Как вместе подняться по лествице добродетелей
Что могут почерпнуть современные родители из святоотеческого наследия и педагогической науки при воспитании своего ребенка? В пособии программы «Лествица добродетелей» обобщаются эти теоретические рекомендации, даются практические советы и домашние задания по каждой из восьми христианских добродетелей. Скажем несколько слов о каждой из них.
Воздержание (или умеренность) в церковно-педагогической литературе рассматривается в качестве фундамента и первой ступени лестницы добродетелей (свт. Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Тихон Задонский, преподобный Ефрем Сирин, Иоанн Кассиан Римлянин и др.). С христианскими подвижниками согласны педагоги Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафт и др.
Я.А. Коменский считает воздержание одним из важнейших человеческих достоинств, способность «соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании». Золотым правилом педагог называет умение человека «никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения»1.
Воздержание непосредственно связанно с физическим и трудовым воспитанием. Труд, по мнению К.Д. Ушинского, есть не только средство, но и цель воспитания: «Высылая человека на труд, Творец сделал труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития, и самое счастье человека поставил в неизбежную зависимость от личного труда»2 (работа «Труд в его психическом и воспитательном значении»).
Соблюдение умеренности приносит телу – здравие, уму – ясность и собранность, духу – молитвенный настрой, способность приближаться к Богу.
При этом одним и первых и важных средств воспитания добродетели в православной семье являются посты – многодневные и однодневные, которые православные педагоги рассматривают в качестве средств укрепления воли ребенка и его послушание Церкви.
Целомудрие есть всеобъемлющее название добродетелей, целостное воззрение на мир; чистота тела и души (преподобный Иоанн Лествичник) – помыслов, слов и поступков; хранение девственной чистоты до брака, супружеской верности в браке (протоиерей Глеб Каледа и др.).
Советский педагог А.С. Макаренко полагал, что детей необходимо приучать владеть своими чувствами, сдерживать воображение и желания. В дореволюционной России для воспитания добродетели целомудрия у ребенка хватало благочестивого примера родителей, аскетичного уклада традиционной патриархальной семьи – вопросы пола редко обсуждались вслух. С таким подходом согласен педагог Макаренко: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-нибудь прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным…»3.
Педагог пишет о разрушительном влиянии на детское целомудрие нецензурной лексики: «Сущность этого несчастья не в том, что обнажается перед мальчиком половая тайна, а в том, что она обнажается в самой безобразной, циничной и безнравственной форме»4.
Особую роль в становлении добродетели целомудрия играет детская стыдливость. В свое время философ В.С. Соловьев5 усмотрел в чувстве стыда охранную «грамоту» духовной целостности личности, правильной иерархии сил: если она нарушается, нам становится стыдно. Священномученик Владимир (Богоявленский), а также современный богослов и многодетный отец протоиерей Илья Шугаев указывают на то, как важно сохранять, взращивать, приумножать у детей врожденное чувство стыда, которое начинает проявляться у ребенка примерно с трех лет. Еще раньше – на первом году жизни – можно заметить признаки детской застенчивости (когда ребенок отворачивает или прячет личико от незнакомых), которая, по мнению протоиерея Василия Зеньковского, есть «предварение стыда»6. Педагог обращает внимание на то, что важно воспитывать не «социальный», а внутренний стыд ребенка, его постоянное предстояние перед Богом и Ангелом-хранителем.
Формирование добродетели целомудрия связано с эстетическим воспитанием (само слово «эстетика» – наука о прекрасном – происходит от греч. aisthesis, что значит «ощущение», «чувство»), организацией такой художественно-эстетической деятельности детей, которая направляла бы их к правильному пониманию прекрасного и возвышенного в искусстве и жизни, формировала бы вкусы и идеалы.
Эстетическое воспитание в православной семье начинается с колыбельных, фольклора, пословиц и поговорок, изучения родного языка, житийной литературы, духовных песнопений, иконописи, родной природы. Не меньшее значение имеют беседы с детьми о культуре речи, одежде и прическе, манере поведения, внешнем облике. Еще более важно беседовать о внутренней чистоте.
Однако целомудрие, связанное с чистотой сердца, по сути, со святостью, человеческими силами воспитать невозможно, а потому христианские педагоги советовали приучать детей к молитве и участию в богослужениях, Церковных Таинствах. «Мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного, воспитательного влияния Православной Церкви»7, – пишет Ушинский.
