С 20 октября по 27 ноября 2011 г. Россия была причастна к величайшему духовному событию – принесению Пояса Пресвятой Богородицы.
История святыни
Честной Пояс Пресвятой Богородицыявляется единственной реликвией, которая сохранилась от земной жизни Божией Матери и находится в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон.
Cогласно преданию Честной Пояс был сплетен из верблюжьей шерсти Самой Богородицей. А после Своего Успения, при Вознесении на небеса, Пречистая Дева передала его апостолу Фоме. «Когда восходила Ты, Пречистая, к незапамятной славе, рукою Своей даровала апостолу Фоме Свой святейший пояс», – поет Церковь в день праздника 31 августа/13 сентября Положения Честного Пояса Богородицы.
Хранение Честного Пояса взяли на себя две бедные вдовицы из Иерусалима. Незадолго до Своего Успения Богоматерь наказала евангелисту Иоанну разделить между ними и две своих ризы. Из поколения в поколение эти святыни передавали на хранение от одной благочестивой девицы к другой.
В годы правления императора Аркадия, сына Феодосия Великого, Честной Пояс был перенесен в столицу Византийской империи – Константинополь. Через несколько лет дочь Аркадия, императрица Пульхерия, возвела Халкопратийский храм и положила в него Пояс Богородицы.
Честной Пояс в Константинополе совершил множество чудес. Он излечил Зою Заутзи, супругу императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.), которая сильно болела и однажды увидела во сне Божию Матерь. Богородица сказала царице, что ей надо убедить Патриарха достать святой Пояс из ковчега, запечатанного императором и Патриархом еще в IV в. Когда Пояс возложили на больную, она исцелилась. И в знак благодарности императрица, живя в супружеском целомудрии, вышила Пояс золотой ниткой. В этом был Промысел Божий, иначе Пояс не сохранился бы до наших дней, как утверждают специалисты. Пояс был положен в прекрасную раку, которая была названа «святой ракой». В воспоминание чуда, бывшего над больною царицею, Греческая Церковь установила в этот день праздник в честь Положения Пояса Пресвятой Богородицы.
После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. некоторыми частями Пояса овладели орды варваров, которые привезли их на Запад. Последнее упоминание о существовании святого Пояса в Царьграде датируется 1424–1453 гг.
Наибольшая часть Честного Пояса хранится сейчас в Ватопедской обители. По одной из версий, Пояс был пожертвован Ватопедскому монастырю сербским правителем великомучеником Лазарем (1389 г.). Согласно другому монастырскому преданию Богородичную святыню принес в дар монастырю император Иоанн VI Кантакузин (1341–1354 гг.), который впоследствии отрекся от императорского звания и постригся в монахи с именем Иоасаф.
Принесение Пояса в Россию
Пояс Пресвятой Богородицы был принесен в Россию по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также по инициативе и организационной поддержке Фонда Андрея Первозванного. Больше года Фонд вел переговоры с Ватопедским монастырем и Священным Кинотом Афона (верховным органом власти на Афоне, cостоящим из делегированных в него представителей 20 афонских монастырей. – Ред.), было получено благословение Константинопольского Патриарха Варфоломея. За всю историю пребывания Пояса в Ватопедском монастыре святыня впервые покинула пределы Греции.
Закономерен вопрос: почему греческая братия благословила принесение святыни в Россию, а не в США, Румынию и другие государства, как на протяжении многих лет просили об этом верующие этих стран? Является ли это знаком особой любви к нам, своим чадам, византийских восприемников или же необходимостью в условиях постигшего страну демографического кризиса? В том, что принесение Пояса поможет решению демографической проблемы, не сомневается Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин. А председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин выразил надежду, «что это великое событие укрепит наших сограждан в желании иметь больше двух детей в семье, а также поможет снизить беспрецедентное количество совершаемых в нашей стране абортов».
В удивительной силе Матери Божией, помогающей женщинам в вынашивании и рождении здоровых детей, а также излечивающей порой от смертельных заболеваний, православные верующие убеждаются не понаслышке. О многих таких случаях рассказывается в книге «Чудеса святого Пояса», изданной Ватопедской обителью. Многочисленны чудеса избавления от эпидемий, моров, засухи, совершенные благодатной силой Пояса в прошлые века. А в XIX в. в Константинополе было зафиксировано чудо воскрешения умершего мальчика, когда на него был возложен святой Пояс Матери Божией.
Прошедший своего рода крестный ход Пояса по 15 российским городам (с севера на юг и запада на восток) – вящее свидетельство совершенных милостью и благословением Богоматери новых чудес, многие из которых происходили сразу после прикосновения к святыне. Пять греческих монахов, сопровождавшие святой Пояс, вели их тщательный учет. Например, многие паломницы сообщают о том, что получили наконец возможность обрести ребенка после безуспешных попыток в течение многих лет.
По словам игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема (Кутсу), планируется издание отдельной книги, посвященной совершенным в России чудесам. То, что великая христианская святыня принесена в Россию, – уже само по себе чудо, – убежден сопровождавший святой Пояс начальник Управления по взаимодействию с религиозными организациями Фонда апостола Андрея Первозванного А.В. Паршинцев. Выбор России, по его мнению, обусловлен и тем особым почитанием, которое всегда воздавал Пречистой Деве русский народ.
В России Пояс Пресвятой Богородицы встречали сотни тысяч верующих, руководители Российского государства, краев и областей. 20 октября, в первый день пребывания святыни на нашей земле, к Поясу приложился Председатель Правительства России В.В. Путин. 4 ноября, в День народного единства и согласия, в Нижнем Новгороде Поясу Богородицы поклонились Президент России Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Принесение Пояса в Москву было приурочено к 65-летнему юбилею Его Святейшества Патриарха Кирилла.
