2016-й – год 1000-летия русского присутствия на Афоне – объявлен «Годом России в Греции» и «Годом Греции в России». В преддверии этого юбилея предлагаем вниманию наших читателей беседу насельника святогорского монастыря Кутлумуш –иконописца, художника и писателя иеромонаха Анастасия (Топозиуса) – со слушателями Высших Богословских Курсов МПДА. В беседе также участвует главный редактор журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко).
– Отец Анастасий, почему Афон и Россия вот уже 1000 лет неразлучны?
– Я не знаю, почему Россия так прикипела к Афону. Сколько раз униаты, франки и др. пытались подчинить Афон! Зачем им это было нужно? Да только для того, чтобы получить влияние на Россию! Россия всегда прислушивалась и прислушивается к тому, что происходит и о чем говорят на Афоне. Однако, как шутят на Афоне, одни мысли в голове у Папы Римского и совершенно по-другому миром управляет Богородица. Ее попечением и установилась эта глубинная связь Афона с Россией.
Дух исихазма, зародившись как направление духовной жизни в афонских обителях, унаследован Крещеной Русью. Он явил здесь у вас множество подвижников, чьими духовными подвигами мы, современные афониты, не перестаем восхищаться. Афонский дух исихазма в том виде, в котором его восприняли и культивировали ваши святые отцы, такие как Преподобный Сергий Радонежский, это и есть теперь наши общие духовные корни. Для нас этот опыт столь же важен, как и для вас. Древо нынешнего православия питается и плодоносит также благодаря духовным корням, пущенным здесь, в России. Это и есть та преемственность, благодаря которой мы ткем сегодня нашу духовную жизнь, возделываем и продолжаем практику молитвенного делания на Афоне, в Греции, в России – во всем мире, который верует во Христа.
Афон и Россия постоянно на протяжении многих веков взаимно друг друга обогащают. И это взаимообогащение позволяет грекам и русским достигать общей цели. А общая цель у нас одна – спасение в вечности, которое достигается только в Церкви. Этот духовный путь вживления в православную традицию вдохновлял всех христиан во все времена на Афоне, в Греции, в России. Были у нас, конечно, и споры, например, о том, когда готовить кутью: только ли по субботам или и по воскресеньям тоже? Но все это столь несущественные вопросы… Главное, что нас сегодня объединяет, – это возрождение исихастской традиции в духовных внуках тех отцов, которые эту исихастскую традицию создавали.
В Греции преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский актуализировали и сделали достоянием народа те уникальные тексты, которые обобщали опыт и практику исихастов, и это послужило основанием возрождения духовной жизни не только в Греции, но и через Грецию в России.
Однако дело было не только в том, чтобы снова показать эти тексты народу. Само по себе это деяние не добавляет нам автоматически добродетелей, не правда ли? Мы же, оттого что эти тексты были опубликованы, не начали сразу совершать духовные подвиги, да? Духовные книги – это не просто приятное аскетическое чтение, которое утешает наши сердца. Это учебники жизни по Духу. Каждое слово этой аскетической методички должно было для начала в чьей-то конкретной жизни претвориться в действие, а потом и для многих христиан стать образом жизни. Что-то начинали практиковать греки, а русские учились у нас, но потом и мы, греки, учились у русских. Это своеобразное соревнование: как угодить Христу.
Россия многое получила от Афона. Но и Афон многое воспринял из России. Иногда это происходило непосредственно и сразу, иногда темпы замедлялись. Очень многие, например, думали, что Октябрьская революция остановит это взаимное влияние навсегда. Но это не так! Духом Божиим Церковь жива, мы общаемся.
– Как будут реагировать афониты, если Патриарх Варфоломей установит Григорианский календарь в 2016 г., в том числе и на Афоне?
– Главное не уйти из Церкви. А календарь – это повседневность. Старец Паисий называл благословенным делом смену календаря в Греции. Потому что он посещал много женских афонских подворий за пределами Афона и говорил, что теперь может отпраздновать Рождество на подворье, а потом приехать на Афон и там отпраздновать Рождество! Святые во всем готовы найти утешение. Вы знаете, тем, кто не ходит каждое воскресенье в церковь, я вообще запрещаю что-либо по этому поводу говорить. Я духовник, ко мне приходят люди и говорят о страшных грехах. Я всем даю одно послушание: «Каждое воскресенье ходить в церковь!» «Ну это очень тяжело!» – возражают они. Я говорю: «Ну ладно, раз в два воскресенья, раз в две недели!» Но про календарь с теми, кто не живет постоянной церковной жизнью, я не говорю.
