11/24 июля Русская Православная Церковь празднует память равноапостольной великой княгини Ольги

Материал к уроку ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для беседы в старших группах Православного летнего лагеря и в воскресных школах

Кондак 1

Первоизбранней от всего российского рода, славней равноапостольней угоднице Божией Ольге составим похвалу, яко заре во тьме идолопоклонения светом веры возсиявшей и путь ко Христу всем россияном показавшей.

Ты же, яко имущая дерзновение к прославльшему тя Господу, ограждай нас от всяких бед молитвами твоими, да зовем ти:

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Вся жизнь святой равноапостольной Ольги была подвигом. В Акафисте святой мы читаем:

Кондак 2

Видяще тя, святая Ольго, яко крин в тернии прозябший: ты обаче закон Божий в сердце твоем написан всегда имела еси, и целомудрие твое яко зеницу ока блюла еси; благодарно поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Св. Ольга с юности обладала богомудростью и богоизбранностью. Об этом свидетельствуют обстоятельства ее первой встречи с князем Игорем.

От роду по летописям ей было 12 лет, когда киевский князь Игорь сел в лодку к Ольге и попросил перевезти ее на другой берег. Заметив, что девушка прекрасна лицом и станом, Игорь стал её домогаться.

В те времена, если князь положил глаз на простую девушку и был с ней, то всеми считалось, что это была великая честь и к такой девушке выстраивалась очередь женихов. А если девушка зачинала от князя, то ее род становился во главе племени.

Таковы были языческие обычаи, Ольга их знала, знал и князь. Поэтому ответ юной Ольги ошеломили князя Игоря, вместо того, чтобы с радостью отдаться ему, Богомудрая Ольга ответила:

«Зачем напрасно позоришь себя, князь, склоняя меня на срам? Зачем, думая о неподобающих вещах, постыдные слова произносишь? Не обольщайся, видя меня, молодую девушку, совсем одну, и не надейся – не возьмешь меня силой. Хоть и неученая и очень молодая, и проста нравом, как ты видишь, но я понимаю, что ты обидеть меня хочешь и говоришь непристойные слова, которых я слышать не хочу.

Лучше подумай о себе, откажись от своего помысла. Пока юн, блюди себя, чтобы не пострадать тебе самому. Откажись от всякого беззакония и неправды – если ты сам будешь побежден разными постыдными делами, то как сможешь другим запрещать неправду и как сможешь управлять дружиной своей?

Знай, что если ты не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то лучше мне будет, чтобы глубина реки этой поглотила меня, чем быть тебе на соблазн; так я избегну поругания и позора, а ты не впадешь в соблазн из-за меня».

«Такую премудрость и чистоты соблюдение обрела она от Бога, что удивился Игорь зрелому ее разуму и благоразумным ее словам. И сразу Игорь отказался от своего юношеского порыва, и устыдившись, в молчании перебрался через реку, запечатлев все это в сердце своем до времени, и вернулся в Киев».[1]

Когда пришло время жениться князю Игорю, послал он за дивною в девицах Ольгой, отвагу, красоту и целомудренный нрав которой видел своими глазами.

Когда впервые читаешь историю жизни княгини Ольги, недоумеваешь, откуда она все это знала о Боге, о том, что сказать, как правильно сделать. Может быть, у нее был очень мудрый советчик? Ответ содержится в Акафисте, подробно рассказывающем о житии равноапостольной великой княгини Ольги и во многих других источниках:

«О, диво! Не зная Писания, ни закона христианского, не слыша и учителя благочестия, нравам благочестия усердно поучалась и веру христианскую от всей души возлюбила. О неизреченный Промысел Божий! Не от людей поучалась истине, но свыше учителя имела – Божию премудрость».[2]

Это же доказывает и вышеуказанный пример, когда отроковица Ольга, ведет себя целомудренно по заповедям Божиим.

Миф о жестокости и мстительности Ольги, также многократно подвергался сомнению.

Во-первых, по тому, что уже через год после «расправы» вел. княгиня Ольга с малолетнем сыном Святославом отправляется в землю древлянскую для ее устроения. Она помнит, что Игорь, подписавший договор и вынужденный платить дань Хазарии, был убит древлянами во время повторного сбора с них податей в 945 году, мудро и милостиво помогает им обустроить их хозяйственный быт и возлагает посильную для них дань.

Во-вторых, «может быть, этою мирною ее наукою следует объяснить тот удивительный авторитет, который она обрела у Игоревой дружины и у мирного населения».

В-третьих, роль женщины в те времена – это максимум любимая жена (и далеко не единственная) и мать детей, а Ольга – первая женщина-правительница Руси, чего не было ни до нее, ни много веков после, заслужившая такую любовь и авторитет, что сын её Святослав, сокрушив Хазарский каганат в 964 году, так и не взял скипетр правления из ее рук, а внук Владимир и народ последовали ее примеру и приняли Православную веру.

