22–23 января 2022 г. в московском Физтехпарке прошел конструирующий семинар «Пути реализации целевой комплексной программы «Лествица добродетелей» на первой ступени церковного образования».
Главными организаторами мероприятия выступили Научно-методический центр перспективных образовательных программ Фонда сохранения духовно-нравственного наследия «Покров» и Православная гимназия во имя святого благоверного князя Александра Невского (Нижний Новгород). Педагоги и богословы, социологи и программисты из разных регионов России обсудили универсальную педагогическую систему православного воспитания на базе главных христианских добродетелей умеренности, целомудрия, милосердия, кротости, радости, мужества, смирения и любви.
Времена не выбирают, в них живут и умирают. Нам досталась эпоха постмодернизма и гибридных войн, когда размываются понятия добра и зла, добродетели и порока, а дети социализируются в интернете. В этом новом мире задача формирования нравственной культуры ребенка на базе традиционных, а точнее абсолютных – нравственных ценностей – сложная и важная. И впервые за много лет Федеральные образовательные стандарты нового поколения, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, другие государственные документы содержат ясное указание на приоритет воспитания, духовных ценностей над материальными.
Так, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» предусматривает соответствие воспитательных идеалов «традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям». А «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» раскрывает понятие базовых национальных ценностей, хранителями которых выступают в том числе «российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддийские, мировое сообщество)».
Однако как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Теория – это придворная дама, практика – как медведь в лесу». По словам одного из участников семинара, у ребенка, который, обладает чистой душой и легко воспринимает учение о христианских добродетелях, сегодня есть три врага: чиновник, педагог и родитель.
Порочная жизнь отнимает способность учить. «Важно, чтобы преподаватель был не просто носителем информации, но и «проводником» добродетели», – отметила Ольга Ручьева, основатель продюсерского центра «Умная страна» и один из организаторов семинара в Физтехпарке.
Идейный вдохновитель программы «Лествица добродетелей», кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко), обозначил две главные задачи семинара: обобщить результаты реализации Целевой комплексной программы «Лествица добродетелей» в ряде православных гимназий, а также попытаться смоделировать универсальную систему воспитания ребенка на базе абсолютных нравственных ценностей – христианских добродетелей, распространив успешный опыт на другие образовательные учреждения.
Участников семинара в дистанционном формате поприветствовал ректор Московского государственного педагогического университета (МПГУ) Алексей Владимирович Лубков. Он призвал собравшихся рассматривать воспитание с позиций сохранения духовного, культурного, цивилизационного, исторического наследия нашей страны; принимая человека как образ и подобие Божии. Акцент на внутренней красоте, преображении, возрождении «человеческого в человеке», отказ от идеологии потребительства, по словам ректора МПГУ, близки духу крупнейшего педагогического университета страны на протяжении всей его 150-летней истории.
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Игорь Павлович Рязанцев, один из разработчиков программы «Лествица добродетелей», также отметил, что внимание, которое государство уделяет в последнее время воспитанию, не случайно. Проблема передачи традиций будущим поколениям – наиважнейшая в эпоху цивилизационного конфликта, столкновения различных систем ценностей и мировоззрений.
Говоря о содержании и технологиях воспитательной деятельности, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Валентиновна Агре отметила необходимость создавать особый, воспитывающий, уклад образовательного учреждения – вуза, школы или детского сада. И, как в армиях многих стран мира служат капелланы, совмещающие сан с воспитательной работой, так в школах, по мнению Натальи Валентиновны, могут трудиться священники-духовники, помогая возрастать нравственно не только детям и их родителям, но и педагогам.
Именно при поддержке священников-духовников реализуется сегодня в православных гимназиях целевая комплексная программа «Лествица добродетелей».
Взяв слово, профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов) попросил участников семинара проявить христианскую добродетель терпения, слушая его «скучный» доклад – о генезисе и истории развития святоотеческого учения о добродетелях. После столь смиренного вступления собравшиеся с особым интересом выслушали возвышенную речь отца Платона.