– Что человек может дать Богу, если у Него все есть?
– А вы на службу ходите? На богослужении все говорится.
– Пресвятая Дева посвятила Богу Всю Себя: «Се, раба Господня» (Лк. 1:38). Что такое послушание? Как научиться послушанию? Нам же слушаться приходится людей.
– Протоэпистат на Афоне может быть по возрасту самый младший из афонских монахов и по возрасту, и по времени пострига. А я с Божией помощью и помощью Пресвятой Богородицы уже 40 лет на Афоне. А протоэпистат у нас сейчас тот, который всего семь лет на Афоне. Но поскольку у него есть Пояс Пресвятой Богородицы, я всегда кланяюсь ему. А он даже не священник, не в великой схиме и не духовник! А я целую у него руку. И когда я служу, всегда делаю ему земные поклоны. Разве это не послушание?
Святой Варсонофий – один из величайших аскетов, у него был большой монастырь. Однажды он созвал братию и сказал: «Знаете, через три дня я умру». А братия стала возражать: «А ты нас спросил? Что значит «я умру»?» Тогда он и говорит: «Ну ладно, я вам завтра скажу». И на завтра признался: «Я через 15 дней умру. Приходите, я вас благословлю и определю своего наследника, которому нужно будет кланяться». И вот к нему подошли все из братии, если я правильно помню, 92 человека, за благословением. И он никого не назначил своим преемником! «Кого-то не хватает», – говорит он. «Нет, все мы здесь», – отвечают отцы. А был у них один послушник Илиан, который на кухне мыл тарелки в это время. И святой Варсонофий поинтересовался: «А где же Илиан?» И когда он пришел, старец назначил его игуменом! И все слушались его. Вы хотели узнать, что такое послушание?
– Что плохого в непослушании?
– Послушание – это жизнь, а непослушание – нечто противоположное. А что противоположно жизни? Смерть!
– Отец Анастасий, какие послушания были у вас на Афоне?
– Есть такое изречение: если хочешь выгнать монаха из монастыря, не давай ему послушаний. У нас каждый год меняется послушание. Каждый год 1 января, то есть 14 января по старому стилю, твое послушание обязательно меняется. Больше одного года в монастырях послушание у нас никто не несет. Итак, один год, поскольку я образованный человек, то есть знаю, как писать, я исполнял послушание секретаря. Был, можно сказать, главным. Каждый день ходил «в галстуке». Ой, простите, в рясе, весь чистенький и украшенный. Общался с миром и т.д. Все было прекрасно! По телефону разговаривал, разные несуразности разрешал. Чувствовал себя важным. Год прошел. Это был самый лучший год. Я подумал: «О, меня оставят, наверное, на второй год, потому что я так хорошо работал!»
И вот идем мы на наше собрание, где нам дают новые послушания. Я был тогда уже диаконом. Мне говорят: «Эй, диакон! На этот год ты будешь посудомойкой!» Вот так. А потом я в трапезе работал. Однажды мне один монах сказал: «Вечером не будет трапезы». – «Точно?» – «Точно! Игумен сказал». И что вы думаете? Наступает час трапезы, у нас, разумеется, ничего не готово. Игумен говорит: «Пойдемте потрапезничаем». – «А еды-то нет». – «Как это нет?! Ну-ка, готовь сейчас же трапезу, бездельник!» И я готовлю. Мед, чай, орехи, хлеб. Накрыл все это на столы. Такой радостный, думаю: «О! посмотрите, а еда-то есть!» А игумен говорит: «Встань под люстрой!» (Это в центре трапезной.) И пока все ели, я под люстрой клал земные поклоны и говорил: «Простите меня, отцы, поскольку я лентяй». Я очень люблю нашего старца, потому что это человек от Бога. Это милейший человек. Мужчины, когда приедете на Афон, в Кутлумуш, я вас с ним познакомлю.
– Мужчины могут приехать на Афон. А женщинам как быть?
