О празднике Покрова Пресвятой Богородицы, Правде Божией и правде человеческой, о выборе спутника жизни и создании крепкой православной семьи размышляет протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Богородицы в с. Акулово Московской области. В сентябре 2015 г. исполнилось 45 лет служения отца Валериана в этой церкви, под Покровом Матери Божией. 9 августа 2015 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялась встреча батюшки со слушателями Высших Богословских Курсов Московской духовной академии.
Рад вас видеть, имея возможность беседовать, потому что, как писал еще апостол Павел, «благотворения и общения не забывайте, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). То есть среди высших жертв Богу – благотворение и общение.
С академическим храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Троице-Сергиевой Лавре меня связывает рукоположение во священника в 1969 г. А далее, вот уже 45 лет милостью Божией, я служу в другом Покровском храме – в с. Акулово Московской области. Туда Господь сподобил меня сопровождать тело врача и владыки Стефана (Никитина, 1895–1963), который скончался в Неделю жен-мироносиц на амвоне кафедрального собора Калуги. С его гробом я впервые приехал в Отрадное, в с. Акулово, где владыка завещал себя похоронить.
Епископ Можайский Стефан – тот самый, которого святая блаженная Матронушка Анемнясевская вызволила из лагеря на Северном Урале (он тогда прокричал в небо «Матреша, помоги мне, я в беде!» – и его выпустили раньше, хотя должны были увеличить срок).
Все это отрадно по многим причинам. Первое – всемирно известный храм Василия Блаженного посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Другой выдающийся памятник – храм Покрова на Нерли – опять же освящен в честь Покрова. Праздник этот, вы знаете, связан с тем, что Господь по предстательству Матери Божией оградил Константинополь от нашествия как раз наших предков. И самое удивительное, что данное событие особенно почитается на Руси. Но это свидетельство той истины, что есть правда человеческая, а есть правда Божия.
Именно правда Божия, которая и совершает все в этом мире непостижимыми путями, как раз и прославляется. Мы также прославляем тех, кто привел нас к православной вере. Ведь в Константинополе, который наши предки собирались захватить, они потом и обрели истинную веру.
«Держава твоя одряхлела»
Недавно я прочитал небольшую брошюру «Война и Библия» святителя Николая Сербского, этого златоуста XX века (потому что так, как говорит он, можно говорить только от Бога, напрямую; если такие вещи произнести простому человеку, то ему несдобровать). «Война и Библия» продолжает мысли, высказанные святителем в книге «Царев Завет», где речь идет о сербском князе Лазаре, о битве на Косовом поле.
Перед сражением князь Лазарь получает откровение. Ангел является ему и говорит: выбирай – царство земное или Небесное. Лазарь подумал: «Земное – временное, Небесное – вечное… Лучше Небесное». «Хорошо. Если б ты, – отвечает Ангел, – выбрал земное, я бы сказал: точите мечи, подтягивайте подпруги у лошадей и внезапно ночью нападайте на противника. А раз ты избрал Царство Небесное, то всем причащаться и – в бой». И почти все войско полегло.
Лазарь, видя то, что произошло, начинает колебаться: «Все побиты. Сам я согласен был отдать свою жизнь за свою страну, за свой народ, но мог ли я распоряжаться другими?» И ему отвечает Ангел: «Не поколебавшийся сердцем, но поколебавшийся умом, ты сделал правильный выбор. А держава дается народу для того, чтобы было чему погибнуть – чтобы спаслась душа народа». Ничего себе разворот…
Продолжение этой мысли – в прекрасной брошюре «Война и Библия», где говорится: обычно мы рассматриваем происходящее с точки зрения земной. Вот страна, оккупанты захватили какой-то народ. А дальше начинаются «но». Те, которые захватили, содержат армию, потому что вроде считают себя захватившими, но, с другой стороны, боятся. Победители, а чего же боятся? А у народа, который захватили, армии нет, люди освобождены от этих расходов. Но не погибнут ли дарования народа? Автор пишет: «Нет, они развернутся в быту». Быт – это семья, семейный уклад, хозяйство, какой-то распорядок жизни.
