Беседы почетного настоятеля храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, что в Акулове, протоиерея Валериана Кречетова – как камертон в бурном житейском море. Улавливая наши треволнения, батюшка умеет утишать их Словом истины. И на все-то наши вопросы, как подсказывает, ответы есть в Священном Писании. Публикуем беседу отца Валериана с прихожанами и гостями храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.
Великим постом читаются паремии. Это чтения из Ветхого Завета. Первая – Книга Бытия и далее, особенно выделяется Книга пророка Исаии. Почему? Да потому что святые отцы называют пророка Исаию ветхозаветным евангелистом. То есть он говорил о том, что совершил Спаситель, как и о последних временах, с такой конкретностью, которую невозможно себе представить. Проходят столетия, тысячелетия, а звучит все так, точно вот-вот сказано.
Я вам сейчас зачитаю некоторые отрывки, правда тут есть один нюанс, довольно серьезный. Дело в том, что Библия к нам пришла в переводе с греческого, а потом еще и с церковнославянского перевели на русский – я имею в виду синодальный перевод – в любом случае при переводе что-то теряется. А когда сейчас еще ратуют за перевод на современный русский язык, то это вообще уже не пойми что. Невозможно же перевести слово в слово, оно там звучит, а при переводе не остается. В полноте некоторые вещи просто невозможно в одном слове заключить. Над этим нужно задуматься, еще и что-то изучить, почитать.
Все мы знаем, допустим, слово «любовь». Великие умы человечества задумывались над этим словом. У греков, например, есть несколько понятий: эрос, агапе, филиа. Эрос – это страстная любовь, агапе – дружеская, филиа – жертвенная, до самозабвения. А у нас что картошку – люблю, что спать – люблю, и тебя тоже люблю, – звучит одинаково. Но это все разные вещи. Вот точно так же и в Библии над каждой строчкой думать надо, желательно хотя бы два перевода иметь перед глазами: славянский и русский и сравнивать их.
Вот читается книга пророка Исаии, глава третья: «Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина» (Ис. 3:1–2). Знаете, как звучит на славянском языке? «И отымет Господь крепкого и крепкую», – а здесь сказано: посох и трость. А крепкий и крепкая – это о другом. Точно так же и дальше: «и подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою». А знаете, как в славянском языке? «И крепость хлеба, и крепость воды». А это тоже разные вещи.
Сейчас про бездрожжевой хлеб ведутся разговоры. Крепость хлеба. Еще и высказываются, что хлеб вредно есть. А слово Божие говорит: «хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103:15). Если слово Божие так нас учит, как может быть вредным хлеб? Вопрос в том, какой мы хлеб едим? Хлеб, испеченный по всем правилам, настоящий, из натурального зерна – это совсем другой хлеб, не тот, что сейчас большею частью в магазинах продается. Я был в 1956 г. на целине. Там работали и мы, студенты. Тут же мололи пшеницу и пекли хлеб. Я до сих пор вспоминаю: какой же там хлеб был! Ели его – и по 20 часов в сутки работали, представляете? Вот это был хлеб!
А что такое крепость воды? Есть такое изречение, оно мне очень нравится: «Последнее слово науки – это первое слово Библии». Ученые давно провели исследования: оказывается, структура воды меняется в зависимости от того, молятся рядом или сквернословят. Во втором случае она портится, разлагается. А в первом структурируется, становится первозданной, как естественная вода из источников, или же талая – после заморозки. Поэтому крепость воды – это сущность воды, во всем этом скрыт смысл. Кстати, были такие художники Корины, два брата, я знал их детей. Те рассказывали, что отец, когда пил чай, бросал в чашку лед. Потому что при таянии льда получается талая вода, подобная той, что стекает с гор, – у нее другая структура. Он говорил, кто пьет талую воду, будет долго жить.
А дальше читаем – тут все не менее серьезно. «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3:4). Это продолжение. Так вот в славянском языке звучит так: «И поставлю юноши князи их, и ругателие господствовати будут ими». Ругатели – не дети. Это вещи разные. Вот вам и перевод. Я над этим переводом не думаю, а уж над тем, как он предыдущие смыслы искажает, – тем более.