Термин «добродетель» впервые встречается в «Одиссее» Гомера. Греческое понятие ἀρετή – добродетель или «совершенство», которым пользовались многие древние философы – Сократ, Аристотель, Платон и другие, было тождественно благородству, красноречию, силе и мужеству. Но в дохристианский период добродетель не связывалась с уподоблением Богу – а именно такое понимание формируется в богословских и церковно-педагогических трудах в первые века христианской эры. В них добродетель – уже исключительная привилегия человека, носящего образ Божий, призванного уподобиться Богу.
Архимандрит Платон (Игумнов):
«Истинный человек – тот, кто ищет Бога и следует Его заповедям. Это путь христианского подвига, нравственного самоотречения, который требует преодоления себя, своей ветхости. Описанная в святоотеческой литературе «Лестница добродетелей» возводит человека на недосягаемую высоту и открывает ему новые экзистенциальные горизонты.
В Ветхом Завете термин «добродетель» отсутствует, но выражается в идее «хождения пред Богом». В Новом Завете учение о добродетелях включено в общий контекст заповедей Блаженств, а также апостольских благовествований. При этом Богочеловек Иисус Христос явил Собой образ нравственного совершенства в его абсолютной полноте, соединив в Себе благородство происхождения, величие деяний и сияние славы. В Своей искупительной смерти Он стал солидарен каждому из живших и живущих падших людей. Евангельские притчи содержат указание на конкретные добродетели (притча о двух должниках указывает на добродетель прощения, притча о десяти девах – на мудрость). Сам Христос призывает научиться у Него кротости и смирению. Любовь человека к Богу является ответной на любовь Бога к человеку».
Однако современный мир, по словам отца Платона, растерял религиозный энтузиазм ранней христианской церкви. Интерес к добродетелям стал угасать. Понятие «добродетель» было заменено категорией «ценность».
Впрочем, во второй половине XX в. на фоне нравственного релятивизма произошло возвращение этики добродетели в мировую философию, психологию и педагогику. В науке утвердился аретический методологический подход, нравственность сегодня изучается в свете самых разных систем добродетелей (Г. Энском, А. Макинтайр, Ф. Фут, Б. Уильямс, М. Селигман и др.).
Курс «Воспитание добродетелей» в 2012 г. был разработан педагогическим кабинетом Московской духовной академии под руководством игумена Киприана (Ященко) и введен в программу духовных школ. Учение о восьми христианских добродетелях (воздержании, целомудрии, милосердии, кротости, радости, мужестве, смирении, любви) рассматривается в нем как ценностное основание православной педагогики, нацеленной на спасение души. Данная система христианских добродетелей и противоположных им страстей была заимствована современными исследователями в трудах греческого подвижника IV в. Евагрия Понтийского, а также духовного писателя XIX в. святителя Игнатия (Брянчанинова).
В настоящее время теоретическое изучение добродетелей в рамках подготовки докторской диссертации по богословию ведет профессор Московской духовной академии, заведующий академической библиотекой МДА игумен Дионисий (Шленов).
В своем докладе отец Дионисий отметил взаимосвязь добродетели со свободой выбора человека. По его словам, любая из античных (умеренность, справедливость, мужество, рассудительность) и христианских (вера, надежда, любовь) добродетелей сопровождается эпитетом «добровольный». Связь добродетели и выбора – лейтмотив христианской письменности. Обобщая труды на эту тему, преподобный Максим Исповедник, писал о том, что главный выбор человека – быть или не быть с Богом.
Отвечая на вопрос: как совместить воспитание в традиции и свободу воли ребенка, отец Дионисий (Шленов) отметил, что святоотеческая традиция (символ веры, христианское вероучение, понятие царского пути как избежание крайностей и др.) – преломляется в душе каждого человека совершенно индивидуальным образом. Поэтому традиция во всей ее глубине и силе – не музейный экспонат, она должна быть живой и современной по форме, только тогда сама свобода обретается человеком в традиции.
