюр и листовок для народа. Виленский Братский комитет по устройству религиозно-нравственных чтений в 1880–1890 гг. вел занятия в 623 аудиториях, число посетителей составляло 916 160 человек разных возрастов, вероисповеданий и народностей5.
Император Николай II, в чье царствование была создана высокопрофессиональная система среднего и высшего образования, давшая невероятный скачок развития науки и техники, с чьего повеления почти повсеместно было введено обязательно бесплатное образование для крестьян, не мог не отметить труды учителя Рачинского. 14 мая 1899 г. он подал рескрипт: «Сергей Александрович! Многолетняя ваша деятельность на пользу народную обращает на себя особливое Мое внимание. Обширное образование ваше и опытность, приобретенную на государственной службе в Московском университете, посвятили вы, с ранних лет, делу просвещения посреди населения, наиболее в нем нуждающегося. Поселясь безвыездно в отдаленном родном имении, вы явили для всего благородного сословия живой пример деятельности, соответствующей государственному и народному его призванию. Труды ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже нескольких поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа. Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковноприходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений.
Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный. НИКОЛАЙ»6.
Первым, кто занялся восстановлением памяти о подвижническом труде С.А. Рачинского, была дочь учителя Аркадия Серякова (1870–1929), любимого ученика Рачинского, который заведовал Татевской школой с момента кончины Сергея Александровича и до революции 1917 г.
Александра Аркадьевна Иванова– тоже учитель татевской школы. При ее радении в начале 1990-х гг. восстановили купола и кресты Троицкой церкви, отлили колокол. Трудами Александры Аркадьевны был создан музей им. Н.Б. Богданова-Бельского и собраны биографические сведения о С.А. Рачинском.
Родители Александры Аркадьевны – Аркадий Аверьянович и Зинаида Александровна Серяковы – после революции были изгнаны из школы за сотрудничество с «мракобесом» Рачинским. Церковь закрыли, но народ все равно шел в Пасхальный день на кладбище – поклониться родным могилам. Жители всего села тайно приносили на крыльцо Серяковых продукты, жива была в их сердцах благодарность Серяковым, ведь Аркадий Аверьянович учил их грамоте, а Зинаида Александровна, помимо преподавания, пела на клиросе.
А потом была война. Угнали в немецкий плен юных дочерей Зинаиды Александровны. Старший брат Алик, прошел всю войну, после Победы разыскал в Германии сестер. Все они в 1950-е гг. получили высшее образование, стали учителями. И их дети продолжили эту славную династию. Одна из внучек Серяковых – учитель музыки в московской школе.
Есть еще один выдающийся ученик Татевской школы, окончивший ее в 1922 г., когда С.А. Рачинского уже не было, Иван Лукьянович Богданов(1903–1987), родом из крестьянской семьи Андреевского района Смоленской губернии. В 1927 г. окончил медицинский факультет Смоленского университета. В 1941–1945 гг. заведовал кафедрой инфекционных болезней Свердловского мединститута. В 1948 г. защитил докторскую диссертацию и работал главным эпидемиологом Уральского военного округа. В 1951–1973 гг. – директор Научно-исследовательского института инфекционных болезней АМН СССР в Киеве, единственного заведения этого профиля в Советском Союзе. Был удостоен самых высоких наград, какие существовали в советской стране.
Рачинский еще при жизни писал, что выучил сорок учителей. И их становилось все больше, потому что его ученики учили новых учителей. Кузьма и Роман Крыловы, Василий Алексеев, Михаил Онуфриевич, Василий Лебедев… Некоторые из них приняли сан дьякона, были регентами. Тит Никонов и Иван Петерсон стали живописцами, занимались росписью храмов. Семен Толстой стал священником и служил в Крыму. Его брат Егор, окончивший иконописную школу при Лавре и Вифанскую семинарию, служил дьяконом в московском храме при странноприимном доме. Ученик Рачинского – воин Иван Самсонов, участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., погиб на Балканах помогая делу освобождения славян от турок…
«По плодам их узнаете их».Ирина Ушакова