Проповедь игумена Киприана (Ященко)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великий пост святые отцы называли Великой битвой. С кем же эта битва? Прежде всего, с духами злобы поднебесной и с тем врагом, который свил гнездо внутри нас. У нас у всех с вами внутри исковерканная душа, израненное сердце множеством ежедневных грехов, греховных привычек, которых мы даже не замечаем. Бессознательно, по привычке мы совершаем какие-то действия, исполняем желания, которые у нас возникают, и не придаем им никакого значения: «Весь мир так живет».
В Великий пост мы вспоминаем изгнание Адама из рая и можем себе представить, что находимся в таком же положении. Мы – изгнанники из рая, и наша задача – вернуться в рай! Как? С решительным желанием преобразить свою душу, очистить от множества грехов, прежде всего через покаяние. А покаяние, главным образом, должно проявиться в воздержании от тех страстных желаний, привычек, которые в нас есть, в борьбе с ними, чтобы мы проявили свою волю, одержали над ними победу. Победу над привычками чревоугодия, сластоугодия, над привычками осуждения других, оправдания себя, над привычками блудных помыслов, мыслей грязных, греховных.
Часто греховные привычки возникают в нас от того, что мы не бережем тот дар, который дал нам Господь. Каждому из нас Господь дал величайший, бесценный, бессмертный дар – образ Божий. И сейчас, объявляя войну всему, что противится образу Божию в нас, мы обязаны совершить великий труд.
Что может нас привести к победе в этой войне? Что может стать нашим оружием? Самое главное – это наша молитва. И не только утром, вечером или в храме. Господь и святые призывают нас постоянно молиться, воздыхать, памятовать о Боге, пребывать с Ним, ничего не делать без Бога.
Один из святых отцов сказал: «Пост – это когда мы встаем как бы на цыпочки над нашим обычным положением». Мы привыкли молиться, положим, половиной утренних молитв, ну а в пост давайте прибавим – будем все утренние молитвы читать. Привыкли читать все утренние молитвы – давайте добавим, допустим, чтение Псалтири или Евангелия, по согласованию с духовным отцом. Если и это уже стало привычкой, что редко у кого бывает в настоящее время, можно попросить себе еще какой-то шажок прибавить в молитве. Если вы были непоследовательными в молитве, в исполнении утренних и вечерних правил – станьте последовательными. То же самое и с посещением храма: если вы нерегулярно ходили в храм, ходите каждую субботу и воскресенье.
Великое оружие поста – милость. В пост всегда старались совершать дела милосердия, посещать больницы, богадельни, тюрьмы. Обратите свое внимание хотя бы на ближних родственников: кто болеет, кто в чем нуждается, проявите к ним внимание. Может быть, навестите далеких родственников или хотя бы позвоните им. Это тоже большое дело милосердия.
Десятину от своей зарплаты, от доходов, которые вы имеете, хорошо бы потратить на тех, кто нуждается: на нищих, убогих. Сам Господь через них к нам обращается. Если нет таких людей вокруг – принесите пожертвование в храм.
Великое оружие поста – это воздержание и умеренность. Никаких особых великих подвигов не требуется. Господь от нас требует стать лишь умеренными в том, что нам необходимо для нашей плоти. Ведь плоть наша – это жилище Духа Святаго, и существует четкая невидимая связь: в страстной, грязной плоти Дух Святый обитать не может, как и мы, в грязной, неубранной квартире не хотим жить. В Великий пост мы в душе должны все вычистить, разобрать, привести в порядок. И если мы с вами начнем воздерживаться от крайностей, жить по Евангелию, то у нас появится такая умеренность – в словах, желаниях, поступках…
В Евангелии говорится, что мы должны втайне пост совершать, не напоказ. Господь говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф. 6:17–18). Чтобы неверующие люди даже и не заподозрили, что мы постимся, но при этом, действительно, пост соблюдать строго. А в церковной среде лучше не выделяться, как все – так и мы. Если в какой-то монастырь попали или просто среди верующих людей оказались – как там едят, так и мы, не выбирая и не выделяясь. Надо твердо знать, что в чужой монастырь со своим уставом не приходят. Главное дело христиан – не выделяться. Вот эта незаметность, неприметность наша – она тоже как раз плод нашего воздержания, плод нашего поста.