«Традиция без свободы мертва, а свобода без традиции несовершенна», – подвел итог своему выступлению отец Дионисий.
Нижегородскую православную гимназию во имя святого благоверного князя Александра Невского, где в 2017–2020 гг. была впервые успешно апробирована целевая комплексная программа «Лествица добродетелей», представлял целый коллектив педагогов во главе с директором школы Людмилой Ивановной Ивановой.
В гимназии, созданной по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия восемь лет назад, в настоящее время учатся 485 школьников 1–11-х классов. Сегодня «Лествица добродетелей» – один из модулей общешкольной воспитательной программы. Однако многие принципы «Лествицы» стали привычной составляющей жизни гимназии. Один из них – совместное восхождение к добродетелям детей, родителей, педагогов. «Мы принимаем в гимназию не ребенка, а семью», – говорит старший духовник школы отец Илия Трушкин, который регулярно проводит как индивидуальные, так и коллективные встречи с учителями и родителям. Традиционным для гимназии стал и Фестиваль доброго кино – яркий общешкольный праздник с участием педагогов, учащихся и их семей, впервые организованный в рамках программы «Лествица добродетелей».
Совместное участие детей и взрослых в литургической жизни – еще один принцип программы «Лествица». В мае 2022 г. в Нижнем Новгороде предполагается освящение нового пришкольного храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери.
Директор Ивановской на Лехте школы (Ярославская область) Владимир Сергеевич Мартышин не только построил храм рядом с учебным заведением, но и сам стал в нем священником. Теперь он – отец Владимир.
Сегодня в школе обучаются около 180 детей. При этом местных жителей в селе – четверо, все остальные – приезжие. Сам отец Владимир когда-то перебрался сюда из Москвы. «Я 27 лет вел эту школу, как корабль между рифами», – рассказал участникам семинара директор школы, которую много раз – безуспешно – пытались закрыть. Свой опыт отец Владимир передает молодым педагогам, систематизирует в книгах и учебниках. Например, в настоящее время готовится к выходу уже третье издание его книги «Твоя родословная».
В основе воспитательной программы школы лежит идея целостного развития личности. Здесь преподают красноречие, каллиграфию, церковнославянский язык, музыку, живопись, хореографию, краеведение по методике «расширения горизонта» и др. Духовно-нравственное воспитание представлено целым курсом разнообразных занятий от уроков добра (1–2 классы) до христианской эстетики (10 класс) и добротолюбия (11 класс). Традиции русской семьи учащиеся постигают по «Домострою», а о смысле жизни размышляют на кладбище и в ходе поисковой работы, обретая останки погибших воинов. И у детей формируется другое мышление!
А вот десятиклассники всех 600 самарских школ сегодня изучают новый предмет «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ) по адаптированному для светских школ учебнику священника, кандидата биологических наук Димитрия Моисеева и монахини Нины (Крыгиной).
О внедрении «семейного» учебного курса в программу самарских школ на семинаре рассказала Мария Александровна Матанцева, председатель правления Союза православных женщин в Самарской области. По ее словам, ребята после этих занятий стали иначе относиться к пробным бракам и разводам, абортам, количеству детей в семье. Так, один мальчик, побывав на уроке, заявил, что хотел бы иметь 17 детей. На вопрос «почему» ответил, что Менделеев был 17 ребенком в семье.
Сегодня в школах необходимы учебники нового поколения по Основам православной культуры. Об этом говорил профессор Курского педагогического университета Владимир Михайлович Меньшиков. Эти учебники должны быть органично связаны со всей учебной программой, охватывать образование на всех его ступенях – от детского сада и школы до вуза. Для создания таких книг необходим большой авторский коллектив, работающий как единое целое. В этой связи Владимир Михайлович предложил откликнуться всем желающим участвовать в такой работе, которая уже ведется под его руководством в Курском государственном университете.
