Доброе слово несет с собой силу укрепляющую, утешающую, умиротворяющую, привлекая благословение Божие. Злое, черное слово разрушает, угнетает и может убить. Какова природа тех и других слов? Всегда ли следует говорить правду? Как жить со сварливой супругой? На эти и другие вопросы в преддверии Пасхи отвечает протоиерей Валериан Кречетов.
Слово, хранящее Истину
– Батюшка, почему на Пасху читается Евангелие от Иоанна, в котором так возвеличивается Слово?
– В Евангелии прямо сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, что начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1–3). Сын Божий именуется Бог Слово.
Наше естество человеческое также имеет слово, которое рождается внутри, устами произносится, возникает звук, колебание воздушной среды. Но это одно и то же слово – внутри, в устах, в качестве звука. Об этом говорится: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50:17). Так же Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – это одна и та же сущность, но в триединстве.
В начале Великого поста читается Книга Бытия. Напоминается, как был сотворен мир, как произошло отпадение человека от Бога. Предполагается, что отпадение диавола уже было, он и соблазнил, собственно, человека. А дальше излагается история человечества до пришествия Спасителя, говорится о том, что будет второе Его пришествие и общее воскресение – венец существования человечества на Земле.
Радость Пасхи напоминает нам о том, что все мы воскреснем. Но чтобы воскреснуть в жизнь вечную, а не в муки вечные, нужно здесь соответственно приготовиться к этой вечной жизни. Есть такое выражение, что и ад и рай начинаются на Земле. Внутренне. Они, может быть, недолго продлятся, у кого больше, у кого меньше, в одном издыхании последнем, но все-таки они здесь начинаются.
Что касается слова, то Словом Господним создался весь мир: «…той рече, и быша: той повеле, и создашася» (Пс. 148:5). И у человека, сотворенного по образу Божию, должно было быть так, что слово и дело не расходятся. И как показывает история, именно такое состояние, когда сказанное слово исполнялось, свидетельствовало о высоком нравственном уровне человечества. Но чем больше человек удалялся от Бога, тем дальше отстояло дело от слова. Человек обещает, но не исполняет, говорит и не делает то, что говорит.
Но все-таки слово оставалось словом. Слово Божие и есть первообраз всякого слова, Священное Писание всегда было насущно. Именно оно сохраняет и будет сохранять человечество до Второго пришествия, потому что там духовная сущность.
Господь дал слово человеку для того, чтобы люди могли общаться: конечно, между собой и, естественно, прежде всего с Богом. А потом – для того, чтобы сохранить Истину. Сначала Слово передавалось, насколько это было возможно, изустно, и это было Священное Предание. Но, как мыслит человек, очень непросто понять, потому что иногда и сам он не осознает, что в нем происходит. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Мысль приходит. А откуда приходит? Раньше человек слышал слово и понимал, откуда оно: рече Бог Адаму – и тот слышал Его голос, говорил ему диавол – и Адам понимал кто это. Он мог различать. Потом человек потерял эту способность: «…очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат» (Пс. 113:14). Мы говорим детям, а они не слышат.
Для того чтобы не потерять совсем Истину, Господь дал человеку письмо, Писание. Что записано пером, не вырубишь топором. Кстати, есть такие примеры, когда диавол похищает слово сказанное: «…семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8:11–12). Человек вроде слышал, а потом забывает.
Слово имеет силу. Творческая сила – у Бога, но Господь дает благодатную силу и человеку: «…имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему что ни скажет» (Мк. 11:23).
И мы знаем пример пустынника Марка Фраческого, который, беседуя с пришедшим к нему старцем, спросил:
– А есть ли ныне святые, которые, по слову Господа, скажут горе «перейди отсюда туда», и она перейдет?
И гора поехала. «Я, – говорит Марк, – не к тебе обращаюсь, это я с братом беседую». Вот пример силы слова, когда человек управляется Богом и, как говорит апостол Павел: «…уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Настолько он становится богоподобным, что слово сказал – и тут же оно исполняется: «рече, и быша: той повеле, и создашася» (Пс. 148:5).
Удаляясь от этого первозданного состояния, человек говорит и не делает. Говорит и записывает, на эту записку появляется расписка, на расписку еще одна. Печальный пример бюрократии так называемой – свидетельство удаления от Слова Божия, когда почти ничему написанному нельзя верить. И нотариусу не всякому можно верить.
Вопрос слова настолько насущен, высок и важен, что еще в дохристианскую эпоху, в Древнем мире признаком интеллекта были не какие-то достижения, технические, экономические или коммерческие, а владение словом. Через слово, Священное Писание передается опыт – и духовный, и вообще весь опыт человечества, выражаются чувства.
Есть замечательная книжечка «Золотая рыбка» (М. Карлин, 1881), и там крестьянский мальчик Ваня хочет просить у рыбки ума и книжек. «Я, – говорит, – читал бы книжки день и ночь, не ел бы, не пил, познавал – какие есть животные, народы, смотрел бы по картинкам Божий мир». А откуда это узнаешь, если не читать? Для неграмотного все закрыто:
«Надобна наука…
Не учась, вовек
Будешь недоумок,
Темный человек».
Доброе слово и кошке приятно
– Если признаком интеллекта является слово, то что есть признак хорошей семьи? Какое значение слово имеет в семье?
– Ну, во-первых, в славянском языке «семья» – это семь «я». То есть семь раз «я». У меня, например, семеро детей, и все – «я», у каждого свое «я». Мысль рождает слово, по аналогии, говорят, «честь отцов – дети их». Почему раньше, слушаясь, младшие пользовались опытом старших поколений: как ты сам до чего-то дойдешь, если тебя не научат-то?.. А когда научат, когда ты будешь слушаться, тогда можешь и сам в свое время что-то сказать разумное или дельное. Все великие ученые в начале-то учились, постигали то, что было до них.
Современный мир смеется над собой. Есть такая притча, анекдот. Сейчас увлеклись новейшими технологиями: клонируют, создают искусственный интеллект. И вот человек говорит Богу: «Я уже всего достиг, могу тоже все сотворить». Бог отвечает: «Ну, давай, покажи, чего ты достиг. Сотвори». Тот берет землю. «Постой, положи на место, это не твое».
– Порой так хочется, чтобы доброе слово сказали!
– Хочется, чтобы тебе сказали, или ты хочешь сказать?