Трудно объяснить, кроме как Промыслом Божиим, тот удивительный факт, что Ольга, будучи женщиной в языческом мире, не только остается жива (обычно жен сжигали вместе с телами умерших мужей), но и становится во главу управления целого княжества, и никто – ни дружина, ни бояре, ни простой народ не только не противятся этому, но поддерживают ее.

Путешествие княгини Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Московском Кремле.

Путешествие княгини Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Московском Кремле.

Далее мы читаем в житии, что Ольга проезжает по всей земле русской, в том числе и по территориям, завоеванным ее мужем и сыном, и устрояет разрозненные земли в единое государство, вникает во все тонкости народной жизни, советует, где устроить «ловища» (в те времена звероловство было основным промыслом на Руси) и «перевесища» (где можно ловить сетями).

Она строит погосты (торговые поселения) и выделяет волости – области, сохранившиеся до наших дней, устанавливает дани, оброки, и мы знаем, что при правлении Ольги не записано летописцем ни ропота войска, ни мятежей народных.

Видимо она настолько мудро и милостиво высчитывала, сколько реально может дать какая область мехов и меда, чтобы и сами жители преуспевали и не роптали, и княжество развивалось (то есть хватало той дани, которая будет прислана Киеву).

Она назначает дани и оброки не лично себе, как княгине, или своему сыну (как было принято до нее), а закрепляет их за городами, выделяя Киев как столицу, развивает кузнечное дело на Руси, строит город металлургов близ Киева – Вышгород. Она была скромна, целомудренна, мудра.

Приём Ольги Константином Багрянородным

Приём Ольги Константином Багрянородным

Ее милость и мудрость привлекли к ней всенародную любовь, приняв Православную веру (ее крестил Константинопольский Патриарх ), великая княгиня отправляется вновь по всем русским землям с апостольской проповедью, строит храмы и церкви, прежде всего на могиле Аскольда (Аскольдово крещение Руси – 966 год) и Дира в крещении Николая и Ильи – первых убиенных князей – христиан, храмы Софии Премудрости Божией и Единой Живоначальной Троице. В Киеве и по ныне стоит Десятинная церковь и строятся многочисленные Никольские и Ильинские храмы по всей Руси.

По молитвам Равноапостольной Ольги то расцветет новый сорт яблони, который накормит всю деревню, то забьет ключ, который исцелит болящих. Везде, где св.Ольга проповедовала, стоят березовые кресты и церкви. Эти места свято хранятся по сей день в преданиях и народной памяти.

Икос 5

Видевши, святая Ольго, вся люди земли Российския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщалася еси просветити тыя светом Христовым веры сотвори я сыны дне и наследники Царствия Небесного.

Только предварительной тихой и мирной проповедью святой Ольги историки объясняют благополучное утверждение веры Христовой на всей Руси ея внуком Владимиром в 988 году. До самой смерти в течение 14 лет после крещения, Ольга продолжала примером и активными передвижениями по стране проповедовать христианство. Семена ее проповеди, молитвы и веры дали быстрые благодатные всходы.

Кондак 8

Странствия земнаго течение скончавающи, тепле Господа молила еси, Ольго блаженная, да не оставит Он земли Российкую по преставлении твоем во тьме неведения пребывати, но да возложит на сердце людем российским, обратитися к Богу, да воспоют Ему: Аллилуия.

Не умещается в уме тот потрясающий факт, что всего через 19 лет после смерти св. Ольги Русь становится Православной. Если вспомнить, что на Западе потребовалось более 300 лет для окончательного торжества христианства, то на Руси, на установление Православной веры, благодаря апостольскому подвигу св. Ольги, потребовалось всего 33 года! Всего 33 года прошло от крещения святой равноапостольной великой княгини Ольги до Крещения всея Руси ее внуком – равноапостольным великим князем Владимиром!

Слава Божьему Промыслу о нашей земле Российской!

Кондак 10

Путь спасения сыновом российским устрояя и предсмертное прошение твое исполняя, Всеблагий Господь возрасти во внуце твоем Владимире всеянное тобою семя веры, и чрез него всю землю Российскую просвети Святым Крещением. Темже убо прославляем тя, Ольго блаженная, яко виновницу просвещения нашего светом святыя веры, и умильно поем Христу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Она построила государство Русское, стала первой русской святой, много молилась Богу, о православных современниках и потомках (о нас с вами), обладала непоколебимой верой, дарами мудрости и пророчества от Бога. Предсказала, что множество святых яко звезды воссияют в земле Российской.

Так и стало. Слава Богу!

О, святая равноапостольная княгине Ольго!

Закона наставнице чистая и учительница веры Христовы, прими похвалу от раб недостойных и молитву о нас сотвори к Богу, честно творящих твою память, да от напастей и бед и печалей и лютых грехов свободимся; еще же и мук, ждущих нас, избави, молимся ти, тебе непрестанно величающи.

Ольга ГОРБУШИНА

[1] Святая равноапостольная великая княгиня Ольга. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. – 158, {2}

[2] Из Жития святой княгини Ольги из «Степенной книги» переведена с церковнославянского в 2008г.

Комментарии закрыты