В Библии ни одного слова зря не написано. Прошли столетия и тысячелетия, а звучит это все современно.
«И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их» (Ис. 3:16–17). Сейчас какими только не ходят: стрижеными, в миниюбках – срамота открыта, или портки в обтяжку… Сказано же: «в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу» (Ис. 3:18–20).
Правда, сейчас народ шутит: «Дочь кольцо в нос продела, зато ее так легче в школу поднимать». Народ быстро сориентировался: как реагировать на моду.
И далее в Библии про то, что отнимет Господь: «верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо» (Ис. 3:21–23). Это же все уже написано. И разве же это не сбывается? Мучаются, спят на бигудях, ходят завитые, как бараны, а потом у них волосы вылезают – плешь. Все сказано. Вместо красоты – клеймо: наколки делают.
Далее читаем: «Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне» (Ис. 3:24). Это всякие горячие точки, это тоже есть. «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, сними с нас позор» (Ис. 4:1). Это про мужчину сказано, потому что не всяк, кто мужского пола, – мужчина. Точно так же, как и не всякая женского пола – женщина.
У Ивана Андреевича Крылова, милый человек был, кроме басен, у него есть интересные рассказы. Он пишет, уезжая из села:
«Прости, любезное село,
Столица мира дорогого;
Прости, ключ чистый, как стекло,
И ты, тенистая дуброва, <…>
Простите вы, мои друзья, –
Из недр спокойства и свободы
Я еду в мрачный гроб природы –
Простите, в город еду я».
Или как у А.С. Пушкина – Алеко говорит Земфире в поэме «Цыганы»:
«Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор».
Вот последнее – это сейчас интернет, когда все свой позор на весь мир выставляют. Кстати, об этом и у пророка Исаии есть: «И о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3:9). А наши писатели, тот же Пушкин, они же читали пророка Исаию.
Все уже сказано в Библии: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1:4–7). У нас же то же самое сейчас происходит. «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (Ис. 1:21–22). У нас тоже всюду подделки.
«Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:23). Вот «воры в законе» – откуда выражение пошло? Из Исайи пророка взято. Две с лишним тысячи лет прошло, а все так же. И настолько все точно написано, читаешь и думаешь: не зря ведь эти пророчества читаются до сих пор. У пророка Исаии есть слова: «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим» (Ис. 3:5). А у нас в семьях что происходит? Сказано также у пророка Исаии: «Юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» (Ис. 3:5). У нас тоже принято президента ругать, чиновников. Вот это те самые ругатели господствуют и управляют молодежью. Про все это написано у пророка: «Язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его» (Ис. 3:8). Многое буквально воплощается в наши дни.
Также у пророка Исаии сказано: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис. 5:20–21). Об этом еще и премудрый Соломон говорил: «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Притч. 26:12). Когда человек начинает считать, что он все знает, это, что называется, «конченый специалист». Дальше уже развиваться он не будет. Это, кстати, и жизнью подтверждено.
Точно подмечено: люди, которым Господь дал какой-то талант, делают открытия, создают нечто, но как только они бросают свое Отечество, они ничего нового больше не производят. Потому что все, что они изобретали-творили, это от Бога, и Господь им потом ничего подобного не дает. Человек просто заблуждается, считая, что это его. Нет, это не его. Эту истину нужно помнить всем. Все, что мы делаем, это мы, конечно, делаем. Если по заповеди Божией стараемся, то слава Богу, но результат всех наших стараний все равно от Бога. В добрых делах нам споспешествует Бог, когда мы Его слушаемся и идем за Ним, а в недобрых – диавол.
Человек всегда делает выбор. Сказать или не сказать. Сделать или не сделать. Борьба идет постоянно, ежеминутно. Особенно когда человека распирает раздражение или что-нибудь подобное. Я в свое время прочитал такое повествование у святых отцов, очень интересное, что один человек оказался у врат преисподней. Он слышит – диавол выгоняет своих бесенят на работу: «Выходите, злые, чтоб больше душ уловить. Забирайте оружие». Они же злые, начали драться между собой. В этой потасовке их диавол и остановил: «Стоять! – зарычал, как тысяча львов, сказал им: – сам буду выдавать. Какое тебе оружие?» – «Гнев». Другой опять: «Гнев». Потом уже гнев кончился. «Вот тебе пьянство», – вручает. Оставшиеся загундосили: «А-а! С пьянством не ко всем. К ребенку – он не подходит. А раздражить можно хоть ребенка, хоть взрослого».
