История сегодня заставляет нас обращаться к урокам прошлого, чтобы избежать новых ошибок. Все было уже в нашей истории: и собирание государства, и нестроения между князьями, и противостояние Католической и Православной Церквей, и сдерживание Русью мусульманской агрессии. Что представляло собой Русское княжество в XV веке на фоне иных земель? Какие трудные решения по созданию будущего Российского государства принимали наши предки? Каких усилий им стоило отстоять право на существование и на само¬определение? Когда завершилось формирование великорусской народности? Об этом рассказывает историк и драматург Анатолий Парпара.
В 1453 г. в результате захвата турками Константинополя династия Палеологов, процарствовавшая почти 200 лет, прекращает свое существование, а вместе с ней и Восточно-Римская империя. Османское государство вбирает в себя Грецию, Болгарию и Сербию. Католическая Европа, ненавидевшая православие, ничего не сделала для спасения этих стран от магометанского притеснения.
Италия является ареной раздоров между городскими республиками. Римская империя, Испания и Франция борются за право обладать этим лакомым куском.
Франция во второй половине XIX века, так неудачно начавшегося для нее, находит в себе силы освободиться от власти англичан и собрать воедино свои земли.
Германская империя под руководством Фридриха III (1440–1493) неумолимо идет к своему закату и грозит распасться на десятки удельных княжеств, которые только в XIX веке под железной рукой Бисмарка снова сольются в единое государство.
Королевства Кастилия, Леон и Арагон именно в это время объединяются в могучую испанскую державу.
Англия после поражения от французов вступает в период своего смутного времени (1445–1485), называемого Войной Алой и Белой розы.
Португалия весь XV век занята открытиями новых земель и созданием новых колоний в Старом и Новом Свете.
На севере Европы в конце XIV века объединяются, хотя и временно, для совместной жизни Дания, Норвегия и Швеция.
Королевская Польша вступает в союз с Великим княжеством Литовским при Ягайле (сыне тверской княжны) и образует мощное государство, которое спорит, и успешно, с императором Германии, оказывая свое влияние на Чехию и Польшу.
Московское же княжество в этот период представляет собой небольшое образование, граничащее с Тверью (80 км) – самым враждебным русским княжеством, с Литвой (100 км) – самым опасным врагом, с татарами (100 км) – самым агрессивным соседом. Несколько переходов – и Москва под ударом с запада или с юга.
Академик Борис Александрович Рыбаков в предисловии к исторической драме «Противоборство» так писал об этом времени:
«Казалось, что звезда Москвы уже совсем померкла. Но объективный ход истории, общенародная воля к единству (подкрепленная циклом былин о могуществе богатырской в своем единстве Киевской Руси) привели к преодолению центробежных сил».
И в этом преодолении великую роль сыграл острый ум и недюжинная воля государственного деятеля и полководца Ивана III.
Он был первым из русских князей, который не только думал или писал (как Симеон Гордый), но и гордо говорил о себе как государе всея Руси, воспринимая себя преемником Рюрика и Владимира Святого, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Отсюда его поведение с правителями соседних княжеств, стран иных. Придет время – и гордо откажется он от великой чести для европейского государя – принять корону короля от германского императора. Но именно при нем возобновятся международные связи Киевской Руси с Италией, Германией, Персией, скандинавскими странами.
Смирив непокорный Новгород, великий князь берется за обустройство своей столицы. Успенский собор, строительство которого началось по благословению митрополита Петра при Иване Калите, уже устарел. Нужен был новый, который бы соответствовал настоящему положению Москвы. Ивану III очень хотелось поставить такой храм, каким был Успенский собор во Владимире. 30 апреля 1472 г. состоялась торжественная закладка нового храма. Через три года его заново начнет строить великий зодчий Аристотель Фиорованти. А еще через семь лет он будет стоять в центре Кремля, изящен и величествен, благороден, как русская и европейская культуры, родившие его.
26 июня того же года пришла радостная весть от воеводы Федора Пестрого-Стародубского о победе на реке Колве над войском пермского князя Михаила. Это означало, что северная часть Пермской земли вошла отныне в состав Московского государства. Открывалась хозяйственная возможность освоения Северного Урала.
А 12 ноября 1472 г. произошло еще одно знаменательное событие: в столицу торжественно въехала невеста великого князя, дочь Морейского деспота Фомы, племянница последнего Византийского императора Константина XII Зоя Палеолог. В тот же день состоялось венчание Софьи Фоминичны (так ее стали величать. – Ред.) с Иваном Васильевичем. Н.М. Карамзин приводит слова митрополита Филиппа, сказавшего:
«Бог посылает ему (Ивану III. – Ред.) столь знаменитую невесту, отрасль царственного, коего сень покоила некогда все христианство православное, неразделенное; что сей благословенный союз, напоминая Владимиров, сделает Москву как бы новою Византиею и даст монархам нашим права императоров греческих».
Правда, правами греческих императоров приторговывал ее брат Андрей, отдавая их то одному европейскому королю, то другому. Но польза от этого династического брака была несомненной. Россия становилась преемницей Византии в Европе, единственной среди православных стран, не зависящей ни от турецкого султана, ни от хана Золотой Орды. Последний же сделал все для того, чтобы наступило поскорее время расплаты с дерзким «улусником Ивашкой».