О традиционных, проверенных веками, а также инновационных формах и методах работы с детьми и их родителями в рамках программы «Лествица добродетелей» говорили сотрудники и партнеры Фонда «Покров».
Так, организаторы международного детского движения «Мы сами снимаем кино» Александр Костюченко и Елена Бреднева рассказали о курсах кинопедагогики, которые несколько лет функционируют на базе ряда школ и вузов, детских и семейных лагерей, а также в дистанционном режиме.
Через создание коротких добрых фильмов, написание сценариев, осмысление притч и назидательных историй, дети легко постигают нравственные ценности. Фестивали заканчиваются массовыми просмотрами созданных фильмов в кинотеатрах, награждениями победителей, яркими, интересными мероприятиями – к Рождеству Христову, Пасхе и другим церковным праздникам. Кинофестиваль в Брянске, например, приурочен к масштабному общегородскому празднику «Преображению Господне» (Яблочный Спас), ярмарке-продаже продукции местных производителей.
По мнению Александра Костюченко, сегодня необходима федеральная программа по кинопедагогике для российских вузов, профессиональных учебных заведений, направленная на обучение киноискусству будущих учителей – дети в этом плане намного опережают взрослых.
Екатерина Грызанова представила участникам семинара онлайн-школу добродетелей преподобного Паисия Святогорца, которая, как предполагается, станет органичной дистанционной составляющей «Лествицы добродетелей». В основе программы – наследие преподобного Паисия Святогорца – его житие и беседы. Задача педагогов – не просто рассказать о жизни святого наших дней, но вовлечь слушателей – учителей и родителей – во внутреннюю работу над собой. Программа рассчитана на десять недель, в конце каждой недели проводится вебинар.
Впрочем, школьники младших классов, как правило, отличаются благоговением к святыни и легко воспринимают учение о добродетелях на классических уроках. Светлана Трошева, заместитель директора научно-методического центра Перспективных образовательнх проектов фонда «Покров», рассказала о технологиях знакомства детей младших классов с христианскими добродетелями – от трудолюбия и послушания до умения прощать и доброделания.
Выпускница Высших Богословских курсов МДА Ольга Лапина отметила, что воспитание учащихся необходимо начинать с просвещения и педагогическое сопровождения их родителей. Этому в рамках программы способствует движение «Мой род – мой народ», направленное на восстановление православного семейного уклада в семье, выявление и продолжение родовых добродетелей.
Образ святости, жития святых – то, на чем много веков воспитывались дети в России – говорила в своем докладе доцент педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Татьяна Становская (ее статью см. на стр. 49).
Но формы знакомства со святыми и их наследием сегодня меняются. Молодежный портал «Святые онлайн» представила участникам семинара журналист и педагог Ольга Каменева. Смысл проекта – рассказать аудитории в возрасте от 14 до 35 лет (включая молодых родителей) о ценностях и смыслах православной культуры, сформировавших российскую идентичность, раскрыть красоту и глубину подвига православных святых, поговорить о духовных и психологических проблемах современного молодого человека. Контент сайта предполагает адаптировать для социальных сетей и видеохостингов.
По мнению Ольги Каменевой, формирование нравственной культуры ребенка на базе христианских добродетелей имеет ряд особенностей. Понятие о добре и зле должны закрепляться у ребенка на нескольких уровнях: онтологическом (через определение главных ценностей и смыслов жизни человеческой), когнитивном (на уровне знаний), ценностно-эмоциональном (через воспитание чувств), мотивационном (через самосовершенствование, предстояние человека перед Богом, а не внешнее принуждение или тщеславие), поведенческом (через формирование нравственных привычек).
Возрастание человека в добродетелях – процесс сокровенный, дискретный и долгосрочный, который зависит от унаследованной природы ребенка, его воспитания и Божественной благодати.
И не случайно Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Пока жив человек, он может измениться, и из глубочайшей бездны нравственного падении стать на высшую ступень нравственного совершенства».
Ольга Каменева