Сегодня по всей стране проходят масштабные торжества в память об одном из самых почитаемых православных святых — князе Владимире. О роли и значении для России святого князя – крестителя Руси рассуждает доктор философских наук Константин Михайлович Долгов.
Выдающиеся русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, А.В. Карташев уделяют рассмотрению деяний святого князя Владимира особое внимание. Естественно, основным источником для них были сведения, полученные из летописей, а также сочинения русских писателей середины и конца XI в.: митрополита Илариона, Иакова Черноризца (Мниха Иакова), Нестора. Материалы, на которые они опирались, оказались явно недостаточны для серьезных научных исследований, вот почему все наши историки, как правило, полагали, что истинные истоки и причины Крещения Владимиром Руси сокрыты во мраке.
Известно, что после объявления императором Константином христианства государственной религией христианское вероучение стало довольно быстро распространяться по странам Европы, уже в VI в. возникло папство, а в Малой Скифии (Причерноморье) и Великой Скифии (от Дона до Дуная) сложилось немало христианских общин, и завоеватели, проникавшие на эти территории, иногда целыми дружинами принимали христианство. Центром христианства при этом была и оставалась Греция, прежде всего Константинополь со своим архитектурным шедевром – храмом Святой Софии.
Военные походы славянских князей облегчали проникновение христианства в самые отдаленные земли славян. Идеи христианского вероучения стали доходить до Киева и других крупных славянских городов – Новгорода, Твери и т.д. Принятие христианства князьями и их дружинами становилось все более частым. К этому их подталкивали постоянно возникавшие междоусобные конфликты, ибо сама сущность языческой религии – вера во множество богов – не способствовала установлению и существованию сильного единого централизованного государства.
Начиная с первых веков уже в Малой и Великой Скифии христианство получает все большее распространение, чему способствовала миссионерская деятельность Иоанна Златоуста, политическая и культурная деятельность императора Константина и других византийских императоров, а также бурное развитие самой высокоразвитой и просвещенной в те времена Византийской империи. Как писал блаженный Иероним (IV–V вв.), в это время «хладная Скифия согревается теплотой веры».
Крым с прилегающими территориями стал основным направлением продвижения христианства из Византии к восточнославянским племенам. Христианство появилось в Крыму в первых веках нашей эры, в IV в. возникла Херсонесская епархия, а в VIII в. еще две греческих епархии. И может быть, совсем не случайно князь Владимир, в своих военных походах дойдя до Херсонеса, примет там христианство.
Одним из самых могучих стимулов распространения учения Иисуса Христа на Руси было возникновение славянской письменности благодаря деятельности солунских братьев Кирилла и Мефодия. Повышению грамотности среди разных слоев русского общества способствовало усиление взаимосвязей с христианской Болгарией, что в свою очередь неизбежно приводило к продвижению христианской веры и высокой греческой культуры. Уже во времена Олега, который, как известно, был ярым противником проникновения на Русь греческой культуры и христианства и который неоднократно предпринимал походы на Царьград, христианство, официально запрещенное, лишенное епископата, постепенно расширялось и развивалось вопреки всем запретам. Да и сам Олег, видимо, постепенно приходил к осознанию тщетности своих усилий, направленных на сохранение язычества. Таким образом, «варяги ославянивались, язычники охристианивались, варвары цивилизовались».
Усиление позиций христианства сопровождалось усилением общей грамотности, этот процесс стал гораздо более заметным в период княжения Игоря. Если при Олеге официальные документы подписывались людьми неграмотными или малограмотными (подписи за них ставили писари), то договор киевского князя с греками, датированный 944 г., свидетельствует о значительно возросшей грамотности среди правящей верхушки, в которой процент христиан к этому времени стал преобладающим. Таким образом, при Игоре христиане уже не гонимы, а напротив, занимают ключевые государственные должности.
Немалую роль в христианизации Киевской Руси сыграла супруга князя Игоря Ольга, согласно летописи, официально принявшая христианство в Константинополе в 955 г. К сожалению, все попытки Ольги породниться с единственной и подлинной императорской династией в Европе – византийскими монархами, чтобы выйти из варварства и подняться на уровень подлинного аристократизма, не увенчались успехом. «Бурная, темпераментная и предприимчивая до мегаломании княгиня Ольга тем и замечательна в своей христианской программе и в своем христианском поведении, что она не превратила своих христианских убеждений, своей миссионерской и церковной программы в программу политического переворота и захвата власти.
Она и в отношении к главному виновнику неудачи всей ее жизни, к своему сыну Святославу и его законным правам наследства поставила себя в подвижническое и духовно-красивое положение любящей матери и подлинной христианки… Ольге не удалось использовать срок своего регентства (до 952г., это первый этап до 10-летия Святослава, ни следующий этап, 952–957 гг., до его 15-летия) для проведения общего Крещения Руси без насилия сверху и революции. Не успев в своем последнем предприятии провести Крещение всего народа под знаком династического союза с Царьградом, Ольга должна была удовольствоваться уже тем эволюционным результатом, что самого Святослава, ведомого языческой партией, она воспитала в духе полной толерантности к тому неограниченному росту христианства в населении, которое мы зафиксировали к концу жизни Игоря. По летописи, никаких препятствий ни в военной, ни в служилой среде, близкой к княжескому двору, принимать христианство не было».