Мы знаем историю Ветхого Завета. Народ израильский и под игом находился, но когда теплилась духовная жизнь, он все равно жил, сохраняя главное – истинную веру, донеся ее до пришествия в мир Спасителя.
В России были времена царские, потом советские – так называемые – в советское время люди-то были царские. И духовная жизнь все равно продолжалась, и она – самая главная. Теперь уже мы празднуем память множества святых, которых тогда уничтожали, держали в условиях нечеловеческих, – это новомученики, исповедники Российские.
Все, что совершается, имеет духовные причины. Вот народ начинает грешить, развращаться – начинаются войны, катаклизмы. Как сказал князю Лазарю Ангел: «Держава твоя одряхлела (но не от старости, не от времени, а от духовного состояния) и должна погибнуть. Дух растления в среде князей начинает проникать в народ».
Продукт общества
Сербский преподобный Иустин (Попович) написал: «Вся жизнь заключается в Богоявлении и в Богослужении». Бог явил Себя в творении, создав все, и по образу Своему – человека. Он открыл Себя в Сыне Своем – Богочеловеке. Поэтому первое, что идет от Бога, – это Богоявление. А от творения – Богослужение. Как говорит апостол, мы должны любить Бога, «потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19). Когда жизнь человеческую определяет отношение к Богу, а дальше – ко всему творению, когда в основе всего лежит воля Божия, тогда все – на своих местах. Как говорят нам святые отцы, самое главное – знать о себе волю Божию и согласно этой воле жить.
Мы же только говорим: «Отче наш, да будет воля Твоя», – но, к несчастью, далеко не всегда так поступаем или желаем поступать. Нам этого хочется, того… Но то, что человеку хочется, часто не связано с тем, чего он на самом деле желает, – тут тонкий момент и очень серьезный.
Есть такое выражение: человек – продукт общества. В конце концов, то, что личность представляет собой, есть результат ее выбора из того, что человека окружает. Важный, непостижимый момент – когда внутренне слышишь что-то или чувствуешь, иногда неосознанно. Это как раз та самая совесть, которая есть печать Божия в человеке. Но иногда человека приучают, заставляют жить неподобающе. Как люди простые говорят: «Будут все время называть свиньей – захрюкаешь».
Ведь все-таки рождаются не с желанием курить или пьянствовать. Но люди это видят, потом их заставляют даже иногда, а вот потом говорят: «Они хотят». Да не они хотят!
Что такое интернет? Это информация, которая в кучу сваливается, – кто из нее что выберет. Знаете, конечно, земля всякая бывает: и песчаная, и каменистая, и навоз. Но все-таки землю не едят, в основном-то, – а то, что произрастает из нее. Причем люди разделяют: это полезное, это неполезное, вредное, даже ядовитое. А из почвы интернета хватают все, что попало, иногда как раз далеко неполезное и даже вредное. Потом уже приучаются к этому, не могут отстать.
Да разве они хотели? Нет, их приучили. Они привыкли уже. Поэтому человек на самом деле во многом живет далеко не так, как хочет.
«…обнажит Господь срамоту их»
Я помню момент, когда начали носить короткие юбки, про которые Исаия пророк сказал: обнажу срамоту их всю… «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их» (Ис. 3:16–17). Тогда были автобусы, в которых лавочки располагались друг напротив друга. И вот какая-то девочка вошла и вертится: вроде и сесть нужно, и неудобно, неприлично уж так. «Бедная, – думаю, – как она крутится-вертится». Потом начинают напирать, не обращать внимания, и люди привыкают. К несчастью, это не потому, что хотят, ведь моды внедряются.
Я недавно милостью Божией был в Греции и видел в 40-градусную жару множество женщин в брюках. Думаю: «С ума сошли, что ли?» У нас они оправдываются тем, что холодно, ну а там-то что? Мужики, правда, в трусах, шорты называются.
