Рассказ митрополита Лимасольского Афанасия (Николау) о старцах – тех, кто сердце свое сумел открыть Христу.
В греческом мире мы имеем благословение от Бога в лице великих святых старцев, которые жили в XX в. Это носители Благодати Духа Святаго. Подвизались они по большей части на Афоне, но также и в других местах за пределами Святой Горы – в Греции и на Кипре. Господь устроил так, поскольку сам я бессилен, чтобы мне довелось познакомиться со многими из этих старцев и установить с ними духовную связь. Их роль в моей жизни была решающей. Безусловно, знакомство человека со святым не делает его самого святым. Это только увеличивает мою ответственность за себя самого и перед Церковью.
Старцы свидетельствуют современному миру о постоянном присутствии Христа в Церкви и в нашей жизни. Обычно в своих беседах я говорю о старцах Паисии Афонском и Порфирии Кавсокаливите, Иосифе Ватопедском и Ефреме Катунакском, а также об Иосифе Исихасте. Конечно, говорю и о других святых, которых меня Господь сподобил встретить. Мы видели очень много знамений и чудес в жизни этих старцев, но главное знамение и чудо то, как человек может стать истинным чадом Божиим.
Главный призыв современных святых миру заключается в том, что Христос является смыслом жизни. Даже если у человека есть все, а Христа нет, значит, у него нет ничего. Если же человек приобрел Христа и больше у него ничего нет, значит, сердце его наполнено этой встречей и ему больше ничего не надо. Каждый из старцев выражал эту истину по-своему.
Я познакомился со старцем Паисием, когда поступил на богословский факультет университета Фессалоник, тогда мне было 18 лет. У меня было много вопросов. Но когда я увидел старца, их стало меньше, а когда прожил рядом с ним 16 лет, я убедился: все, что сказал Христос, – Истина!
Все, что делали святые на протяжении этих тысяч лет, – правда. Почему для меня неоспоримый факт, что святые когда-то могли творить чудеса? Да потому что я видел чудеса каждый Божий день! Святые являются доказательствами Евангелия. Разве я буду сомневаться в явлении силы Христовой, как об этом сказано в Евангелии, если я каждый день наблюдал чудеса, творимые старцем Паисием?
Однажды в каливу к старцу Паисию прибыл университетский преподаватель, атеист. Они сели во дворе, и вдруг этот ученый муж говорит:
– Старче, я не верю в существование Бога. Я преподаю в университете физику, и моя наука не способствует тому, чтобы я верил.
– Ты глупее даже ящерицы, – ответил старец. – Даже у ящерицы больше мозгов, чем у тебя. Она верит в Бога.
И в тот момент откуда ни возьмись мимо совершенно случайно пробегала ящерица…
– Иди-ка сюда, – прервав ее бег, поманил ее старец. Ящерица послушалась. – Есть ли Бог? – спросил он ее.
И тогда перед всеми людьми, которые там находились, и перед этим преподавателем ящерка приподнялась на две задние лапки и покачала утвердительно головой. Преподаватель это увидел собственными глазами и потом уже сам всем рассказывал.
Если сегодня происходит нечто удивительное, почему это не могло произойти вчера? У меня нет никакого сомнения в том, что написано в житиях святых. Без святых Евангелие не могло бы иметь доказательств. Современные святые доказывают Евангелие сегодня, завтра святые по-своему докажут его. Церковь все время рождала, рождает и будет рождать святых.
Жизнь святого старца Паисия наполнена ценными аскетическими примерами и советами. Но в центре его учения следующее. Старец Паисий призывал: «Давайте подвизаться добросовестно. По доброй воле. Не для того, чтобы избежать ада, но чтобы не расстроить Бога».
Для него Христос был и Отцом, и Братом, и Другом. Старец Паисий все делал по любви к Богу. Он ничего не хотел от Христа, ничего для себя не просил: ни исцелиться, когда был болен, ни отдохнуть, когда был уставшим. Он хотел только одного: не расстраивать Христа. Он прилагал все свои силы для этого каждый свой день. И желал, чтобы и мы научились смотреть на Христа не как на Судию, но как на Друга и Брата, а прежде всего относиться к Нему как к Отцу.
Человек всегда ищет своего Отца – Бога – и страдает, если не находит Его. А не находит, потому что ищет не там. Отсюда весь этот раздрай в личной жизни современных молодых людей, в их семьях, и как следствие – наркотики, насилие, отрицание всего, депрессии, а у нашей кипрской молодежи, поскольку территории оккупированы мусульманами, еще и – чувство незащищенности. Корень всех этих бед – отсутствие Бога.
Если я, допустим, сниму очки, то не смогу ничего видеть, а надену – вновь буду видеть хорошо. Человек, живущий с Богом, истолковывает все, что происходит в его жизни, совсем по-другому. Он смотрит на все другими глазами, он иначе справляется с трудностями, у него другой образ мыслей.
Церковь, пастыри Христовы должны стать свидетельством для молодых: все, что вы ищете, – в Церкви, придите и вкусите! Когда молодой человек вдруг увидел Христа, душа его обретает мир. Разве ему тогда нужны наркотики, сигареты, алкоголь? Ему открывается созидательный смысл жизни. Но и не в нем суть.
