Святой апостол Лука в своем Евангелии приводит слова Спасителя: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). Наречение младенца именем святого всегда сообщало новому человеку силу той благодати, которую снискал у Господа одноименный предшественник. Имя уже было не просто «кличкой» для удобства обращения в быту, оно приобретало смысл «светильного», как лучик фонарика, пролагало новоприбывшему поселенцу этого мира прямой и безопасный путь. Тезка-святой становился Небесным покровителем.
Но как выбрать того, кому мы перепоручим небесное заступничество за нашего малыша? Сейчас они малы, а после вырастут и у них будут уже совсем другие проблемы. Святой выбирается на всю жизнь. Сначала к нему будут обращаться родители, потом – сам носитель имени. Как выбрать того, с кем можно поддерживать тесное и доверительное молитвенное общение? К кому, в крайнем случаем, с полной верой и упованием на помощь можно обратиться именно нам в безвыходной жизненной ситуации?
В воцерковленных семьях, как правило, обязательно есть любимый святой, а то и несколько. Имена особо почитаемых в семьях святых обычно и дают детям. Иногда мамы загодя ответственно начинают читать жизнеописания (жития) святых, выбирая имя еще нерожденным сыну или дочери. Что-то в жизни, поступках или даже просто в строе личности святого поражает маму, и она уверенно останавливает свой выбор. Часто ему будущая мама также молится и о благополучном течении беременности, родовом разрешении или даже о зачатии. Как много в житийной литературе, да и в биографиях великих неординарных людей историй о «вымоленных» младенцах.
Однако часто определение небесного покровителя перепоручали выше. «Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по Крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих», – писал Святитель Феофан Затворник. Это известный способ выбора имени по святцам. Святцы – церковный календарь, проименованный памятными датами святых: каждому дню соответствует по несколько имен.
Раньше Крещение и наречение имени были обставлены разными обрядами. Крещение обычно совершалось, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на Таинстве. Имя давали на восьмой день. Сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святаго Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые перед святыми свидетелями нарекая именем и вписывая его в книгу жизни Царства Небесного.
Митрополит Антоний Сурожский сравнивал малых детей с иконами: в их чистых беззлобных личиках тоже есть свет, как в ликах святых. Хотя Православная Церковь далека от заведомой «прижизненной» канонизации младенцев: уже сызмальства даже маленький человечек заражен грехом, эгоцентризмом, от того-то крохи и бывают так капризны, а иногда и внезапно жестоки в своих реакциях. Освободить человека – малого или взрослого – от греха не может никто: ни сам он, ни его родители, ни воспитатели, ни психотерапевты и т.д. Может только Господь. Оттого-то и приносят младенцев в храм, дабы совершить над ними Таинство Крещения.
Ольга Орлова