– Много таких мест. Вам в Дивеево можно поехать – это тоже удел Божией Матери на земле. Там читают Богородичное правило. Если бы вы были помладше и знали бы греческий язык, я бы подарил вам свою книгу – детский путеводитель по Афону для девочек! Девочки же, как вы понимаете, не могут поехать на Афон. А с помощью этой книги они на Афон попадают.
– Как найти свой путь: на Афон – не на Афон? Семью ли создать или принять монашество?
– Апостол Павел об этом внятно говорит: хорошо, чтобы вы были, как я (то есть не женились), но это для тех, кто может вместить, а те, кто не могут, женитесь. Кто как может. А что лучше? То, чего от каждого из нас хочет Бог. Когда мы в Церкви, мы не делаем ошибок.
– Как узнать волю Божию о себе, свое предназначение?
– Духовникам постоянно приходится отвечать на такие вопросы. Воля Божия открывается в обстоятельствах жизни. Но важно не только ее узнать, но и исполнить. Наше предназначение – это наше послушание Богу. Просто подумайте над тем, как вы живете, насколько вы послушны Творцу. Вот у меня сейчас послушание – похудеть на 40 кг. Я уже на 25 кг похудел. Но здесь, в России, мне, к сожалению, не позволяют исполнять послушание. Я здесь так много ем! У нас здесь появилось, можно сказать, другое послушание. Потому что, уезжая сюда, я спросил у своего старца: «Что мне вкушать?» Он сказал: «Все, что дают».
– Как выбрать духовника?
– А разве сам человек выбирает духовника? Рука Божия вас возьмет и отведет. Если не отведет, тогда попробуйте сначала найти себя.
– Как не ошибиться при выборе «другого себя» – своей половинки?
– Нужно поехать к Преподобному Сергию Радонежскому, три раза прочитать акафист и, выходя из храма, жениться на той, кого первой увидите. По сторонам не смотреть. На первой, кого увидите!
Отец Киприан (Ященко): Тут я должен прокомментировать, откуда отец Анастасий знает о таком экзотическом способе женитьбы. Мы были в Троице-Сергиевой Лавре, и я рассказал отцу Анастасию, как у нас старцы благословляли жениться семинаристов, которые уже должны были принять сан. А дело в том, что принять сан невозможно, если ты не женат, а верующим невестам тоже непросто. Было время – были трудности: где себе будущую матушку найти. И вот старец Кирилл (Павлов) благословлял семинариста прийти к раке Преподобного Сергия и крепко помолиться. Отстоять три молебна! Это часов пять–шесть – и все это время неотступно выпрашивать у Преподобного вмешательства в решение столь насущного жизненного вопроса. Таким способом до сих пор, кстати, пользуются не только семинаристы, но и девицы, которые решаются по благословению Преподобного Сергия выйти замуж. Единственное, раньше сразу отходили от раки и тут же делали предложение! А сейчас, особенно если это девицы, они же сами не могут сделать предложение, они и по несколько дней, и по несколько недель, и по несколько месяцев вымаливают себе партию.
– Как сохранить мир в душе, работая в светском коллективе? Как сохранить в миру бдительность и молитву?
– Со старцем Паисием я общался, когда был еще диаконом. Он как-то спросил: «Когда ты говоришь: миром Господу помолимся, – ты сам понимаешь, к чему призываешь народ?» Я у него и спросил: «Что такое мир? Миром Господу помолимся – это как?» Вы знаете, я, грешный, пережил тогда нечто, что сейчас могу поведать в качестве своей личной исповеди. И то я могу это сейчас открыть только потому, что старец Паисий уже почил. И уже прославлен! Мы были в его келье вдвоем, времени было 10 часов утра. В 3 часа начиналась вечерняя служба, и я должен был исполнять свое послушание на ней. После моего вопроса о том, что такое мир, мир Божий, он сказал: «Слушай, иди, тебе пора на вечернюю службу». И вдруг я смотрю на часы и вижу, что времени уже 2 часа дня! Таким образом, в моей жизни образовалась пустота с 10 утра до 2 часов дня. Я не знаю, что произошло. Может быть, с вами тоже когда-нибудь такое произойдет. Я не знаю, что с моей душой происходило в это время. Я просто был со старцем. А он и говорит: «Вот это и есть мир Божий». И постукивает меня по плечу: «Иди, а то к вечерней службе опоздаешь».
– Общались ли вы со святым старцем Порфирием Кавсокаливитом?
