С чего начинается подлинная любовь? С первой встречи и с первого взгляда, с узнавания друг в друге своей половины. Позднее приходит сердечная убежденность в том, что ему и ей предназначено стать одним целым. Такая встреча состоялась у Царственных мучеников в их ранней юности, и она оказалась судьбоносной.
Чем более проходило дней, недель, месяцев и лет, тем более наследник Российского престола и принцесса Гессенского дома возрастали в чувстве влюбленности и взаимной привязанности. Время сполна испытало их любовь и серьезность намерений. Сегодня молодежь быстро сходится и так же быстро расходится. Чувства-скороспелки недолговечны. Пламя, мгновенно вспыхнувшее, прогорает, если никто не подкладывает в разгоревшийся костер хворост и дрова. Царственные супруги, посредством многолетней переписки в период сватовства, увидели и узнали устроение своих душ, внутренне сроднились, привыкли вникать в тончайшие переливы чувств друг друга, делясь сомнениями, переживаниями, признаниями.
Увы, в наши дни влюбленные в большинстве своем крайне скупы в словесном выражении чувств, зачастую подменяя их грубой чувственностью, если не животной похотью… Между тем отсутствие галантности и рыцарства со стороны мужчины, целомудренной строгости и одновременно «приятности в общении» со стороны женщины приводят к эмоциональному выгоранию и отчуждению супругов друг от друга. Печально, когда мужу и жене не о чем поговорить, а словесное общение сводится к минимальному набору междометий и жестов. Сохранение чести, девства до брака испокон века считалось у культурных народов непременным условием и гарантией счастливого супружества. Неоскудевающая радость общения, верность даже в мыслях, почтительные и послушные дети – вот дары Божии мужу и жене за соблюдение седьмой заповеди. Напротив, развращенная юность, множественность плотских падений до начала правильной семейной жизни провоцируют болезни как телесные, так и душевные. Нездоровая мечтательность и обуревание блудными помыслами, переменчивость эмоциональных состояний, склонность к унынию, мнительность и подозрительность, собственничество и патологическая ревность – далеко не полный перечень болезней души у тех, кто не соблюл невинности до брака.
Государь и государыня в этом отношении (как и их августейшие родители) служат образцом супружеской добродетели. Ничего лучшего о семейной жизни не написано с тех пор, как были опубликованы дневниковые записи святой Александры Феодоровны о любви и браке. Царственные мученики вступили на чистый белый плат венчания с благословения своих державных родителей. Клятвы взаимной верности, произнесенные перед алтарем, были золотыми буквами начертаны в их сердцах до конца жизни. Благодать Святаго Духа осенила жениха и невесту, навеки соединив их души и тела в нераздельное целое. Сам Христос поставил святых Николая и Александру на служение Себе в Таинстве венчания, с тем чтобы вскоре венчать их и на царствование в России. Император с императрицей всегда были послушными чадами Православной Церкви, соблюдали супружеские посты, благоговели перед добродетелью чадородия, отдавая все душевные и телесные силы воспитанию рожденных во взаимной любви детей.
Те современные крещеные пары, которые не решаются прибегнуть к Таинству венчания, ссылаясь на слишком большую ответственность, и при этом считают вполне допустимой жизнь по плоти, как правило, превращают семейные отношения в холодный расчет, принося ему в жертву собственное естество. Искусственные препятствия чадородию болезнетворны. Уклонения от беременности чреваты как физическими, так и психическими расстройствами. Аборты – узаконенное детоубийство – худшее из всех зол. Супруги, не желающие отцовства и материнства, при взаимном влечении друг ко другу, часто становятся одержимыми необузданными желаниями, которые провоцируют их на плотские непотребства и измены, разрушающие брак. Несомненно, что следование церковным уставам и голосу разума в семейной жизни есть бескровное мученичество, знаменуемое брачными коронами, которые увенчаны крестом. Но очевидно и содействие Божией Благодати в рождении и воспитании детей в жизни тех христиан, кто, пребывая в единомыслии и мире, постоянно черпает силы для своего служения в Таинствах Церкви. Крестное служение России требовало от монарха нечеловеческого напряжения сил, при этом не одномоментного, а в течение более двух десятилетий. Последние два года были внешним и внутренним восхождением к мученичеству.
Семья для государя-мученика стала тихой пристанью и тылом, подлинной малой церковью, отрадой и утешением, источником обновления нравственного ресурса, постоянно истощаемого в денно-нощных трудах. Вечное и победоносное единение во Христе царственных страдальцев было явлено ими и в последние минуты земной жизни в подвале Ипатьевского дома. В ту трагическую июльскую ночь все семеро мучеников предстали перед Царем Царствующих, обагренные кровью любви.
Дай Бог и каждой современной православной семье, взирая на супружеский подвиг святого императора, донести свечу веры и верности до конца! В наш век предательства и измен супружеская верность и взаимная любовь, соединенные с приверженностью к устоям церковной жизни и посвящением себя воспитанию рожденных детей, есть воистину спасительный подвиг, приравниваемый к свидетельству веры за Христа.
Дорогие супруги России! Будем прибегать к молитвенному предстательству царственных мучеников, и они не посрамят нашего упования!
Протоиерей Артемий Владимиров