Крестопоклонной называется третья неделя (воскресенье) Великого поста. В 2023 г. Крестопоклонная неделя приходится на 19 марта.
Накануне, в субботу, во время всенощного бдения из алтаря выносят Крест. Священник обходит с крестом по периметру храма и затем полагает Священное древо на центральный аналой. После этого все молящиеся совершают коленопреклонение перед Крестом с пением славословия, в котором прославляются Страсти и Воскресение Господа: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Сам крест остается на аналое вплоть до пятницы следующей недели, а затем его вновь уносят в алтарь.
Предлагая крест для особого молитвенного поклонения, Церковь, с одной стороны, напоминает нам о смысле и содержании Великого поста, а с другой – воодушевляет и обнадеживает указанием на грядущую Пасху Христову. Примечательно, что делается это накануне четвертой великопостной седмицы, когда половина поста пройдена и христианину требуются новые силы и мотивация для продолжения духовного пути. Не случайно Церковь сравнивает Крест с веткой, погруженной Моисеем в горькие воды Меры во время 40-летнего странствования израильского народа в пустыне, а также с тенистым деревом, под сенью которого отдыхают путники, идущие в обетованную землю небесного царства.
Но Крест – это не только напоминание о Тайне нашего спасения. Это также и указание на необходимость несения христианином собственного жизненного креста. Сам Христос, говоря об условиях и путях спасения, сказал, что Его последователи должны отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Ним. «Какие же это кресты, которые посылаются или даются христианам? Похожи ли они на Крест Христов? – вопрошает священномученик Серафим (Чичагов) и сам же отвечает на поставленный вопрос: – Нет, заслугами Христа эти кресты были видоизменены, облегчены, уменьшены, действительно, их не нужно уже нести на плечах своих и сгибаться под их тяжестью, а легко носить на своей груди. Они теперь внутренние, а внешние, тяжелые и непосильные, навсегда уничтожены победою христианства. Если это так, то не потому ли их забывают, сбрасывают с себя, даже не видят и не замечают многие христиане? Или они так срослись с телом нашим, что некоторые и не чувствуют их? Посмотрите, сколько есть, по-видимому, счастливых, беспечных, увлеченных земными радостями, молодостью, красотою, богатством или своими страстями, самодовольством! Где их кресты? Понятно, что многие сомневаются после этого в необходимости нести свой крест, когда возможно и не брать его вовсе. Но не самообман ли это? Внутренний крест, сросшийся с телом, нельзя ни взять, ни нести, а можно только закрыть, прикрыть от глаз своих и человеческих».
«Всякий грех, – пишет святитель далее, – уже внутренний крест, он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, страдания, испытания, которые поневоле переносят и молодые, и старые, и красивые, и богатые. Равнодушные мучаются от своего равнодушия, гордые терзаются самомнением, богатые страдают от сребролюбия, славолюбцы – от унижения. Грехи разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, наполняют сердце унынием, тоскою, отчаянием. Все это кресты, и без них, как без врачебных мер, немыслимо излечить болящих душевно, сердечно и духовно».
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу на часах после отпуста. Разумеется, не во всех приходах, находящихся в местах лишения свободы, возможно строгое следование Уставу. Однако это обстоятельство не должно становиться причиной уныния или угрызений совести. Соблюдение уставного порядка безусловно важно, но Устав сам по себе не спасает. Для Господа гораздо важнее видеть, что мы стремимся к нему, приносим искреннее покаяние и ежедневно совершаем внутреннюю работу над собой. А это возможно в любых условиях.
Мы могли бы спешить к Богу…
Слово митрополита Антония Сурожского (1914–2003) в Крестопоклонную неделю.
Тем, кто хочет за Ним следовать, Христос дает одну совершенно ясную заповедь в сегодняшнем Евангелии: «Если кто хочет за Мной идти, пусть отвержется от себя, отвернется от себя, пройдет мимо себя, возьмет свой крест и следует за Мной…».
Но отвратиться от себя, от себя отвернуться, отвлечь от себя самого внимание можно только, если приковать это внимание к чему-то или кому-то другому. Просто отвести глаза и не глядеть никуда, просто оторвать сердце и ни на что его не направить – нельзя. Как же исполнить эту заповедь Спасителя?
Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам – как Он говорит в евангельских рассказах много раз: «Без тебя – ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно…».
Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать; мы знали бы, что мы можем одновременно быть самими собой, в глубоком, осмысленном значении этого слова, и вместе с этим не сосредоточивать свое внимание на себе самих. Мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос? Кому нужна Его любовь? Кому нужна Его забота? Кому нужна Его чистота и правда? Кому нужен Его свет?..
Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них. Мы могли бы спешить к Богу и к людям одновременно; и тогда мы были бы и с Ним, нося Его Крест, – потому что Его Крест – это Его любовь, готовая всем пожертвовать ради нас, – и могли бы следовать за Ним и в то же время забыть о себе, будучи поглощенными заботой о других: заботой не только нашей, а Христовой…
Подумаем над этим и услышим Христа, говорящего нам: «Будь Мной среди народа Моего, – и тогда легко будет, может быть, хоть на мгновение о себе забыть и вспомнить о ближнем вместе с Богом». Аминь.
Евгений Мурзин