Так что гнев действительно универсален, и любимое оружие диавольское – гнев, раздражение. Потом уже, задумавшись над этим, я прочитал в Библии: «Сдерживающий гнев больше берущего приступом город». Есть и в апостольских посланиях слова: «Гнев мужа правды Божией не соделывает» (Иак. 1:20).
Я как-то задумался: негатив всегда ограничен. Будь то зараза физическая или страсть какая-то. Вот в семье двое заболели, а третий нет. Точно так же родителей, допустим, раздражение охватило, а ребенок благодушен остался. Все бесовское лимитировано: здесь распространяется, а туда его уже не хватает.
К нашему счастью, всему вражьему предел положен. Да и вообще человек ничего не создал, чтобы жило и размножалось само. Более того, если человек вторгается в то, что сотворено Богом, то дальше это уже не живет, не воспроизводится. Например, возьмем генетически измененные семена. Они всходят, а их семена в следующем поколении уже бесплодны. Так что все, что не Богом сотворено, иссякает, его и производить не успевают. Да и портится быстрее.
Притча есть. Идет человек, его обгоняет смерть. «Ты куда?» – спрашивает ее. «Там эпидемия, у меня работы выше крыши». – «Пощади кого-нибудь». – «А сколько?» – «Ну, половину». – «Хорошо, договорились». Пока дошел человек, смотрит, а там почти все померли… «Ты что же, меня обманула?» – «Я честно взяла половину, – отчиталась смерть. – Остальные померли со страху».
Так на самом деле всегда и происходит. Вообще страх – такая вещь. Я даже не задумывался раньше, а оказывается, страх весьма серьезная штука. Вспомните, на Крещение читается: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26:1). «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13:5). «Благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Чего бояться-то?
Когда сейчас в эпидемию начали каждого отдельной ложечкой причащать, я подумал: есть, видимо, такие люди, которые не причащались, потому что одной ложечкой и всех, – так вот ради таких Господь и послал, наверное, нынешнюю ситуацию, чтобы каждого отдельной ложечкой причащали. Чтобы хоть так они начали причащаться. Настолько Промысл Божий заботится о каждом, даже в этом Господь пользу для кого-то определил.
А насчет того, что в спирт лжицу окунают, так Господь на Голгофе оцет вкушал, что уж тут сейчас про спирт-то говорить? Прообраз спирта тоже, значит, присутствовал на Голгофе при Распятии. Некоторые смущаются: я вот, мол, представил это, как если бы к Господу прокаженный прикоснулся, и тут же апостолы засуетились бы насчет дезинфекции, стали бы Христу руки спиртом протирать… Но на самом деле люди болеют не от того, что они заразились. На это есть четкий и ясный ответ у апостола: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29–30). Вот ответ на все эти недоумения. Человек причастился, потом заболел – потому что причастился во осуждение себе. Если недостойно причастился, это он не причастился практически. Рот откроет, закроет, но Причастия у него нет. И так только во осуждение себе будет приступать.
И умирает человек не потому, что заразился. Ничего подобного. Человек умирает, как говорит епископ Арсений (Жадановский), когда наиболее готов к Царству Небесному. Его тут же Господь забирает. Я просто знаю конкретные случаи, когда умирали люди: лечили от одного, а умер от другого. Да потому что душа готова, а какая уж болезнь – это неважно. Я знаю людей, которые уже 12 лет с 4-й степенью рака спокойно живут. Господь держит, и все. Дает силы. Поэтому нужно с верой приступать к Таинствам Церкви, а когда Господь пошлет кончину – Его святая воля.