Даже если молодой человек еще не знает, что он хочет делать в жизни, он не должен отчаиваться. Решающим является наше желание быть со Христом. Кто у нас это желание отнимет? А что мы будем делать: женимся ли или выйдем замуж, пойдем ли учиться в университет или поступим в монастырь – это уже все вторично. Единственное, что важно для нас, – Христос.
Православная Церковь верит, что Христос совершенный Бог и совершенный Человек: Он не наполовину Бог и наполовину Человек, Он – на 100% Бог и на 100% Человек. Поэтому христианин по образу сотворившего мир прекрасным Бога все обращает к славе Создателя – делает красивым, преображает. Так мы благодарим Бога за Его любовь, и что бы мы ни делали – это лишь следствие нашей любви ко Христу. Мы должны научиться постоянно говорить: «Слава Богу», – и не только словами, но всей жизнью.
Христос – все для всего. Если мы это поймем, то избавимся от переживаний: чем мне заниматься в жизни? Не делай ничего – это не страшно! Главное – стяжай Христа. Если стяжаешь Христа, значит, ты все сделал. А если сделаешь все остальное и не стяжаешь Христа, значит, ты ничего не сделал!
Также молодых интересует, где именно им подвизаться, в какой монастырь, например, пойти. Старец Паисий говорил: «Мы должны заключить свое сердце в пустыню, удаленную от страстей и греха. Это и есть настоящая пустыня. Есть люди, которые живут в миру, а сердце их в пустыне. Есть люди, которые живут в пустыне, а сердце их в миру».
Человека спасает Бог, и мы не должны ограничивать силу Божию географическим местом.
Помню, на второй или третий год своего монашества я подошел к старцу Паисию с вопросом:
– Вот я уже два–три года на Афоне, очень стараюсь молиться, но не вижу никакого результата…
– Какого ты хочешь «результата?» – поинтересовался он.
– Такого, о котором мы читаем в книгах, – признался я.
– У меня кошка сдохла. Пойди воскреси ее! – предложил он мне и, видя мое замешательство, добавил: – Что ты хочешь – чудеса творить?!
Иду–останавливаюсь, развиваюсь–деградирую – как это все условно! Все эти недоумения несколько надуманны. В духовной жизни мы поднимаемся, спускаясь, и наоборот. Как только я сокрушенно признаю, что ничего не сделал, Господь воздвигает меня. Стоит мне констатировать, что я чего-то достиг, – и я тут же все потерял!
Однажды мы плыли на корабле со старцем Паисием с Афона. Нашим попутчиком оказался друг геронды, который уже много лет не покидал Афон.
– Едем в мир, сейчас все растеряем, – этот афонит повторил эту фразу примерно 100 раз…
– Старец, а ты что скажешь? – наконец обратился он к отцу Паисию.
– А у меня ничего и нет, я ничего не теряю, – ответил тот.
Главное, что надо потерять, как учил старец Паисий, это свое Я (см.: Мф. 16:25). Надо его вытеснять из всего, что вы делаете. Но цель все-таки не в этом.
Человека спасает Христос через Церковь. В ее таинствах мы объединяемся со Христом, что нас не только освобождает от ветхого Я, но и позволяет достичь цели – облечения во Христа. Евангелие не благовествует отказ, отрицание, но – утверждение! Это благая весть о том, что мы приобретаем.
Каждый день в обществе, в котором мы живем, нам предоставляется огромное количество возможностей избавиться от своего эгоизма. Мы можем это делать через терпение и любовь, которые призваны проявлять к окружающим нас людям.
Но мы должны стараться не только умертвить свой эгоизм, но и искать способ открыть свое сердце Христу. Когда это произойдет, Христос исцелит наше сердце.
Грех – это болезнь. Как только мы приобретем здоровье, все микробы сами умрут. Но нельзя сказать, что мы сначала исцеляемся, а потом идем к врачу. Тогда мы похожи на больного, который оттягивает визит к врачу, полагая выздороветь сам по себе, лишь бы врач не сказал ему что-нибудь неутешительное. Не надо мучиться и переживать, надо просто идти в лечебницу, и пусть врач вас исцеляет.
Мы не должны тревожиться о своем спасении, нам необходимо иметь доверие Богу. Он не сделал нашу жизнь сложной. Старец Паисий в таких случаях говорил: «Господь – это воздух, не делайте из Господа углекислого газа».
Многие люди сегодня говорят: мы верим в Бога, но не хотим идти в храм. Это происходит в силу многих причин. Кто-то и в больницу не идет, потому что боится врача. Люди сейчас предпочтут купить таблетку аспирина в аптеке, лишь бы не идти на прием. Даже терапевта боятся! А Церковь – это, можно сказать, операционная. Иногда лечение требует болезненных процедур, но они спасительны! Невозможно получить помощь, притворяясь, что ты здоров: «А у меня ничего и не болит!» Если ты не признаешься, ты просто умрешь.
Церковь исцеляет нас для вечной жизни. И даже тогда, когда нас обреченно оставляет помощь человеческая, приступает к действию помощь Божия. Так говорил старец Паисий.