Господь Бог нас направляет, дает нам особую благодать, прежде всего в Таинствах. Только с Его помощью мы сможем одержать победу над видимым и невидимым врагом в Великий пост. Поэтому почаще исповедуйтесь, почаще причащайтесь по благословению духовников.
Хорошо бы пособороваться Великим постом, чтобы отвратиться от грехов, неосознанно совершенных, которые мы не помним, не знаем, забыли, не считали их за грехи. Все это по благодати Божией очищает нашу душу и приближает к Богу.
Пост – это десятина, десятая часть года, которую мы должны пожертвовать Богу. Надо предать Богу свои страсти, которые мешают изменению себя для Царствия Божия. И приобрести то, что нужно для жизни с Богом. Через соблюдение поста у человека открывается духовное зрение, он начинает видеть свои грехи, неправды, плохие поступки, желания. Мало ли что хочется, к чему привыкли, а полезно ли это для спасения души? Вот главный вопрос, который должен быть у нас всегда, каждый день и каждый час. Если неполезно, тогда безжалостно отсекаем. Страсти наши, желания могут восстать, будут требовать своего, и устоять можно только с помощью Божией лишь по молитве. Надо не пугаться, молиться Иисусовой молитвой, краткими молитвами, Псалтирь читать, и потихонечку плоть успокоиться.
Святые отцы приводят такой пример: как погасить огонь в лампадке? Перестать подливать масло. Так и здесь: если мы тело меньше будем питать животной пищей, оно потихонечку к концу поста затихнет, умирится, страсти успокоятся. Цель поста – прийти в нормальное состояние, в котором мы должны быть и только в котором Господь может нас принять в Царствие Небесное. Поэтому Великий пост – это великая лечебница для всех наших телесных немощей и душевных ран.
В Великий пост часто у людей, которые постятся, молятся, открывается ви́дение: где Божие, а где нет, что угодно Богу, а что нет. Открывается порой вся низость, вся нечистота наша, и в то же время открывается вся красота, которая нам дана от Бога. Святые говорили, что, если бы мы хоть на секунду увидели, сколько в нас грязи, сколько в нас греха, мы бы сошли с ума, потому что это вытерпеть человеку невозможно. И Господь по милости Своей закрывает от нас это. Но и видение добродетелей часто от нас сокрыто, чтобы мы не гордились. Это же не наши дары, а Божии, это Господь нам дал – чего же нам гордиться?
И еще у нас должна быть очень четко сформулирована цель. Когда цель ясна, она, как маяк, как путеводная звезда ведет за собой. Появляются силы, бодрость духа. А цель поста – восстановить в себе образ Божий, очиститься от грехов и восстановить добродетели. Душа очищается только через покаяние. Когда мы не только во всей полноте увидим свои грехи, ужаснемся от их множества, но когда они нам станут противны и мы будем бежать от них, как от чужеродных, то это будет означать близость к истинному покаянию.
И конечно, высшая степень покаяния – когда мы не только увидели, не только пережили все это, но главное, когда мы принесли плоды, достойные покаяния. А достойные плоды покаяния, как указывают святые отцы, – это «не только удаление от зла, но и упражнение в добре» (блаженный Феофилакт Болгарский). То есть это труд по очищению своей души. Например, если нас одолевает грех чревоугодия – мы должны принести плоды воздержания, умеренности. Если мы страдаем обидчивостью – постараться всех прощать, учиться быть добродушными. Если бы мы так старались исправить каждый свой грех, то в конце поста почувствовали бы особую благодать, результат поста.
Постом очень хорошо почитать что-нибудь душеполезное – преподобного Авву Дорофея, Паисия Святогорца, Иоанна Кронштадтского, «Невидимую брань» Никодима Святогорца – настоящий учебник духовных упражнений. Хорошо бы во время поста соприкоснуться со святоотеческой сокровищницей духовного опыта.
Божие вам благословение на Великий пост, на особые труды, за которые Господь дарует вам радость Царствия Небесного. Аминь.
Игумен Киприан (Ященко)