– У меня есть племянник, сын моего брата. Он приехал на Афон, и я подарил ему крест, который мне подарил старец Порфирий. Когда я только приехал к старцу Порфирию Кавсокаливиту и познакомился с ним, он мне говорит: «Возьми этот крест и подари кому хочешь». И я подарил его своему племяннику, который стал священником. И этот крест проехал уже по всему миру, потому что старец Порфирий по Божией милости теперь не просто старец. Он стал святым старцем. Как и преподобный Паисий. И они празднуют сейчас со всеми святыми, которые находятся и на Небе, и на земле. Святая Святых! Что еще можно сказать? Святые предстательствуют за нас у Господа. О них не надо много говорить. О них лучше молчать. Поэтому то, что я сказал, этого хватит.
– Как можно помочь онкологическому больному? Что необходимо, чтобы победить недуг?
– Другой мой брат – врач. Он как раз онколог. Сегодня он летит в Америку. Потому что работает в Америке в большой больнице в Лас-Вегасе. И вы знаете, каждый день Лас-Вегас прибывает к нам на Афон, потому что есть мобильный телефон! И каждое утро в воскресенье в 6 утра, когда мы совершаем Божественную Литургию, он мне присылает имена своих больных. И рядом он пишет их вероисповедание – мусульманин, протестант. Как можно им помочь? Они из Лас-Вегаса приезжают к нам на Афон, а я таким образом попадаю в Лас-Вегас. Вы тоже можете к нам приезжать на Афон и отправлять к нам своих болящих, когда мы будем о вас вспоминать, и мы будем к вам приезжать, когда вы будете о нас молиться. И так можно жить в святости нашей любви. Она сильнее любого недуга.
– Что говорят Афонские старцы о судьбах России и вообще о будущем, будет ли война и как скоро?
– Завтра. Когда произрастают маленькие зеленые ростки на ветке, мы понимаем, что наступает весна. Видим солнце или луну и тоже различаем приметы времени. А когда наступают ужасные времена, вы что, этого не понимаете? Наступит день, говорит Господь, когда камня на камне не останется.
– Как изменить ситуацию в Новороссии?
– Я не знаю. Догадываюсь только, что там разворачивается что-то плохое, но что конкретно и, тем более, что с этим делать, я не могу сказать. Единственное, я хотел бы, чтобы и вы молились, как и мы на Афоне молимся, чтобы прекратилось все зло, которое происходит в мире. Надо молиться Пресвятой Богородице, почаще читать молитву «Достойно есть» и другие молитвы Великой Заступнице, чтобы Она оградила нас от всякого зла и молитвами святых отцов наших все эти искушения быстро завершились.
– Как должно быть устроено сердце, чтобы спастись?
– Авва Павла, величайший аскет Египта, говорил: «Если есть у тебя сердце, ты можешь спастись». Но разве наше сердце может нас спасти, если оно камень? Как мы можем любить, когда у нас вместо сердца картофелина? Нужно все силы прикладывать к тому, чтобы создать сердце. Исихазм это практика, а не теория. И это как раз та практика, которая воссоздает сердца. Отец Киприан – приверженец практической теории, он теорию претворяет в практику. Вы знаете, единственное приглашение приехать в Россию, которое я в своей жизни принял, это было приглашение от отца Киприана. Я даже не знаю, почему и как это случилось. Сам не могу понять, почему согласился. Не знаю, что ты мне, отец Киприан, такого сделал. Наверное, старец Паисий во всем виноват.
Игумен Киприан (Ященко): Да, я попросил отца Паисия. Я вспомнил, как на Афоне был у одного старца в келье, мы с ним беседовали. Известный старчик. Не буду называть его имя, он всемирно известный. И мы с ним беседуем, беседуем, он посмотрел на часы: «О! у меня сейчас время молиться. Слушай, давай, Киприан, на час прервемся. Тебе четки, мне четки». И час мы помолились. А потом говорит: «Теперь давай продолжим беседу». И так у нас было несколько раз. Беседа была духовная, в общей сложности мы где-то часов восемь беседовали. Но с перерывами на молитву. И нам сейчас пора сделать перерыв, но только с тем условием, что – на молитву! Будем молиться Пресвятой Богородице!
Подготовили Ольга Орлова и Ольга Туева
Перевод с греческого Ксении Климовой