Как жанр пасхальные открытки получили свое наибольшее распространение в конце ХIХ века. Старинные пасхальные открытки радуют искренним теплом и добротой, идущими от них, они передают наивные и чистые чувства верующих. Зта безыскусная детская простота и привлекает к ним сердца.
Над пасхальными сюжетами дореволюционных открыток трудились известные и ныне забытые художники. Они издавались по эскизам Л. Бакста, А. Бенуа, И. Билибина, Б. Кустодиева, А. Остроумовой-Лебедевой. Невозможно представить праздничные пасхальные открытки без куличей, пасхи, радостных лиц людей, разноцветных искусно расписанных яиц. Художник Б.В. Зворыкин часто создавал орнаменты, стилизованные под древнерусскую роспись, а затем переносил это на открытки.
Но сколько бы ни выпускалось пасхальных открыток в России, их все равно не хватало. Ведь каждому хотелось подарить своим родным и близким оригинальный рисунок, поэтому пасхальные открытки зачастую привозили из других стран – Германии и Австрии. В Европе довольно часто изображали на пасхальных открытках кроликов.
Век пасхальных открыток был недолгим: появившись в конце 1880-х гг., они бесследно исчезли после того, как Белая гвардия покинула Крым.
В 1920-х гг. за границей печаталось большое количество эмигрантских открыток с художественными репродукциями и очень мало – поздравительных к праздникам. Берлинская издательница О. Дьякова выпустила около 300 открыток, и из них только четыре – пасхальные. В Югославии и Дании выпускались открытки с репродукций картин великой княжны Ольги Александровны «Пасхальный стол». Один из известнейших представителей этого жанра – архимандрит Киприан (Пыжов). Кроме 78 рисунков для открыток, он расписал 14 храмов.Старинные пасхальные открытки – объект собирания многих коллекционеров, а также копирования современными издателями.