– Не всегда. Прямо сказано: не обличай безумного, да не возненавидит тебя (ср.: Прит. 9:8). Мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени (ср.: Сир. 20:7). Человеку правду надо говорить тогда, когда он может услышать. А так – ну выложил, показал себя, что дальше?
Апостол Иаков пишет: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2–3). «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5).
Мне отец Иоанн (Крестьянкин) когда-то сказал: «Знаешь, про какую мудрость у апостола Иакова говорится? Это – терпение». Когда, как донести правду? Не сейчас, может быть, не такими словами, может, не в присутствии кого-то или, наоборот, в присутствии кого-то, каким тоном – все это важно. Поэтому здесь нужно просить помощи Божией.
– Если говорить правду нужно не всегда, значит, говорить неправду тоже иногда можно?
– Приходится иногда – во имя какого-то мира. Есть же пример святых отцов, когда один подвижник старался куда-то забраться подальше в пустыню, пришел к старцу, который жил со своим учеником. «Можно, – говорит, – я где-нибудь в этой местности поселюсь?» – «Ну, что ж, Божия земля, селись». И он поселился. А его, видимо, начали разыскивать. Приходят и натыкаются на старца. Того стало раздражать, что все ходят. Он и говорит ученику: «Жили мы спокойно, а теперь тут не поймешь что, иди скажи, чтобы убирался он отсюда». – «Хорошо, благословите». Пошел. Приходит и говорит: «Отче, старец спрашивает, как твое здоровье? Все ли благополучно у тебя?» – «Все хорошо, спаси, Господи, так у вас тут хорошо…» Возвращается ученик, его старец спрашивает: «Ну что он сказал?» – «Сказал, что уйдет». Проходит месяц, тот не уходит. Старец опять послушника посылает: «Скажи, чтобы убирался! Чтобы ноги его здесь не было!» Тот идет: «Отче, как ты? Старец хотел к тебе прийти, навестить, повидаться, но что-то устал». – «Спаси, Господи, вас за молитвы». Приходит назад. «Ну что, сказал?» – «Он собирает вещи уже». А тот никуда не собирается. Через некоторое время старец возмутился. «Ну, – говорит, – хам, поселился здесь, нагло живет, устроил нам базар какой-то! Я выгоню его палкой отсюда!» И сам пошел. Ученик побежал впереди, влетает: «Отче, – говорит, – старец так соскучился, к тебе сам идет». И когда старец ворвался, подвижник упал ему в ноги, стал просить прощения: «Прости меня, я столько живу тут и никогда не приходил к тебе». Тот никак не поймет, что такое. А ученик, конечно, молится, ни жив ни мертв стоит. Они поцеловались, старец удивлен: он ведь говорил – убирайся, а этот такой радостный, прощения просит. Господь отвел ссору по молитвам ученика, расстались они. «Ты что ему говорил?» – спрашивает потом старец у послушника. «Прости, отче, так и так». – «Ну, теперь ты будешь мой старец, я буду твой ученик».
Кто-то сказал: все лжецы говорят неправду, но не всякий, говорящий неправду, есть лжец. Поэтому сказано про царя Ирода: лучше было бы ему солгать, но не выполнить свое преступное обещание, данное Саломее.
Если умрешь прежде, чем умрешь, то не умрешь, когда умрешь
– Отец Валериан, напомните, пожалуйста, еще раз, какие богослужения самые важные перед Пасхой?
– Во-первых, безценная, очень насыщенная Страстная седмица, в этом году она еще и переплетается с Благовещением, это редчайшее явление. Поэтому, кстати, Благовещение, которое приходится на вторник Страстной седмицы, – без рыбы. Накануне, в день праздника, желательно быть в церкви. Естественно, в среду вечером и в четверг утром, когда вспоминается Тайная вечеря. А вечером в четверг – Страсти Господни, читаются Страстные Евангелия. Дальше, естественно, Великий Пяток, вечерня с выносом Плащаницы, утреня с чином погребения. Потом Великая Суббота, когда священство уже переоблачается в светлые одежды, и сам Праздник Пасхи. В общем, желательно всю седмицу посещать храм Божий, а в четверг, пятницу, субботу это прямо необходимо просто. После всего этого Пасха особенно радостно воспринимается – в духовном смысле.
– Батюшка, у меня тетушка 80 лет, у которой после поста поднимается давление, слабенькая она очень. Я ей говорю: «Ты хоть рыбу поешь постом!»
– А зачем?
– Так она белая, как полотно.
– А от рыбы она станет розовая, что ли?
– Она: я и так ослушница, масло ем. Еще на службы ходит.
– Поэтому и ходит. А если б по-другому – не ходила бы.
– А потом лежит по месяцу с давлением после постов. Сил нет.
– А то вообще бы не вставала. Это не мои слова – Амвросия Оптинского. Его одна монахиня спрашивает: «Можно ли мне с маслицем кушать?» А он говорит: «Не хочешь быть здоровой, что ли?»
– А если проблемы с желудком?
– Если что-то с желудком, прекрасное меню – овсяная, пшенная каша, сухарики какие-то. Никаких проблем. Проверено. Если с маслом есть, жареное, будет изжога. Я вот на первой седмице поста четыре дня – до пятницы – ничего не ел, только пил, спокойно совершенно, никаких проблем.
– Я пробовала, у меня сердце стало стучать, голова болит.
– Да у меня тоже стучит. Во-первых, вы меня помоложе, еще не привыкли. Это вначале так. На самом деле, еда – в основном привычка. Я вот приехал, матушка подала борщ, без масла, естественно, пшенную кашу. И мне было тяжеловато. Потому что когда не ешь, а потом начинаешь есть – чувствуешь тяжесть от еды.
– Батюшка, скажите пасхальное слово нашим читателям.
– Какое пасхальное слово? Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!
– Альфа и омега нашей православной веры – это факт воплощения Сына Божия, то есть Рождества Христова, и факт Его Воскресения. Бог сошел на землю, Господь Воскрес, всем нам открыв путь к воскресению. Только нужно стараться жить по-христиански, и тогда – если спогребаемся, то совоскреснем со Христом. Прекрасное изречение я прочитал в одном монастыре на греческом языке: «Если умрешь прежде, чем умрешь, то не умрешь, когда умрешь».
«Смерть! где твое жало?! ад! где твоя победа?!» Земная жизнь кончается исходом из нее, то есть смертью, а после этого для верующей, христианской души начинается жизнь вечная. Это какая ж радость-то! Нечего смущаться. Люди спокойно жили, умирать все равно придется – по воле Божией, потом жизнь вечная, воскресение.
Был такой случай: водитель, который войну прошел, везет начальника. Тот спрашивает: «Ты верующий?» – «Да». – «Но это же миф о Христе!» – «А какой сейчас год?» – «1970-й» – «А от чего?» – «От Рождества Христова». – «Ну вот. А говоришь – миф».
Так же и факт схождения Благодатного Огня в Иерусалиме, на Гробе Господнем – только у православных. И этого уже никак невозможно отрицать. Это – истина Воскресения, и истина православной веры. Свидетельство на весь мир – Воистину Воскресе!
Беседовали: Дмитрий Симонов, Ольга Каменева, Татьяна Куликова.