Поток людей, желающих поклониться Честному Поясу, не иссякал ни днем ни ночью. Уже в первые дни встал вопрос о продлении сроков пребывания святыни на русской земле. Афонские монахи, несущие круглосуточное дежурство около ковчега со святым Поясом, были поражены, став свидетелями удивительной духовной жажды русского народа. Отношение людей к Поясу Пресвятой Богородицы было такое, как если бы приехала сама Матерь Божия. Верующих не останавливали ни холод, ни усталость, ни многочасовое стояние. В Москве был зафиксирован и максимум ожидания – 26 часов. И почти все воспринимали это стояние как богоугодное дело, как свое скромное и радостное послушание. Люди улыбались, благодарили друг друга, пропускали вперед.
Трогательно было наблюдать за тем, как бережно и трепетно относятся монахи к маленьким детям. Они останавливали очередь, брали малышей на руки и клали на ковчег.
Ковчег возлагался также на больных и недужных. Когда одну девочку, трех–четырех лет, которую сводило судорогами (видимо, из-за болезни двигательного аппарата), поднесли к ковчегу, она преобразилась и умиротворилась. На глазах у людей выступили слезы.
Поклонившимся Поясу Богородицы вручали сплетенные на Афоне и освященные на ковчеге с Честным Поясом маленькие пояски вместе с памяткой о том, что верующие опоясываются этим пояском, живут покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Таин. А семейные пары по возможности прибавляют к этому пост и воздержание. Всего было роздано 4 млн поясков, из них 1,3 млн – в Москве.
Во всех городах было подарено также 2 млн 400 тыс. икон «Святой Пояс», 30 тыс. книг «Чудеса святого Пояса» и 20 тыс. буклетов «Принесение Пояса Богородицы».
Всего за 40 дней пребывания в России великой христианской святыне поклонились более 3 млн человек в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Норильске, Владивостоке, Уссурийске, Красноярске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Дивееве, Cаранске, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Калининграде и Москве. В те города, куда прибывал ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы, приезжали паломники из соседних краев и областей. Верующие смогли помолиться перед ковчегом со святыней и попросить Богородицу об утешении и заступничестве для себя и своих близких, о даровании потомства и обретении семейного счастья, о ниспослании мира и благополучия нашей Родине. В городах, куда прибывала святыня, проходили мероприятия программы Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Святость материнства», направленные на защиту семьи и утверждение традиционных семейных ценностей.
В Санкт-Петербурге поклонились Поясу более 300 тыс. человек, почти каждая третья жительница Северной столицы приложилась к ковчегу. В Норильске при –220 к ковчегу с Поясом Пресвятой Богородицы пришла добрая половина жителей города. Почти треть поклонившихся святыне по всей России – в Москве, свыше миллиона человек. Очередь в столице к Храму Христа Спасителя, где находился ковчег, составила 6 км. Те, кто не мог позволить себе стояние в очереди, приехали в аэропорт на встречу и проводы Святого Пояса Богородицы.
«Ради одного этого должно было состояться принесение святыни, – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – чтобы люди увидели, что мы живем в православной стране». Архимандрит Ефрем отметил, что «этим явлением Пояса Богородицы показано, насколько русский народ имеет веру. И эта вера – самая большая сила России – страны, которую ждет светлое будущее. Она укрепится и сыграет главную роль в деле спасения всего православия на Земле», – заверил владыка.
Встреча со всемирно почитаемой христианской святыней изменила наше представление о самих себе, позволила осознать особую, православную миссию русского народа, взрастить и укрепить в себе духовный стержень любви и веры, без которых мертвы даже самые благие дела.
Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем (Кутсу):
Я много раз уже бывал в России, но на этот раз сопровождаю святой Пояс Божией Матери. Присутствие Честного Пояса в России вызвало всеобщую духовную мобилизацию. Мы всегда становимся свидетелями любви людей к Божией Матери, которую они выражают поклонением этой святыне. Для нашего монастыря является особым благословением то, что в нем хранится святой Пояс. Хотя нашей обители еще очень много и других святынь и реликвий, особенно Византийского периода – это собрание, наверное, самое богатое. Всего у нас хранится более 400 тысяч святынь, но самой великой из них является Пояс Божией Матери. В монастыре пребывает семь чудотворных икон. Одну из них – икону Божией Матери Всецарица – знают все. Она особенно почитается русским народом. У этой иконы особенная благодать: она исцеляет многих раковых больных. Немало списков этой иконы мы послали в Россию.
Первым попросил нас о списке Новоспасский монастырь в Москве. Несколько лет назад, когда я посещал Россию и был в этом монастыре, его наместник архимандрит Алексий (Фролов) – ныне архиепископ Костромской и Галичский – сказал, что множество людей стекается в обитель испросить помощи у Всецарицы. Зенитом же нашего общения с Россией стало принесение Святого Пояса, который воскрешает, в основном, души людей. Я часто наблюдаю за теми людьми, которые еще только собираются приложиться к Поясу, потом вижу их, уже отходящими от святыни, – в их глазах появляется мир, радость, утешение, которые им подал святой Пояс. Думаю, это первое чудо, которое совершается с каждым, кто прикладывается к Честному Поясу Богородицы. Я говорю вам это, дети, потому что вы в таком возрасте, когда вас особенно борют сомнения. Вашему возрасту присуще психологическое раздвоение. Множество вопросительных знаков появляется у вас. Интернет много информации дает вам сегодня, и положительной, но часто и отрицательной. Часто сомневаются люди о существовании Бога, благодати, Богородицы, святых.
Воскресная газета «Покров», №1, 2012
Ольга Гордонова