Самое главное – спасение души. А что произойдет, сколько кто проживет – это кому сколько Господь отпустит. «Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долго: угодно бо бе Господеви душа его» (Прем. 4:11–14). То есть человек может озлобиться по обстоятельствам, или же что-то увлечет его потом, и Господь в наиболее удобный для этой души момент забирает ее. А кто-то, бывает, и должен был умереть, а остался. Господь его Своими путями ведет. Потому что у Бога сирот нет. Как-то мы на эту тему заговорили с отцом Сергием (Орловым; в постриге иеромонахом Серафимом). Он: «О, жизнь такая, нужно уходить». Я говорю: «А нам что делать?» – «А если Господь оставит – даст силы и мудрость». Поэтому: живите.
Мы сегодня вспоминали времена, которые Господь сподобил с помощью Божией пройти и нам, грешным. Всякое было в жизни, все прошло. Это как у Соломона: все проходит, пройдет и это. Кстати, я недавно услышал замечательное изречение: не гляди уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть. Все очень просто. Все, что касается нашей личной жизни, запомните: есть Промысл Божий. Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2:4). И все, что касается жизни человеческой, в путях Промысла Божия уже учтено. Как, что будет? Мы не больше апостола Петра, которому Господь сказал: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7). Поэтому что совершается, то совершается – потерпите и увидите.
Вы знаете, когда отец Иоанн Кронштадтский начал свое особое служение, многие ему говорили: «Что это ты там выдумываешь такое?» А он не то чтобы особенное что вводил, он просто стал служить как подобает! Служить ежедневно, молиться, бессребреник был, с бедным людом возился. А его тогда обер-прокурор вызвал: «Что это вы там творите?» – «Потерпите – и увидите что», – ответил святой. И люди потерпели и убедились. Поэтому что будет из тех или иных наших трудов – это результат путей Промысла Божия.
Разрушали храмы, ломали все, а что получилось? Храм Христа Спасителя взорвали, сделали бассейн. Кстати, когда на месте разрушенного Храма Христа Спасителя хотели поставить ленинское идолище, левая рука которого должна была показывать на кладбище самоубийц, сама земля воспротивилась этому кощунству: фундамент стал уходить под землю. А это были огромные бетонные кольца размером больше футбольного поля и высотой с шестиэтажку. Господь так устроил, что разорители храмов и не догадывались, что работают на восстановление святыни. В наши дни именно на этом фундаменте построили новый Храм Христа Спасителя. Усадка здания, как нам рассказывал трудившийся при строительстве этого храма – по своей светской специальности архитектора – епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий (Федоров), – ноль. Такого обычно не бывает. Господь нам явил чудо.
Бог на все наши выходки как бы говорит: «Ну давайте-давайте». Кто поумнее, задумывается: «А как все будет в итоге?» – «Это как Я скажу», – отвечает Господь.
Вот я был на 80-летии отца Владимира Воробьева, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Спаси его, Господи. Служение было там, где в свое время избирали Патриарха Тихона. Кто бы в те годы, когда церкви разорялись, мог подумать, что мы еще там будем служить? Я вот милостью Божией 50 лет прослужил на одном месте. Когда пришел в Покровский храм в Акулове, я и представить себе не мог, что у меня будет там второй храм. А он есть. Освящен в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это факт. А что будет, как и что произойдет – выше нашего ума дело. И когда будет, тогда и будет.
Мы хотим сейчас все узнать. Также и в отношении личной жизни. Как ее строить, кого в жены брать? За кого замуж идти? Кого Бог укажет. Бог пошлет человека. Есть такое изречение: «Когда Небо молчит, ничего предпринимать не надо». Когда в свое время, будучи молодым человеком, я спросил отца Кирилла (Павлова): «Какой путь мне избрать?» – он так и сказал: «Господь тебе укажет». Я спокойно ушел: укажет, значит, укажет. И Господь указал. В этот же день ко мне подвели мою будущую невесту. В этот же день! Я на нее не обратил тогда внимания. Потом это все уже совершилось. А то вот меня начинают спрашивать: «А как это будет?» – «Откуда я знаю, Бог укажет». А мы, видите ли, хотим все знать заранее.
К несчастью, многое заранее и знаем, что за многие вещи отвечать придется, но творим их. Поэтому, может, меньше и осуждения получишь, если не так много любопытствовать о будущем будешь. Что будет, то и будет. Господь же нам сказал: волос с головы не упадет без воли Отца Небесного (см.: Мф. 10:29). Все совершается в путях Промысла Божия.
