Источник: Медиаресурс нового поколения Святые.online
Как отличить настоящую любовь от влюбленности? Что такое христианская жертвенная любовь, которая «никогда не перестает»? Эти и другие вопросы обсудили студенты российских вузов на встрече со священником и врачом больницы Святителя Алексия – иереем Игорем Блиновым. В мае 2022 г. он работал в составе бригады врачей в Мариуполе. Встречу вела Ольга Каменева.
– Последние события – военная спецоперация на Украине, пандемия коронавируса – заставили нас по-новому взглянуть на многие вещи, на жизнь и смерть, которая оказалась совсем рядом. Отец Игорь, вы, наверное, не раз наблюдали расставания любящих друг друга людей?
– Очень показательный случай произошел с пациенткой нашего паллиативного отделения больницы Святителя Алексия в Москве. Отделение только открылось, когда нам пришлось венчать пару, в которой супруга была тяжело больна, умирала. До этого они годами откладывали таинство, но незадолго до ее смерти эти любящие друг друга люди решили все-таки заключить церковный брак. И их венчание вдохновило, по-моему, весь персонал – полностью переменило и дух самих расстающихся в этой жизни, развеяло грусть и печаль, которые, казалось бы, должны доминировать в этой ситуации.
И я помню, как через несколько недель после венчания к нам в больницу приехала делегация врачей – доктора из разных регионов, которые занимаются умирающими людьми, паллиативным движением. И они говорили: «У вас какая-то совершенно особая атмосфера, нет печали, у вас – радость и полнота жизни. И у тех, кто помогает страждущим людям, светятся глаза». Потому что настоящая любовь преодолевает смерть, она простирается в вечность.
У любви, конечно, есть много значений. То, что у нас обычно называется любовью, по-гречески может быть и эросом (страстным увлечением), и филио (расположением, дружбой), и агапе (жертвенной любовью), и сторге (любовью-опекой), есть еще несколько оттенков этих отношений.
Христианство впервые заявило именно о жертвенной любви. С одной стороны, она соприродна человечеству, известна ему с древнейших времен, а с другой стороны, в высшем своем смысле стала возможной именно в христианстве. Потому что Бог, открывший Себя людям, по слову апостола Иоанна, – и есть Любовь (1 Ин. 4:16). Но к осознанию этого человек еще только должен приблизиться. С самого юного возраста мы, естественно, проявляем любовь к родителям, к тем, кому доверяем. Но в детстве мы как бы еще не разделяем эту любовь, наши чувства связаны с некоей слепотой и часто могут переходить в нечто, совершенное противоположное любви, если задать развитию ребенка неправильное направление. Потому что у любого человека есть осознание себя, и если оно разворачивается не на внешний объект, а вовнутрь, к себе, то становится на самом деле противоположностью любви. И наверное, человечество во все времена преодолевает эту раздвоенность: эгоизм и самолюбие, с одной стороны, и жертвенность – с другой, определяя, к кому бы свою любовь обратить – потому что человек по большому счету нуждается в этом и без этого жить не может. Любовь требует обращенности вовне.
Знаете, кто самый цитируемый из всех мудрецов XXI века? Апостол Павел. В его посланиях мы находим, я бы сказал, математически выверенное описание свойств любви. Оно растиражировано людьми, в том числе далекими от Евангельских заповедей, весь мир благодаря апостолу Павлу сегодня знает, что любовь всему верит, она тиха, скромна, не ищет своего…
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:4–10).
Этот фрагмент послания апостола Павла называется гимном любви. Автор выделяет 16 свойств любви, которые относятся к вещам духовным, к любви, обращенной вовне, – и последовательно их разбирает. Например, говорит о том, что любовь не завидует. Зависть стала первым антиподом любви со времен падения в мире ангельском – отступления Денницы, диавола, от Бога, а затем и в человеческом мире – когда Ева поддалась на уловку врага рода человеческого, его обещанию «будете как боги», а также потом в связи с первым братоубийством, когда Каин из зависти поднял руку на своего брата Авеля.
– Существует мнение, что всякая настоящая любовь, сама способность любить, жертвовать собой ради другого человека – уже счастье. И в этом смысле вообще не может быть несчастной любви – если она настоящая.
– Я как-то читал результаты социологического исследования, проведенного среди девчонок 10-го класса. Около 200 человек отвечали на вопрос: «Что вы ожидаете от взаимоотношений со своим будущим мужем?» Абсолютное большинство респондентов говорили о том, что хотели бы быть любимыми. И наверное, меньше 5% сказали, что хотели бы сами любить, дарить свою любовь. Вот поэтому и происходит ошибочное развитие чувств, когда ты ищешь не того, чтобы отдавать (и тогда это чувство становится здоровым, правильным), а того, чтобы отдавали тебе (и тогда начинаются страдания).
– Что делать, если родители не принимают выбор своего взрослого ребенка? Как решаются такие проблемы?
– Так же, наверное, как это испокон веков решалось. Как апостол Иоанн Богослов, уже будучи почти столетним старцем, бегал за своим любимым учеником, ушедшим в ересь, и убеждал его вернуться в Церковь. Как Христос на Кресте молился о тех, которые в Него плевали и кричали: распни Его!