Главным средством формирования целомудрия у девочек основательница известного православного приюта «Отрада» игуменья Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Николая (Ильина) называет постоянное (как минимум, один раз в неделю, а во время православных постов – еще чаще) участие воспитанниц в богослужениях и Таинствах Церкви. Особая педагогическая традиция приюта заключается в том, что девочки выбирают себе для постоянного общения любимую сестру, с которой ежедневно обсуждают свои проблемы. «Цель таких бесед – поведать о своих духовных переживаниях и ошибках»8. Рефлексия открывает путь к самопознанию и самосовершенствованию, без которых невозможна нравственная культура.
Добродетель милосердия – бесстрастное отношение к материальным благам; скромность, привычка довольствоваться необходимым в отношении себя, щедрость, сочувствие, готовность делать добро в отношении ближних и милосердие по отношению к ближним.
О воспитании милосердия и сострадания у детей пишет П.Ф. Каптерев, предложивший метод их «нравственного закаливания», пробуждение глубокой и искренней жалости к страданиям человека. «Человек, жизнь которого была преисполнена радостями и удовольствиями, к которому близко не подпускали ни одно темное облачко, весьма мало расположен сочувствовать горю других»9.
Известно, что супруга Николая II императрица Александра Феодоровна вместе с детьми регулярно навещала туберкулезные больницы и санатории. Во время Первой мировой войны Александра Феодоровна, пройдя курсы сестер, вместе с великими княжнами Татьяной, Ольгой, Марией, Анастасией ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете.
По мнению советского педагога В.А. Сухомлинского, даже маленькие дети, дошкольники, должны с помощью взрослых учиться замечать эмоциональное состояние окружающих, их боль или усталость. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе»10. Взрослея, дети должны заботиться о младших и старших (бабушках и дедушках) – прежде всего в своей собственной семье.
Христианские педагоги (Г.И. Шиманский, протоиерей Николай Гурьянов) советуют воспитывать в детях умение видеть красоту Божиего мира, жалеть и беречь деревья, травы, цветы, все живое. К.Д. Ушинский отмечает огромное воспитательное значение живописного природного ландшафта, С.А. Рачинский вводит в программу своей Татевской сельской школы пешие паломничества в Нилову пустынь, которые превращаются в незабываемые уроки биологии, географии, краеведения, наблюдения за родной природой.
Добродетель кротости есть тихое, мирное, приветливое расположение, терпение и снисходительность к недостаткам людей и жизненным невзгодам. В Евангелии говорится о том, что кротость свойственна Божественному естеству: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Путь к добродетели кротости пролегает через умение помолчать. «Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили»11, – пишет Я.А. Коменский.
По мнению педагога, детей следует учить хранить молчание:
– во время молитвы – как дома, так и в церкви, на богослужении;
– когда кто-то из взрослых, в первую очередь отец или мать, делает детям наставления;
– обдуманно молчать, прежде чем что-либо говорить.
Терпение и кротость ребенок приобретет, если в семье нет излишней изнеженности и чрезмерной снисходительности. Детей с самого юного возраста необходимо приучать к почтительности, деятельной услужливости взрослым простыми поручениями: «Мой мальчик, подай мне это… Сходи к бабушке, пожелай ей от меня доброго дня и скажи, что я спрашиваю, как ее здоровье»12.
Родители, желающие видеть своих детей кроткими, должны стать для них примером доброго и кроткого обращения друг с другом, с детьми. Это касается и наказаний. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский пишет: «Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумным раздражением заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением»13.
Важнейшее воспитательное средство в православной педагогической культуре – молитва любящего человека. Мать святого Паисия (тогда еще Арсения), видя шалости детей, начинала творить молитву Иисусову, которой пробуждала детскую совесть и останавливала баловство. Любовь к матери, почтение к ней и глубокое уважение святой пронесет через всю жизнь.
Добродетель радости – признак доброго, благодарного сердца, неотделима от добрых помыслов, слов и поступков, оптимистичного жизненного настроя, который в православной педагогике связан с умением видеть промысел Божий во всяком событии и образ Божий в каждом человеке.