Преподобный Иустин Попович писал: «Когда человек отходит от Бога, сначала начинается богоубийство, а потом самоубийство». Что такое пьянство? Это медленное самоубийство, иногда быстрое, кстати. Что такое курение? Это самоубийство. Человек травит себя – один быстрее, другой медленнее – у кого какое здоровье. Что такое наркомания? Это самоубийство. Что такое теперешнее однополое сожительство? Это самоубийство человечества просто. Потомства же не будет. Смерть.
Мышиный рай
В 1972 г. в Америке, оказывается, даже провели эксперимент под названием «Мышиный рай» (исследование американского этолога Джона Кэлхуна совместно с Национальным институтом психического здоровья, NIMH. – Ред.). Решили выяснить, что происходит с живым организмом в полном благополучии. Устроили для белых мышей (это, конечно, дешевле, проще, чем для людей), как говорят, рай. Ну, я бы не назвал это раем – высоко взяли, я бы сказал, что это мышиный коммунизм: всем по потребностям, ешь-пей, сколько хочешь, бесплатное медицинское обслуживание и даже ассенизаторы были – можешь гадить, где хочешь, за тобой уберут.
Мыши размножались: во – жизнь! Потом стали меньше размножаться, занялись собой. Появились однополые разделения, категория «красивых» мышей, которые только ели, пили, очищали свою шкурку, избегая любых социальных функций. Самки стали пожирать свой плод (они абортов не могли делать). И хотя помещение могло вместить до 9,5 тыс. особей, все остановилось на 2,2 тыс., после чего мыши стали вымирать – пока не вымерли все до одной.
На каждый роток Бог дает кусок
Один современный эксперт подсчитал: за последние 70 лет абортов во всем мире было сделано полмиллиарда (хотя, я думаю, это неполная информация). Разве это не самоубийство? Причем самое печальное, что медики из эмбрионов выращивают в пробирках несколько человек, а несколько миллионов в год уничтожают. Какой смысл?
Да, кому-то Бог дает, а другие хотят иметь детей – и у них нет.
Когда-то мне одна раба Божия, она уже почила, Царство ей Небесное, рассказывала: «Я осиротела рано, если б меня научили, я б не натворила столько всего в жизни». А у нее дочь была. Я спрашиваю: «Ну а как дочь-то?» – «Ой, батюшка, да я ей говорю-говорю, а она не слушает меня». – «Ты говоришь, если бы у меня была мать, я бы ее слушала. А у твоей дочери есть мать, и она ее не слушает. Если бы… А это еще неизвестно».
Живут, детей нет: «Ой, как же так!» Потом – как посыпались, опять: «Ой, ой, ой!» – «Так ты ж просила, чего ж тогда ой-то опять? Радуйся. Что ж ты хочешь? Жить и благоденствовать, иметь все и ничего не делать?»
Вот моя матушка, ей уже 76 исполнилось 14 августа, восьмерых родила, семеро живых. И 34 внука сейчас: 14 девчонок, 20 мальчишек. У моих дочерей по девять человек. У одной шесть сыновей и три дочери, у другой семь сыновей и две дочери.
Да, это труд, конечно. Простите, тут все взрослые: появился один ребенок, второй, и тоже – «ой, ох» – начинают предохраняться. А откуда вы знаете: может, Бог и не даст больше детей. А если даст, так благодарите Бога.
Когда у меня было трое уже, я выхожу как-то на улицу: один малыш на руках, другой в коляске, третий за меня держится (сейчас старшему 50 с лишним). Подходит ко мне старушка и говорит: «Ты не волнуйся, на каждый роток Бог дает кусок». Я, правда, не волновался милостью Божией, действительно не только кусок – даже кусок с маслом Бог давал. Так что это уже проверено: Господь нас любит, балует, как малых детей.
Поэтому, когда человек предается воле Божией, Господь все устраивает. Если у тебя силенок на многое не хватит, даст небольшую семью. Больше – даст больше. Еще больше – еще даст. Если будет трудно, Господь сократит, и это бывает. Поэтому должна быть преданность воле Божией и желание всеми возможностями Ему служить (и в ближнем – тоже служить Богу).