Любой родитель любит свое дитя, которое, может, уже кучу натворило всякой ерунды, и его осудили на какую-нибудь долгую каторгу. И все равно родители его защищают и заступаются за него. Как тут быть? Разговорами это не разрешить, это только, наверное, решается доверием Богу и терпением каких-то неудобств – с обеих сторон.
– Преподобный Иустин (Попович) говорит, что любовь человека к человеку без любви к Богу есть самолюбие, а любовь человека к Богу без любви к человеку есть самообман. Почему так?
– Наверное, это коренной вопрос. Потому что источником любви является Бог. Но мы понимаем это не сразу, наши отношения с Творцом развиваются всю жизнь. Как пишут святые отцы, на первом этапе «прозревший» человек формируется как раб Божий, который осознает свои недостоинство, греховность и неспособность на какое-то мистическое взаимоотношение с Творцом. Он обращается к Богу с желанием быть помилованным. Потом, когда человек начинает кое-что понимать, какой-то опыт приобретает, он становится как бы наемником, который что-то делает, и Господь ему открывает еще большую Свою милость, Свое величие. Человек понимает это уже на личном опыте: чем больше он делает, тем больше получает. Но это опять-таки еще не те правильные взаимоотношения с Богом, которые даруются человеку на следующем, третьем этапе. Речь о состоянии, когда он начинает, как дитя, любить своего Родителя, не чувствуя себя рабом или наемником, но осознавая себя чадом Света. И уже в этом правильном взаимоотношении человек начинает познавать совершенно другой аспект любви, которая никогда не перестает, которая всему доверяет, тиха, скромна, не ищет своего и не гордится.
– С кем поведешься, от того и наберешься, грех заразен. Неслучайно родители боятся, когда в школе появляется наркоман – как правило, он вовлекает в свои интересы и других ребят. То же самое с людьми нетрадиционной ориентации. Страну можно разрушить войной, а можно разложить изнутри. Поэтому такие отклонения поддерживаются, финансируются, насаждаются извне*.
– Раньше таких людей действительно было намного меньше. Это же считалось психическим отклонением, на лечение принудительное отправляли, поддерживали психотерапевтически. Данное качество не реплицировалось как норма, считали – ну, странный, больной. К больному же не предосудительное отношение.
Церковь говорит об Истине. Если человек рожден от Истины, то, как говорит апостол Иоанн, он готов откликаться на голос Церкви. А если не рожден от Истины, не откликается его сердце, какой смысл говорить человеку? Бесполезно. Он может подстроиться под какие-то внешние требования, изобразить из себя кого-то, но, если настоящее испытание наступит, все равно проявит себя.
Я впервые столкнулся с ЛГБТ-сообществом, когда жил в Германии. У нас в городе было общество автомобилистов, которое занималось страхованием машин, помощью на дорогах, и, видимо, руководство сформировалось нетрадиционное, и они наняли таких же ребят. Я был очень удивлен их реакцией на, казалось бы, обычные вещи. Ты приходишь к нему с какой-то проблемой, просьбой – любой другой человек, будь то кассирша или дворник – чисто эмоционально, откликнулись бы. А для них тебя как личности просто не существует. То есть они выполняли свои обязанности, функции, а душевного отклика не было. Кроме физиологических отклонений, какие-то важные механизмы ломаются в душе такого человека. Количество самоубийств, например, в разы больше у ЛГБТ-ребят. Смысл жизни потерян, нет стремления продолжать свой род. Происходят кардинальные сломы.
– Отец Игорь, давайте подведем итог нашему большому разговору о любви к Богу и человеку.
– Я начал с истории паллиативного отделения в больнице Святителя Алексия в Москве. Хочу и закончить этой темой. У главного врача нашей больницы Алексея Юрьевича Зарова была прекрасная супруга Екатерина. Она училась в ГИТИСе, хотела стать актрисой, но, когда по-настоящему пришла к вере, оставила профессию, поступила в Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Там Екатерина повстречала Алексея Юрьевича, они поженились, у них родились пятеро детей, но после последнего ребенка она заболела – начался рак. Она стала нашей первой пациенткой в паллиативном отделении и умерла на руках у любящего супруга. И, можно сказать, в утешение – на 40-й день после ее смерти дети почувствовали дома какое-то тонкое веяние приятного аромата. Подходят к маминой фотографии – она благоухает. Связь у супругов не прекратилась, и они, думаю, друг друга так же любят, как и прежде.
Любовь – это не какое-то фиксированное чувство, это служение, процесс, который встраивает нас в единство с другими людьми. А если ты еще и Бога любишь, возникает полнота, ощущение, что ты не одинок в этом служении. Это и есть идеал христианской любви, к которой все мы призваны.
* 5 декабря 2022 г. Президент России В.В. Путин подписал закон о полном запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола и педофилии.
Справка
Игорь Блинов родился в Москве в 1966 г. В 1990 г. окончил РНИМУ им. Пирогова, в 2012 г. – Московскую духовную семинарию. В 2004 г. рукоположен в сан диакона, в 2005 г.– в сан пресвитера. Служил в храме Святителя Николая в Штутгарте (Германия). С 2013 г. служит в Марфо-Мариинской обители милосердия.
Публикуется в сокращении