Святой Паисий Афонский считает, что любая добродетель начинается с доброго помысла, поэтому человек призван овладеть искусством мыслить по-доброму, преобразуя, «переформатируя» помыслы недобрые, отбрасывая нечистые и злые. О том, как может работать подобная «фабрика добрых помыслов» (в терминологии св. Паисия) на практике, показано в романе Элинор Портер «Полианна» – о жизни 11-летней девочки-сироты, дочки почившего пастора. Девочка умела во всем видеть доброе, ее «игра в радость» перевернула жизнь маленького городка. Игру придумал отец Полианны, который очень любил «радостные тексты» в Библии – те отрывки, где говорится о радости, ликовании: он насчитал их 800. Если случались неприятности, пастор вспоминал эти высказывания. «Радость – это энергия от Бога, Он дает человеку радость полноценной жизни»14, – пишет игумен Киприан (Ященко).
Добродетель мужества есть упование на Бога, умение различать помыслы (трезвение), видеть свои грехи и изживать их, постепенно приходя к доброму образу жизни. «Себя победишь – будешь воистину непобедим» – эти слова А.В. Суворова есть квинтэссенция понятия «мужество» в христианском смысле. Мужество означает предстояние пред Богом, чувство ответственности перед Ним и перед людьми.
Православный психолог Т.В. Воробьева указывает на то, что уже с трех лет мальчику необходимо говорить: он – будущий защитник семьи и Отечества. «Мальчики должны знать, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству»15. А начинать надо с жизненных смыслов: зачем человек живет, во имя чего готов пойти на смерть?
Хотя безрассудная смелость, как и безумная трусость, одинаково гибельны (об этом писал еще Аристотель), педагоги отмечают радость преодоления ребенком животного страха. «Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильных страх и думать об опасности, не подчиняясь страху»16, – пишет К.Д. Ушинский.
Воспитывая мужество, православные психологи призывают родителей не создавать предпосылок для детских невротических депрессий: повышенного уровня критики, многочасового сидения за гаджетами, стрессогенных семейных обстоятельств (разводов, алкоголизации близких и пр.), тревожности самих родителей.
Смирение – одна из высших христианских добродетелей. По мнению аввы Дорофея, смирение, как известь, связывает все прочие кирпичики дома добродетелей17. «Смирение есть мера святости, то основание, на котором только и может строиться здание духовной жизни»18, – отмечает профессор МДА А.И. Осипов, обращая внимание на то, что Спаситель в Евангелии никогда не осуждал тяжких преступников – прелюбодеев, грабителей и даже убийц, но постоянно обличал законников и фарисеев, утративших смирение.
В церковно-педагогической литературе смирение рассматривается как добродетель, сочетающая в себе аспект человеческого самоумаления и божественный аспект благостного воздействия как результат этого самоумаления. Смирение есть мир человека с Богом, окружающими людьми, со всем миром. Внешне добродетель проявляется в кротости, тишине, скромности, радости. «Смиренье – Богу угожденье, уму – просвещенье, душе – спасенье, дому – благословенье и людям утешенье»19, – говорится в словаре Владимира Даля.
Смирение – добродетель, которую в своей земной жизни явил Христос: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29–30). Смиренных ожидает награда: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6).
Добродетель жертвенной любви – основание христианской жизни и одновременно – высшая ступень христианской лестницы добродетелей.
Основы добродетели любви закладываются в ребенке с самых первых минут его жизни. Я.А. Коменский сокрушается по поводу того, что многих детей знатных родителей испортили своим молоком «злые кормилицы». К.Д. Ушинский пишет об исключительной важности бессловесного периода для формирования личности ребенка. «С молоком матери», ее молитвой дитя впитывает добродетели – или страсти.
Три года младенчества – период особых близких взаимоотношений матери и дитя, время, когда материнская любовь (или любовь того, кто заботится о младенце) запечатлевается в сердце ребенка на всю жизнь. Психолог Т.В. Воробьева, которая воспитывалась, а потом много лет работала в детских домах, отмечает: практически невозможно по-настоящему полюбить мать, если она – по каким-либо причинам – не была рядом с младенцем в первые три года его жизни. Человек должен будет совершить духовный подвиг, чтобы взрастить это чувство.
