Слово святителя Феофана Затворника перед Страстной Седмицей
«Грядый Господь на вольную страсть, апостолам глаголаше на пути: се восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет на пропятие. Приидите убо и мы, сшествуем Ему и сраспнемся Его ради житейским сластем». Так Святая Церковь приглашает и нас сшествовать, спострадать и сораспяться Господу в дни, посвященные воспоминанию Его Божественных страданий и смерти. Если бы кто из вас спросил: как же это нам сделать, то им нечего было бы ответить, разве: делайте, что делаете, только делайте как следует – и будете сшествовать Господу.
Вот вы поститесь, ходите в церковь и дома молитесь, оставили на время житейские дела и пребываете более с собою, наложили на себя благочестивые занятия… Так и делайте. Лишение довольства в пище и питии, труд молитвенный до утомления плоти, бодрствование, несмотря на то, что клонит ко сну, принуждение себя к занятиям душеспасительным и многое другое, сопряженное с говением, составляет первый шаг в следовании за Господом на распятие.
Начавши так, понудите себя и еще ближе придвинуться ко Господу в последовании за Ним. Я хочу сказать: утруждая плоть, потрудите и душу. Постясь телом, заставьте поститься и душу: отсекайте пожелания, подавляйте возникновение страстных движений: гнева, осуждения, возношения, корысти, неуступчивости и прочее. Утруждая тело стоять на молитве, потрудитесь и душою благоговейно стоять пред лицем Господа в сердце, во внимании к поемому и читаемому. А она, ощутив на себе узы, начнет томиться, как в неволе, и подымет вопль недовольства. Но не ослабевайте в самопринуждении. Этим вы уподобитесь Господу, когда Его связанного повели на суд, и станете, следовательно, еще ближе к Нему в сшествии Ему на вольную страсть.
Подойдемте еще ближе. Станем на суд, подобно Господу. А это вот чего требует: пересмотри жизнь свою и сличи ее с заповедями Евангельскими, отметь все несообразное с ними, осознай виновность свою в том и осуди себя без самооправдания, сокрушись сердцем и оплачь все, чем оскорблен Господь, и исповедуйся во всем без утайки, с твердым намерением не поддаваться более греховным увлечениям. Кто совершит сие надлежащим образом, тот уподобится Господу, как Его водили для суда и осуждения к Анне и Каиафе, от них к Пилату, от Пилата к Ироду, от этого опять к Пилату. Разница в том, что Господа неправедно осуждали и озлобляли, а мы себя осудим и сокрушим праведно.
Хотите ли, наконец, подойти к Самому Господу и идти с Ним на вольное Его страдание как бы шаг за шагом? Вот что сделайте: пройдите углубленным размышлением весь Крестный путь Господа. Начните с моления Господа в саду Гефсиманском, в туге и томлении до кровавого пота; идите с ним связанным по крутизнам и ущельям до двора архиереев; побудьте с Ним при неправедных нареканиях на Него, при издеваниях рабов глумливых, при отречении Петра; последуйте за ним к Пилату, от Пилата к Ироду и обратно; слушайте крик народа и ярость осудителей и неправедный приговор; понесите с Ним Крест на Голгофу – тяжелый до падения под ним, при шуме народа ослепленного и язвительных речах старейшин торжествующих; перенесите на себя пригвождение ко Кресту, когда в живую плоть вбивали гвозди, поднятие Креста, раздиравшее раны и возмущавшее круговращение жизни, плач приближенных и в среде их Матери Пречистой, глумление неразумных, крайнее истощание до жажду и преклонение главы с преданием духа Господу. Пройдите все сие мысленно и живее воспроизведите в себе и так преискренне войдите в сострадание, что как бы сами вы страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа, несшего Крест, проливали слезы.
Так шаг за шагом, все ближе и ближе будете подходить к Господу, грядущему на вольную страсть, и сшествовать Ему. Но этим путь не может быть кончен. Не сшествовать только надобно, но и сораспяться с Ним. Как же это? Когда вступите на путь истинной христианской жизни и самым делом начнете исполнять заповеди Христовы, тогда поминутно будете распинать себя ради Господа или спасительно сораспинаться Христу Спасителю. А как и почему сия жизнь есть сораспятие Господу, уразумеете на первых порах. Сами ощутите, как при исполнении христианских добродетелей то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то глава увенчивается тернием, то все тело естества нашего покрывается ранами. Не буду пояснять, как это. Сами знаете или узнаете. И заключу слово искренним вам благожеланием. Благослови вас, Господи, не сшествовать только Ему, но и сораспяться с Ним: ибо иного пути ко спасению нет! Аминь.