1480 год был с самого начала действительно тяжелым для Московского государства. 1 января войско Ливонского ордена напало на Псковские землю, взяло Вышгородок и осадило Гдов. Семнадцатилетнее перемирие закончилось. Воевода Ивана III князь Андрей Оболенский, по прозвищу Ноготь, с московскими полками выступил навстречу псковичам. Совместно они взяли укрепление Омовжу на Чудском озере и осадили Юрьев. Но на следующий день воевода неожиданно ушел из Псковской земли. В первых числах февраля пришло известие в Новгород, где находился великий князь, гася крамолу, зажженную архиепископом Феофилом и его сторонниками, о том, что «князь Андрей Большой да князь Борис отступиша от великого князя». Меж родных братьев, недовольных стеснением своих удельных прав и усилением влияния великого князя, грозил новой смутой, подобной недавней шемякинской.
Возвратившись в Москву, Иван III пытается уничтожить конфликт в зародыше и посылает к братьям с мирными предложениями боярина Андрея Михайловича Плещеева. Но тщетно. Братья закусили удила. Тогда великий князь направляет к ним для переговоров авторитетное лицо, своего духовника, архиепископа Вассиана. Братья надеялись на то, что Новгород поддержит их мятеж, но Иван III успел выкорчевать крамолу из этого города. Не отказавшись от переговоров, они все же продолжали свой мятеж, «грабиша и плениша, токмо не секоша» русских людей.
Опасным для великого князя было то, что братья обратились за помощью к польскому королю Казимиру, их «печальнику». Формально это было так, ибо в духовной Василия Темного записано, что тот должен «печалиться» о его детях. Но Казимир постоянно выступал против Московского государства, то пытаясь включить Новгород в состав своего королевства, то натравливая Ахмата на Русь. Угроза совместных действий Ахмата и Казимира была реальной, и московский государь старался обезопасить себя от нашествия активными действиями. Потому он подписывает с крымским ханом Менгли-Гиреем через своего посла князя Ивана Звенца-Звенигородского стратегически важный союзный договор о взаимопомощи при нападении, делает своими союзниками тюменского хана Ивака и вождей других поволжских племен, посылает новое посольство к братьям для переговоров, предлагая им территориальные уступки, готовится к возможной осаде Москвы.
Эти приготовления не были напрасны: весной Ахмат, собрав огромное войско, вместе с Касымом, своим племянником, и дружественными семьюдесятью ордами выступили в поход. Двигался он не спеша, зная, что положение московского князя незавидное: мятеж братьев, стотысячная армия Ливонского ордена осадила Псков; а поддержкой польского Казимира хан заручился уже и ждал подхода войск.
8 июня 23-летний полководец великий князь Иван Молодой выступил в поход к окским рубежам. Его отец Иван III с основными силами вышел из Москвы к Коломне через полтора месяца.
На рассвете 6 октября русские воины встретились с передовыми отрядами Ахмата. Так началось Великое противостояние на Угре, которое длилось 33 дня. Стараниями русских историков Татищева, Карамзина и особенно советских Базилевича, Павлова и Каргалова восстановлена картина тех долгих дней. И встает перед нашим мысленным взором трудная и жестокая война, которая длилась на многих фронтах. Острый дипломатический ум московского государя позволил ему выиграть время, ведя ни к чему не обязывающие переговоры с Ахматом, выгадывая время до прихода замирившихся братьев. И 20 октября их полки прибыли в ставку московского правителя в Кременец.
Хан узнал об этом. На приход войск Казимира он уже не надеялся. Зима была ранняя. Реки стали покрываться льдом. Начались болезни, падеж коней. Воины стали роптать и растекаться по окраинам казимировых владений, чтобы хоть чем-нибудь поживиться.
Ахмат повернул коней назад, грабя и забирая молодых в полон, чтобы продать их в Кафе. Великий князь послал им вдогон трех своих братьев. Ордынцы побежали. Через два месяца хан Ивак убьет Ахмата – и верноподданнически сообщит об этом в Москву.
На берегах Угры завершился процесс складывания великорусской народности. Произошло второе рождение Руси-России. И в этом – в освобождении от тяжкого ига и в создании Русского государства под попечением Русской Православной Церкви – есть великая заслуга московского государя Ивана III. Через три с половиной века митрополит Филарет, вспоминая великое тяготение начального Русского царства к вере Христовой, скажет:
«Как крепко у нас Церковь и Отечество друг друга обнимали и поддерживали! Как благодетельно было твердое единство священноначалия при недовершившемся еще единстве государственном! Как чудно против тяготевшей над нами силы чуждого неверного народа поставлена была духовная сила Церкви, чтобы несколько уменьшить и сдержать сию разрушительную тяжесть, доколе возрастут и созреют для ее отражения победоносные государственные силы».
Немудрено и то, что к Москве сразу же потянулись русские единоверные земли, прося защиты от притеснений католической Литвы. В последующее десятилетие в состав Московского государства вошли Тверское княжество, Вятка, Вязьма, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж, Путивль, Рыльск и другие города и села. Своему сыну Василию III московский князь оставляет централизованное государство по размерам в восемь раз большее, чем досталось ему, с развивающейся инфраструктурой, в которой проглядывают будущие военные, дипломатические и производственные ведомства, со своим сводом законов и двуглавым гербом государства, неслучайно заимствованным у Византии.
Анатолий Парпара
Справка: Анатолий Анатольевич Парпара – поэт, драматург, общественный деятель, сопредседатель Союза писателей России, председатель Фонда имени М.Ю. Лермонтова (1993), создатель и редактор «Исторической газеты».