После гибели Святослава его место занял старший сын Ярополк, как известно, воспитывавшийся его бабкой княгиней Ольгой тоже в духе христианства. Когда встал вопрос о его Крещении и, соответственно, возможном официальном принятии греческой – христианской – веры, развернулась ожесточенная борьба между сторонниками Ярополка и его младшего брата Владимира, представлявшими языческую партию. В этой борьбе Ярополк потерпел поражение и был убит, Владимир стал княжить в Киеве на радость приверженцам «праотеческого язычества».
«Казалось, малокультурная, полуфинская, новгородская окраина Руси религиозно победила столичный огречившийся Киев. Но эта искусственная победа отсталых провинциалов оказалась бессильной изменить властный ход истории. А история всей Европы, и Западной и Восточной, предписала: покориться благородному наследию средиземноморских культур и укрепившейся в них высшей богооткровенной религии. Владимир, благодаря первым своим победам казавшийся себе великим, вдруг оказался маленьким, ибо неумным. Его подлинное, не мнимое величие доказано тем, что он это свое заблуждение способен был понять и принять. Владимир сломился. Как это произошло? Того никогда в точности не в силах объяснить нам история. В самой глубине духа это останется навсегда тайной личного обращения, подобной чудесной тайне превращения Савла в Павла» (Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1).
Завоевав Корсунь и намереваясь идти войной на Константинополь, он, памятуя попытки княгини Ольги породниться с византийскими императорами и византийской аристократией, предложил тогдашним императорам Василию и Константину выдать их сестру Анну за него замуж. Учитывая реальную опасность завоевания Владимиром Константинополя, императоры согласились при условии, что Владимир примет Крещение. И действительно, как повествует летопись, князь Владимир принял Крещение в Корсуне.
Видимо, его душа, огрубевшая от языческих нравов, законов, традиций, основанных на применении насилия, истосковалась по чистоте, гармонии, добру, любви и жаждала чудесного преображения. И такое преображение произошло.
Неслучайно, когда Владимир осуществил Крещение народа в Днепре и когда увидел многочисленные протесты со стороны язычников, он понял, что нельзя вводить христианство на Руси насильственными методами, а только путем образования, воспитания и убеждения. В связи с этим он начал открывать различные учебные заведения, отменил все формы узаконенного насилия, применявшиеся при язычестве. «Как широкая русская натура, святой Владимир не только в деле внешнего Крещения всей страны, но и внутреннего радикального изменения и обновления его социальной жизни воспылал желанием повторить опыт первоапостольской Церкви: употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, как говорит книга Деяний, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «все общее». До Владимира еще ни одному главе христианского народа не приходила в голову такая мечта». О таком единстве власти и народа многие поколения только мечтали и мечтают до сих пор.
«За 25 лет своего христианского правления Владимир нашел в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но, что всего удивительнее, он сделал попытку реально, деятельно, можно сказать, материально выполнить свое исключительное служение как главы христианского народа, чтобы воплотить осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь народа.
Формы этой жизни, в отличие от жизни личной, наиболее инертны и неподатливы на евангельские призывы к любви и самоотречению, как формы жизни космической, натуральной, близкой к жизни мертвой природы. Но Владимиру дана была душа героическая, богатырская. Из всех возглавителей Древней Руси эпическая память народа исключительно выделила только двух вождей: святого Владимира, которого наименовала «ласковым князем и Красным Солнышком», любившего бедный люд и любимого им, и – грозного царя Ивана, справедливого судью, беспощадно казнившего обидчиков народа. Святой Владимир поразил народное воображение не тем только, что он, как и его предшественники, ублажал пирами своих дружинников и заслуженных сотрудников, но и заботился по крайней мере о праздничных трапезах всего бедного населения государства».
Выбор, осуществленный князем Владимиром, имеет великое историческое значение как для русского народа и других православных народов, так и для народов всего мира.
Во-первых, «осветившее его душу евангельское откровение» должно быть той внутренней силой, которая поможет любому человеку, стоящему у власти, исполнить свое предназначение – служить Богу и людям верой и правдой, не поддаваясь никаким материальным и духовным соблазнам.
Во-вторых, на всех уровнях социальной жизни следует решать наиболее важные проблемы бытия и сознания, внутренние и внешние, руководствуясь евангельскими, прежде всего миротворческими, принципами.
В-третьих, никакие научные, технические и культурные достижения не должны отодвигать на второй план или тем более исключать самое главное – человеческую личность, человеческую душу. Именно человек и его душа должны стоять в центре внимания при всех социально-политических, экономических, научно-технических и культурных преобразованиях.