Некоторые люди избегают Церкви из-за предубеждений. Может быть, это жертвы пропаганды. Но есть некоторые, кто оказался за церковной оградой из-за ошибок священнослужителей. Однако если у людей доброе намерение, а с ними в храме поступили несправедливо, Справедливый Бог их не оставит. Господь найдет способ, чтобы привести их в храм. Мы должны делать то, что мы можем. Молиться за наших сестер и братьев, которые еще не обрели Христа. Иметь открытыми свои сердца, чтобы им в наших сердцах, как говорит апостол Павел, не было тесно (см.: 2 Кор. 6:12). И Господь приведет их в Свою Церковь.
Апостол Павел стал призванным апостолом, но он стал им после определенных приключений. И он стал апостолом тогда, когда был к этому готов: не раньше и не позже. Господь отнесся с уважением к его свободе. Христос не волновался: почему же он ко Мне не идет? А проявил терпение. В конечном итоге Господь проявляет терпение ко всем нам. И Бог Отец, Которому единому ведомы все сроки, ждет всех и каждого из нас, Он призывает нас прийти ко Христу.
Мы не должны смотреть на духовную жизнь как на что-то сложное. Наоборот! Господь не усложняет нашу жизнь, Он освобождает нас! Бог однажды повелел евреям захватить город, и они послали разведчиков… Иерихон, по данным разведки, оказался окружен крепкими стенами в семь рядов.
– К тому же у них многочисленная армия, а нас очень мало, – малодушествовали те, кому предстояло исполнить волю Самого Бога.
– Мы бессильны, – роптали они, и все до одного евреи испугались.
И Бог разгневался на евреев:
– Что же вы думаете, что вы своим оружием захватите этот город?! Вы Моим Именем завоюете его!
И Господь приказал им обойти этот город, взывая к Нему. Евреи обошли его семь раз, и все семь стен одна за другой разрушились. Так был взят Иерихон. Так же и в духовной жизни: не своими силами совершаем мы то, что происходит.
Гордость – это болезнь. Это когда кто-то надел искусственное украшение и думает, что он царь. Такой человек болен. А благородство заключается в том, чтобы носить драгоценные украшения и говорить:
– Это просто ювелирные изделия, ничего особенного!
Тогда человек здоров. А гордость – это безумие.
Однажды некто пришел к старцу и говорит:
– Старче, у меня гордость.
– Хорошо, – ответил тот. – Ведь это же ты сотворил и небо, и землю.
Старец намекнул ему, что у него с головой не все в порядке.
Почему я не захотел встречаться с понтификом, когда он приезжал на Кипр? С Папой, который думает, что он непогрешим, я не хочу встречаться. Как человека я его люблю. Если он придет ко мне в епархию, я его угощу, поселю, я ему все дам. Я буду дарить любовь человеку как образу Божию, кем бы он ни был.
Но Папа на Кипр приехал не просто как человек. Он сам об этом сказал, когда сошел с трапа: «Я приехал как преемник святого Петра». Мы знаем, что это значит: возомнил себя представителем Христа в мире, «устами Христа», первым епископом – и уверен, что непогрешим. А я в это не верю.
Как христианин я должен любить всех людей. С уважением относиться к их религиозным воззрениям. Но это не обязывает меня верить в то, во что верят они. У меня есть собственная вера.
Расскажу вам одну смешную историю. Когда на Святой Горе мы принимали одного католического монаха, умер Папа Иоанн Павел I. Это был хороший Папа, он пробыл на престоле всего 33 дня. Наш гость был очень опечален, и чтобы его как-то утешить, я взял его с собой к старцу Паисию.
– Что ты так расстроился? – спрашивает его старец. – Папа был человеком!
– Да, но он был очень хорошим человеком, – возражает он.
И тогда старец говорит:
– Дорогой, не расстраивайся, помолись, чтобы и следующий Папа был хорошим. Не переживай: какой бы Папа ни был избран, он будет «непогрешим»!
Я считаю, что Ватикан является причиной огромных проблем, которые есть в современном мире, потому что папизм изгнал Христа из сердец многих людей.
Наше сердце должно иметь постоянного жителя – Христа. Господь говорит: не заботьтесь о том, что вам есть и что пить, во что одеться (см.: Мф. 6:25). Это не значит, что я не должен думать о нуждах моей семьи или ставить перед собой какие-то задачи и решать их, но пусть этим будет занята моя голова. Мое сердце не должно быть порабощено этим.
Сердце должно быть отдано только Христу, и в сердце должна совершаться Божественная Литургия. И тогда все в нашей жизни будет совершаться вовремя и кстати. Господь благословит тогда даже то, что мы сделать не смогли или не успели.
Имя Христово должно постоянно в моем сердце звучать. И у апостолов было очень много дел, и у святых была уйма искушений. Но они не позволили ничему, что второстепенно, сердце у них украсть. Наше сердце должно принадлежать только Христу.
Перевод с новогреческого Алевтины Волгиной
Записала Ольга Орлова
Использованы фрагменты книги митрополита Лимасольского Афанасия (Николау) «Открытое сердце Церкви»