У меня такая мысль дерзновенная. Известно же, когда бесы донимали одного подвижника, он спросил их: «Да что вы на меня так нападаете?» – «Вы хотите наше место занять, – отвечают. – Поэтому мы так и озлобляемся». Есть такое мнение, что мы должны восполнить число падших ангелов. Но из нас никто не знает, сколько их пало, известно, что одна треть. Кто спасется, тоже нам неизвестно, один Бог знает. А Господь – Сама Любовь. Даже когда мы на счет чего-то неполезного нам упорствуем, Бог идет навстречу: «Тебе хочется этого? На тебе». Даже диаволу, который одну треть захотел с Неба смахнуть, – Господь позволил. И вот теперь эту треть падших ангелов – кающимися грешниками восполнить надо, а там, в аду, те отсутствующие у них две трети они тоже, наверно, восполнить пытаются. Так и идет борьба. Поэтому сейчас множество беззакония, всевозможные извращения – это, видимо, там добирают, у них тоже дефицит.
Общество состоит из семей. Вопрос семьи на самом деле первостепенный. Вот с этого и надо начинать: мир в себе, мир в семье. А дальше уже – Бог устроит. Нам вот этим заниматься нужно. И заниматься при одном условии, я уже сказал: обращаясь в молитве к Богу. За Божией помощью. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126:1). То есть ничего человек не сделает, если Господь не поможет. Эту истину помнить необходимо. И истина эта раскрывается в богослужении. Твердая вера в Бога, богослужение, и тогда семья православная может противостоять всем обстоятельствам. Я это на себе испытал.
Вырос я в атеистическое время, и Господь дал веру, и сохранил веру, и все мы три брата верующие. Это милость Божия. Недавно мы встречались с отцом Владимиром Воробьевым, его дед тоже Владимир Воробьев, был духовником моего отца. Именно после исповеди у его деда мой отец к Церкви обратился. Потом священником стал. Так же и мы, двое из его сыновей, и мои сыновья уже – священники. Так же и у отца Владимира Воробьева. А когда он еще только женился, супруга его Олечка, я их прекрасно знаю, она еще не церковная была, но благодаря ему воцерковилась. То есть нужно, чтобы вторая половина видела пример. И если есть любовь, то все Господь управит.
С этого и начинайте – по любви и живите. А если отступить, раздоры пойдут. Отец Сергий Орлов сказал простую истину: «От нас зло не должно исходить». Когда что-то такое искушающее находит – терпи, молчи, молись.
Я сегодня встретил молодого человека, его отец и мать уже почили, я их семью хорошо знал в свое время. Он рассказал, что прочитали детям в школе «Золотую рыбку» и дают задание: пишите изложение. И ребенок написал: «Жил старик-рыбак. Была у него старуха-рыбачка. Говорит ему: «Пойди налови рыбы». Пошел, закинул сеть, а попалась ему золотая рыбка. Говорит ему эта рыбка: «Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Он говорит: «Да плавай себе на здоровье», – и отпустил ее. Но старухе ничего не сказал». Во мудрость! Представляете, сколько всего избежал! «Но старухе ничего не сказал!» – вот что ребенок написал в изложении. Сократил немножечко, меньше писать, но мудрость какая! Столько ругани было, и взашей гоняла, а всего-навсего старику промолчать надо было. То есть молчать – это так полезно!
А современные дети уже по-другому толкуют. Недавно я такую версию слышал: ребенок слушал-слушал эту сказку и говорит: «Ну что же старик не попросил себе другую старуху?» Это уже современное понимание. Вот в том-то и дело, что лучше бы молчать, другая, может, еще хуже будет. Вот и вся мудрость семейной жизни. Простите и терпите то, что Господь вам послал да что сами себе уже выбрали. Просите помощи Божией. И детей старайтесь воспитывать в духе Православной веры. А если что не получается, потерпите. Вырастут – когда-то, может, задумаются. В этом уже многие убедились. Сначала дети такие, потом уже другие, а после и вовсе не узнать. Подрастают – сами в церковь уже приходят. Главное – пришли бы.
Подготовила Ольга Орлова