В-четвертых, никакие сверхсовременные технологии и цивилизации с их бешеным темпом, болезненно-прерывистым дыханием машин не должны мешать человеку смотреть на небо, созерцать природу, не должны разрушать его органическое единство с природой, препятствовать развитию и совершенствованию его души.
Наконец, никакой материальный, научно-технический прогресс не может затмить простую истину: жизнь человека слишком кратковременна, чтобы предаваться суетным заботам, следует всегда помнить, что она лишь мгновенное предвестие будущей жизни, жизни вечной, жизни бессмертной.
В качестве достойного заключения хотелось бы привести необычайно глубокие и верные рассуждения известного историка Русской Церкви А.В. Карташева: «В наши дни апокалиптических искушений мира и русского народа властью, хлебами и чудесами техники пред Русской Церковью во всей неотвратимости встал мировой социальный вопрос со всеми его соблазнами. Креститель наш дал нам пример, как вести себя на этом труднейшем пути. Христианский народ, христианские деятели, христианская власть прежде всего должны сделать все возможное для проведения во все стороны жизни нации заветов любви евангельской…
Его завет нам: христианизация общественной жизни не на путях внутреннего сектантского насилия или внешнего коммуноподобного насилия, а на путях церковного разумения христианской свободы.
…Исполнение завета нашего крестного отца – князя Владимира лежит на ответственности не только невероятного еще в наши дни теократического монарха, но и на ответственности всех нас, членов Православной Церкви, при всех имеющих случиться политических и социальных режимах. При всех этих самых разнообразных возможных режимах мы – духовные дети нашего крестителя – не имеем права пренебрегать заветами нашего первого христианского строителя земли Русской.
…Русская земля, а с ней Русская Церковь, не могут не быть носителями «великой совести». Нынешняя тирания бессовестности – лишь временное наваждение…»
Нельзя не согласиться с этими глубокими и мудрыми рассуждениями нашего отечественного историка.
Как истинный, глубоко верующий православный человек, князь Владимир начертал контуры истинно русского, Российского государства, сила которого отныне и во веки веков будет состоять не в развязывании завоевательных войн и не в безумных претензиях на мировое господство, а в создании необходимых материальных и духовных условий для достойной жизни народа, а также для защиты его от внутренних и внешних врагов, в строительстве и укреплении вечного мира как внутри российского общества и государства, так и во взаимодействии со всеми странами и народами мира.
Политическое руководство, социальная и культурная политика должны носить творческий, созидательный характер, направленный на установление истинной правды и справедливости в человеческих отношениях, на понимание того, что только любовь человека к Богу и Бога к человеку и любовь ко всему сотворенному миру является несокрушимой основой постоянного развития каждого человека и всего человечества.
Князь Владимир после своего чудесного преображения стал воплощенной совестью человека, следующего по праведному пути. В этом смысле он навсегда останется самым пленительным и захватывающим примером как для людей, стоящих у власти, так и для любого человека. Все высшие человеческие ценности – Истина, Добро, Красота, Милосердие, Свобода и др. – только тогда и являются настоящими высшими ценностями, когда они пронизаны любовью, совестью и стремлением к справедливости. Вот почему для всех поколений русских людей и для Русского государства святой равноапостольный князь Владимир был, есть и будет подлинным крестным отцом. И как бы ни складывались в дальнейшем судьбы России, какие бы социально-политические формы и культурные образы и структуры она ни принимала, у их истоков всегда будет стоять первообраз великого князя Владимира.
Об истинном месте, роли и значении жизни и деятельности князя Владимира проникновенно и глубоко говорится в Послании Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира: «Его мудрый выбор изменил весь ход нашей истории, ибо он принес нам весть о Спасителе мира Христе – Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под Покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы – Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей Свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное.
Восприняв веру из Восточной Римской империи – Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному Откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развив ее… Как Моисей, услышавший призыв Господа «выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3:10), князь Владимир вывел Русь из языческого плена и поставил на светлую стезю исповедания Христа как Бога и Спасителя. Сей равноапостольный муж стал одним из тех, кто олицетворяет православный идеал праведной власти, руководствующейся подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу, к жизни по Его заповедям. Креститель Руси, как мы знаем, заботился не только о благочестии новопросвещенного народа, но и о его образовании, о помощи нуждающимся…
В Днепровской купели было положено начало новой, Святой Руси, нашему духовному единству. За прошедшие с того времени века предпринимались попытки уничтожить православие, посеять раздоры и гражданскую смуту среди наших народов, увлечь людей ложными идеями, обещаниями скорого земного счастья и материального благополучия. Но по милости Господней Святая Русь доныне живет в наших сердцах, ибо народы наши по сей день имеют единую веру и Церковь, общие святыни, бесчисленные образцы христианского подвига и совместную историю…».