Любовь, как и вера, «без дел мертва» (Иак. 2:20). «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности»20, – пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Любовь требует труда, своего «черного хлеба», времени и попечения. Об этом говорится в дневнике св. царицы Александры Феодоровны Романовой: «Маленькие знаки внимания, пустяки, но постоянное самоотречение; коротенький разговор о желаниях и настроениях других; деликатный, не показной уход от всего, что может причинять боль, – это те мелочи, которые создают мир и любовь и которые гораздо больше внешней вежливости»21.
Именно в сложные жизненные моменты и кризисные периоды призвана проявляться, возрастать настоящая христианская любовь, о которой пишет апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–10).
В целом становление личности ребенка на базе христианских добродетелей опирается на следующие общие принципы:
– сотериологичность (доминанту вечных, нематериальных ценностей над временными и материальными и конечную цель – спасение человеческой души);
– экклезиоцентричность (введение человека в жизнь и традицию Церкви);
– сохранение свободы воли человека;
– индивидуальный подход (соответствие начальному уровню сформированности добродетелей, а также возрастным психологическим особенностям ребенка);
– культуросообразность (соответствие социокультурному опыту ребенка и его семьи, возможностям современной культуры при одновременном приобщении ребенка к высоким нравственным примерам мировой и отечественной культуры и литературы).
Универсальными средствами становления добродетелей в православной традиции являются:
1) на уровне духа – участие ребенка в богослужениях и Таинствах Церкви, молитва его и за него, чтение Священного Писания;
2) на уровне души – добрый пример, прежде всего, родителей, знакомство с высокими образцами нравственности в жизни, а также нравственными примерами в памятниках мировой культуры и литературы, агиографических источниках, церковном искусстве;
3) на уровне тела – труд и физическая культура, умеренная дисциплина, режим дня, отсутствие изнеженности, закаливание, соблюдение постов, постоянное упражнение в добродетелях.
В заключении еще раз скажем, что главный секрет православной педагогики заключается в личном примере родителей, их молитве за своих детей. Только вместе со своими ближайшими воспитателями дети смогут успешно подниматься по христианской лествице добродетелей.
Ольга Каменева, кандидат педагогических наук, председатель Фонда «Медиа просвещение»
1 Коменский Я.А. Великая дидактика. – М.: Книга по требованию, 2012. – С. 229.
2 Ушинский К.Д. Моя система воспитания… – С. 244.
3 Макаренко А.С. Книга для родителей / сост. С.С. Невская. – М.: ИТРК, 2014. – С. 185.
4 Там же. – С. 192.
5 Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. – URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/01.html (дата обращения: 21.09.2019).
6 Зеньковский В.В. Психология детства. – М. : Академический проект, 2019. – С. 109.
7 Ушинский К.Д. Моя система воспитания… – С. 313.
8 Там же. – С. 59–60.
9 Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании. – URL: http://dugward.ru/library/kapterev_pf/kapterev_p_f_o_nravstvennom.html (дата обращения: 16.09.2019).
10 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания) / сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – С. 45.
11 Коменский Я.А. Материнская школа. – М.: Книга по требованию, 2012. – С. 83.
12 Там же. – С. 85.
13 Филарет Московский, свят. Как создать православную семью. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/kak-sozdat-pravoslavnuju-semju/#0_8 (дата обращения: 22.10.2019).
14 Киприан (Ященко), игум. Православное воспитание: лекции, интервью воспоминания. – М.: Благотворительный фонд «ПокровЪ», 2012. – С. 223.
15 Воробьева Т.В. Как воспитывать мальчиков? – URL: https://pravoslavie.ru/57817.html (дата обращения: 14.09.2019).
16 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания… – Т. II. – С. 227.
17 Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения. – М.: Правило веры, 1995. – С. 63.
18 Осипов А.И. О смирении и святости (ОПКиК МДА 2006.01.11). – URL: https://youtube.com/watch?v=w8a2OYe_pOs (дата обращения: 01.09.2020).
19 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т. 4. – С. 235.
20 Духовная аптека старца Иоанна (Крестьянкина). – М.: Ковчег, 2010. – С. 36.21 Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – М.: ИД «Русский Паломник»; Платина; Калифорния: Братство Преподобного Германа Аляскинского, Валаамское общество Америки, 2004. – С. 303.