Крестный – Патриарх
…Я недавно был в Грузии со своим третьим сыном, он у меня тоже священник. Очень трогательная была встреча. И поразил грузинский Католикос-Патриарх Илия II. Я его, кстати, с 1968 г. знаю, он тогда был епископом. Это человек, который пошел впереди своего народа. Когда началось влияние Запада против многодетных, он сказал: «Каждого третьего сына или третьего ребенка в семье я буду сам крестить – буду его крестным». У него несколько тысяч крестников. Как начали все рожать! Конечно, Патриарх – крестный!
А кто первый нас встречал в Грузии, когда мы пересекли все границы и вошли в монастырь? Медвежонок. Он – насельник местный, но в свободном режиме: когда хочет – приходит, когда хочет – уходит в лес. Его два дня не было, оказывается, а когда мы пришли, он появился. Потому что я был с младшей дочкой, а у нее девять человек детей. Конечно, ребятишки были в восторге, когда увидели медвежонка живого.
Погладить его можно, но задирать – ни в коем случае. Как рявкнул на одного! Тот решил с ним побаловаться, а мишка с достоинством ответил.
Послужить Господу
Только вчера я проезжал через город Зарайск, в котором родился и вырос. Зашел в храм Благовещения и вспомнил, как просил у Матери Божией, чтобы мне послужить Богу. Каждый раз, когда я был в храме, просил об этом – больше ничего. И Господь все дал – и семью, и детей, и все. И служить, вот видите – то у себя, то здесь, то в Сибири, туда летал, везде, где есть возможность, – только служи.
Если есть желание послужить Богу, Господь его выполнит. А вот как – это Его святая воля. Семейный путь – значит, семейный, монашествующий – значит, монашествующий.
А если ты рассуждаешь: «А мне хочется, чтобы был муж… жена… А мне хочется, чтобы у меня было…» О-о-о! Это уже не к Богу! Господь лучше знает. Если тебе нужна жена, будет жена, но не тогда, когда ты хочешь, а когда Бог даст.
Я всегда вспоминаю пример своего отца, которому понравилась девушка. Он был молодым человеком, 20 с лишним лет, работал, правда, уже. Спросил батюшку: «Мне нравится девушка, благословите внимание к ней проявить». Потому что заповедь его отца была такова: не ходи в тот дом, в котором есть девушка, на которой ты не собираешься жениться. Поэтому прежде чем начать оказывать знаки внимания, нужно было решиться, помолиться. И он спросил батюшку. Тот сказал: «Выкинь ее из головы, она тебе не пара». «Батюшка, она же хорошая девушка». Он сказал: «Она кристальной души человек, но тебе она не пара». Через три года она умерла просто. Вот и все.
А уж потом папа женился на моей маме, и она его привела к священству даже. Дед отца Владимира Воробьева (ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), тоже отец Владимир Воробьев, был духовником моего отца. Когда папа его спросил – какую мне жену выбрать, он ответил: «Чтобы была христианка, как кремень, и чтобы христианская семья из нее вот так пёрла».
То есть в основе всего должна быть твердая вера, христианское устроение. Он взял его за руку, повел и сказал: «Вот так возьмет она тебя и поведет. Ты думаешь, ты идешь – нет, она тебя ведет». И она его повела – сначала папа прошел войну, потом стал священником и прослужил 30 с лишним лет.
«Господи, к кому нам идти?»
Поэтому главное – служить Богу. А как и что – это уже Господь укажет.
Когда Авраам шел с сыном своим Исааком на гору, чтобы принести его в жертву, Исаак спросил отца: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: «Иегова-Ирэ», что значит: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой…» (Быт. 22:7–8). Вот такая была преданность Богу. Авраам должен был собственного сына принести в жертву. Представьте, какое состояние души было у него. Конечно, он знал, что Бог может воскресить из мертвых, но ведь сначала нужно убить. Через его сердце проходило оружие…
А Сам Господь? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Представляете? Небо померкло, земля сотряслась, когда на Кресте Сын Божий страдал для того, чтобы мы спаслись. Это же какая высота!
