Есть в древней Кашинской земле, хранимой милостью Божией и предстательством святой благоверной княгини-инокини Анны, замечательный храм, который, бесспорно, является одной из достопримечательностей тверского края. Это Троицкий храм села Уницы, в 30 километрах от г. Кашина.
История храма
Наиболее ранним (косвенным) свидетельством о существовании села и церкви является надгробие боярина Степана Ивановича Ртищева 1610 г., обнаруженное в 1907 г. под алтарем сгоревшего деревянного храма. Согласно архивным данным (РГИА. Ф. 796. Оп. 18. Д. 319), эта церковь была построена 1737 г. на месте древнейшей, тоже деревянной, пришедшей в ветхость. Строительство осуществлялось попечением «генерал провиант мейстера лейтенанта» Григория Матвеевича Кисловского на деньги майора Ивана Ивановича Ртищева, умершего от ран полученных «при атаке Гданской, которые как он пошел на приступ вручил ему еще заживо сам». Со времени освящения, совершившегося по Высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны в 1738 г., храм неоднократно поновлялся и перестраивался.
По справке Тверской Духовной консистории, в 1816 г. к приходу относилось 62 двора, «а в них мужского пола 250 душ, а земли (в пользу церковного причта) отмежевано 36 десятин, священнослужители (по штату тогда – священник, дьячок и пономарь), по показаниям их, получают в год денежного дохода, кроме земли, 120 рублей».
По данным 1879 г., число дворов увеличилось до 80-ти, а «душ мужского пола» – до 316. Причетникам содержание от казны не выплачивалось, дохода в 1877 г. было «получено 105 руб., да процентов с капитала в 1429».
С 1889 по 1934 г. настоятелем церкви был отец Михаил Соколов. С его именем связано почти полвека в жизни прихода. За время его настоятельства приход пережил пожар старинного храма, а затем вскоре – и военные времена, и самые тяжелые годы гонений нового советского государства против Церкви.
В 1907 г. деревянный храм сгорел от пожара, произошедшего из-за неисправности печных труб. В «Тверских епархиальных ведомостях» был опубликован рассказ отца Михаила о пожаре и о собрании прихожан, состоявшемся после. Было решено строить новый кирпичный храм, «а временно и поскорее – молитвенный дом с престолом для совершения литургии, так как другие церкви отдалены от прихода, и отсутствие церкви может привести к «одичанию» прихода, как выразился один из прихожан».
Трогательно и поучительно такое мнение простых русских крестьян, «многие из которых плакали навзрыд, видя гибель своего родного храма». Не приходится удивляться и современному «одичанию» многих россиян, лишенных храма и христианского воспитания на протяжении многих десятилетий.
На том же собрании прихода было составлено воззвание ко всем православным христианам, в котором, в котором, в частности, говорилось: «Приход наш бедный и малочисленный (412 душ мужского пола), собственными силами не может исполнить свое святое желание выстроить у себя новый храм. Помогите же нам, добрые люди, кто чем может и желает в необходимом святом деле! Когда будете читать это воззвание, верьте, что Сам Господь зовет вас на помощь братьям вашим, находящимся в великом горе и крайней нужде. Вспомните слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Вспомните и слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16).
Эти призывы не остались без ответа и в епархии, и за ее пределами. С благословения правящего архиерея, активистам пострадавшего прихода был разрешен сбор пожертвований. Кроме того, в праздник Покрова того же года во всех храмах епархии был объявлен денежный сбор в пользу строительства церкви в с. Уницы. Две тысячи рублей было пожертвовано Государем Императором Николаем II. Крупное пожертвование (3000 руб.) было сделано помещицей с. Униц Марией Евграфовной Тарновской при ее кончине, последовавшей 7 ноября того же 1907 г.
В 1908 г. Тверской губернский архитектор В.Ю. Назарин представил проект каменного трехпрестольного храма в с. Уницы. Первый вариант проекта вызвал критику в строительном отделении Губернского правления в связи с тем, что «на представленном эскизном проэкте не показаны конструкции ни своды, ни стропила, не приложена подробная пояснительная записка и генеральный план местности. Стены церкви назначены слишком тонкими для показанных пролетов…» Окончательный вариант проекта был представлен архитектором и принят к осуществлению в следующем 1909 г. Стоимость постройки при заготовке материалов хозяйственным способом была оценена в 15 000 руб. Технический надзор за постройкой церкви принял на себя тот же В.Ю. Назарин.
При реставрации храма в 90-х гг. XX в. на месте одного из престолов была найдена медная доска с памятной надписью: «1910 года мая 16 заложен храм на месте сгоревшего 20 января 1907 года стараниями священника села Униц Отца Михаила Соколова, помещика Униц В.Е. Воробьева, церковного старосты Михаила Изотова и прихожан села Униц. Для начала постройки послужили три тысячи рублей, пожертвованные Мариею Евграфовною Тарновской, урожденною Воробьевою, скончавшеюся 1907 года 7 ноября».
Строительство храма продолжалось 5 лет. 3 июня 1915 г. был подписан «Акт осмотра вновь выстроенной церкви со звонницею».