Только наше православное христианство имеет всю полноту Истины. Что Бог есть – многие вероисповедания признают, но это еще только начало. А дальше – сущность Божества, Святая Троица, как веровать – все это раскрыто только у нас, только в православном христианском учении, утверждаясь в течение нескольких веков. Православный Символ веры утвержден на Вселенских соборах.
У нас сейчас увлекаются сектами, но их основатели часто просто аморальные люди. Такой высоты, что явил нам Богочеловек, нет и быть не может. Это свидетельствуют все. Об этом сказал Эйнштейн, физик XX века: «Есть место, где нет никакой тьмы, только один свет, это личность Иисуса Христа, в которой нам Бог открылся наиболее постижимо».
Ни один из основателей всех этих религий, какие есть в мире, не явил столько чудес, сколько явил Спаситель. Среди них высшее – Воскресение. Поэтому все очень просто: нужно быть твердыми в своей вере.
Помните, что сказал Господь апостолам, когда многие ученики стали отходить от Него:
«Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого» (Ин. 6:67–69).
Не живи как хочется, а как Бог велит
Что касается личной жизни, нужно быть готовыми принять то, что Господь пошлет. «Не живи, как хочется, а как Бог велит», – это народ говорит.
Уже будучи священником, я услышал очень назидательное повествование. Одной рабе Божией, девушке, понравился молодой человек, семинарист. И она молилась: «Господи, что бы ни было, только бы он был мой». Он обратил на нее внимание, стал за ней ухаживать, они поженились. У них двое детей родились, он стал священником, все хорошо. Но случилась авария с газом. А он очень был старательный, умелый, рукодельный, действительно прекрасный человек. «Да я сейчас!» – он сам стал закручивать что-то, а газ-то идет. И он надышался так, что доза оказалась смертельной, и он умер. И эта матушка овдовевшая сама мне потом говорила: «Батюшка, зачем я так молилась – что бы ни было – только бы он был мой».
Мы хотим вот так. А кто его знает? Ну, это уж, конечно, крайний случай, особенное – жизнь и смерть. Есть другой пример, который, может быть, вызывает улыбку, но это факт.
Одна раба Божия молилась: «Господи, пошли мне мужа, чтобы он был добрый, не ругался и не пил». Действительно, послал ей Бог мужа: добрый мужик, не ругается, не пьет. Но курит, как паровоз. Она два слова упустила насчет курения. Да и слишком много условий было бы Богу.
Знаете, я думаю, что если настоящий верующий православный супруг, то, конечно, не курит, не пьет, не ругается, и добрый, естественно, должен быть. Поэтому если будешь просить, то проси, как советовал отец Владимир Воробьев, чтобы невеста или жених были христианами, как кремень. Хотя характеры-то и у нас есть, мы тоже не Ангелы, два сапога пара иногда получается. Кто кого терпит, это еще трудно сказать. Сколько людей, столько путей.
Беседа с россиянкой
Я чувствую, нынешние времена – не то, что годы земной жизни Спасителя. Помните Его беседу с самарянкой? Обратили внимание, пять мужей было у нее. Наша бы спросила: «А какого мне еще теперь нужно?» Сейчас так и говорят: «Жизнь не устраивается, как мне найти кого-то?» А самарянка о чем спрашивала? О вере, о спасении души, о том, как молиться… А не о том, какого шестого брать. «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты – пророк; отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме! …знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4:19–26).
Сказано в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Одна пришла как-то к старцу Иоанну (Крестьянкину), жалуется на своего мужа: такой-сякой. А старец, знаете, с юмором был, спрашивает: «Ну что ж за такого ты выходила замуж-то?» Та говорит: «Молодая, дура была». – «Ну, теперь благодари Бога, что он на тебе, дуре, женился».
Протоиерей Валериан Кречетов