Церковь в советские годы
Сохранилось мало сведений по истории храма в годы самых тяжелых гонений советской власти на церковь. Известно, что один из строителей храма, отец Михаил Соколов, в 1930 г. был изгнан вместе со своей семьей из церковного дома, который был раскатан на бревна. Отец Михаил оставался настоятелем до своей кончины в 1934 г. В том же году епископ Бежецкий Григорий (Козырев) назначил на приход его брата, протоиерея Василия Соколова, только что вернувшегося из ссылки в Казахстан. Назначение в храм настоятеля православным (не обновленческим) архиереем свидетельствует о том, что приход в те годы не уклонялся в обновленчество, как впрочем и в последствии, что можно заключить из личного дела отца Василия, сохранившегося в архиве Тверской епархии. После кончины отца Василия в 1955 г. на приходе в течение немногих лет сменилось несколько священников (известны имена отца Михаила Зементовича и отца Евгения Филатова) и, в конце концов, место настоятеля осталось праздным. Власти воспользовались этим как предлогом для закрытия храма и превращения его в зерносклад.
В начале 1980-х гг. при постройке в Уницах крупного совхоза были выделены средства для реставрации храма и переоборудования его в музей трудовой славы. Эти работы, прекратившиеся с началом «перестройки», пагубно сказались на состоянии церкви: храм на целое десятилетие остался без крыши, осыпалась штукатурка, были утрачены росписи.
Возрождение храма и приходской жизни
В конце 1990-х гг. храм был передан общине верующих, в нем возобновилась литургическая жизнь и начались реставрационные работы. Силами прихода и немногих благотворителей в первую очередь была покрыта крыша и восстановлены все семь куполов. На них установлены кресты (новые вместо утраченных). Снаружи и внутри храм оштукатурен, вставлены новые окна и двери. Окна в центральном объеме расписаны витражными красками. В 2003 г. для звонницы храма были приобретены пять колоколов от 7 до 100 кг (старые колокола, в то числе басовый колокол весом в 1904 кг, были разбиты в 1930-е гг.) В церкви организовано газовое отопление.
Дважды приход удостоился посещения правящего архиерея. В 2001 г. архиепископ Виктор освятил кресты на купола, а в мае 2006 г. в праздник святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова совершил Божественную Литургию.
С 2002 г. настоятелем церкви является священник Александр Рычков. Помимо богослужений, которые совершаются в праздничные и воскресные дни, настоятель ведет миссионерскую работу в Уницах и в окрестных селах.
Историческая застройка села Уницы
В небольшом кашинском селе Уницы сохранилась историческая зона со старой планировкой и несколькими старинными домами, оформленными в местной манере, а также церковный погост с Троицкой церковью (1910–1915 гг.), построенной по проекту архитектора Виктора Назарина. Это один из лучших памятников церковного зодчества XX века в Тверском крае.
Храм в настоящее время восстановлен, но деревня, к сожалению, постепенно умирает. Погост внесен в «белую книгу» как становящийся очень редким в настоящее время пример хорошего восстановления храма и сохранения исторического центра села. Его не тронула ни масштабная реконструкция конца 1980-х гг., ни современное повальное увлечение чужеродными отделочными материалами.
Можно начать рассказ о селе именно с исторической застройки. Надежд у нее никаких, но ее хотя бы сейчас можно смотреть без заборов и ее не трогают. Планировка села практически не изменилась с 1770-х гг. (копия плана села того времени), хотя нет сомнений, что такой она была и задолго до этого.
Обширный пруд за храмом существует и сейчас, а вокруг него расположилась неправильным четырехугольником огромная деревенская площадь с прогонами на юго-восток (на нем практически исчезли все дома и он ведет в новую часть села 1980–1990-х гг.) и на север, где сохранилась сильно разреженная застройка. Погост очень древний, как минимум, XVI века. Уницы – вотчина Ртищевых. Место храма – также историческое, не менялось с глубокой древности.
Застройка дает практически только один типа кашинского дома-пятистенка, иногда со светелкой-мезонином, иногда со светелкой-балконом. Исключение осталось только одно: дом №9 «городского» типа.
О наличниках. Здесь нет классического резного «баранчика». Но этот кашинский главный мотив во множестве воспроизведен в пропильной резьбе. (Например №7, «дом Ипатовых», один из самых старых в селе.)
Здесь же и типичный кашинский навес над светелкой. Сохранилось еще несколько образцов местных домов этого же типа, более поздних (1920-е гг.), но и более богатых. Дом №14 практически брошен, а между тем по наличникам он один из самых своеобразных, с орнаментальным узором в виде растительной лозы с птицами.
Известное разнообразие сюжетов наличников наводит на мысль о довольно широких связях строивших село артелей плотников. На №15 – очень необычный гибрид среднего кашинского наличника с колонками, имитирующими витую резьбу и «бабочками» – на самом деле, конечно, предельно трансформированными змейками, характерными скорее для округи Гориц в Корчевском уезде. И оттуда же, из-под Гориц, происхождением наличники самого красивого дома Униц – №12. Таких бородатый змей немного в Тверской области, вообще-то богатой змеями на окнах.
Украшением и завершением села является Троицкая церковь. Небольшая и уютная, но при этом очень поместительная церковь следует популярным в то время образцам неорусского стиля (творческая переработка древнерусских архитектурных элементов), в котором попробовал себя и Назарин (довольно непривычный стиль для этого архитектора, но получилось вполне удачно).
В интерьере центральная часть перекрыта глухим крестовым сводом, такие же своды устроены над алтарями, прочие своды – полуциркульные.
Первоначальный замысел интерьера предполагал довольно скромное место, отводимое для росписей, но цветные витражные стекла. Нынешние стекла расписаны витражными красками в духе орнаментов начала XX века.
Иконостас сделан новый, он удачно вписался в интерьер.
Павел Иванов