Мастер-класс от режиссера Владимира Хотиненко.
– Если бы мне лет 10 назад кто-то сказал: «Я снял сцену на телефон», – признается мастер, – я бы подумал: «Какой-то сумасшедший…» А сегодня это возможно. Я даже такие задания своим студентам во ВГИКе даю: снять на мобильный телефон признание в любви! Специфика в том, что придется обойтись без монтажа. И представляете, на полтора часа фильм получился! И снять его может вовсе не обязательно студент-киношник.
Сегодня кино становится по-настоящему массовым. И кстати, в кинопрофессию приходит много самоучек, чего раньше не было. Не только у нас, вообще во всем мире. Я как-то на международном фестивале встретился с южнокорейским режиссером Ким Ки Дуком – он не профессиональный режиссер, и в разговоре со мной он обронил такую фразу, которую я теперь постоянно повторяю своим студентам и всем, кто хочет научиться что-то снимать. Он сказал: «Я всегда был человеком труда».
Сегодня можно уже и без многомиллионных затрат снять фильм, если у вас «дикий ангел застучался в голове» (фраза из фильма «Тема» Глеба Панфилова. – Ред.): тянет выразиться, самовыразиться – пожалуйста! Вдохновение плюс труд. А соцплатформы уже готовы. Вы снимаете на подручные средства – сотовый, камеру, фотоаппарат – и размещаете свое видео на YouТube. А завтра вы можете проснуться знаменитым.
Есть во ВГИКовской мастерской Владимира Ивановича излюбленные задания, которые он предлагает своим ученикам для развития «киношной» зоркости и хватки. Не помешает потренироваться и кинолюбителям.
Первое задание: натюрморт. Попытка составить свой кинонатюрморт вообще является некой самопроверкой: есть ли у меня кинематографическое мышление? Я должен вообразить несколько предметов и расположить их в очень определенной последовательности. Или напротив – они могут быть раскиданы в хаосе. В любом случае за этой картинкой должна уже прочитываться какая-то история. Вот зритель увидел лишь несколько этих предметов, и он уже о чем-то должен догадаться, на что-то настроиться… Двигать камеру, акцентировать что-то наездом и т.д. – запрещено. Картинка должна говорить сама за себя.
Дальше задание усложняется. Как насчет натюрморта-жанра? Что вам больше по душе: фэнтези? романтическая история? детектив? А сможете осилить натюрморт-портрет? Здесь за атрибутикой должен уже ясно просматриваться характер, пол, возраст героя, должно сообщаться нечто важное о нем, должна быть какая-то интрига!
Задание идеально как для режиссеров, так и для сценаристов: учит вниманию к деталям, проработке образов.
Исполнение заданий в усадьбе «Княжичи»
А вот упражнение «три характера» (портрет), в котором нужно за 10–15 секунд на одном и том же элементарном действии показать три разных характера. Допустим, увидеть свое отражение в зеркале или погладить кролика – кто и как это будет делать? Можно ли будет определить, что предшествовало и последует за этим действием? Исполнитель (разумеется, не профессиональный актер) должен быть один и тот же: так на первый план выйдут не его личные особенности, а проработка характера.
Задание подходит и для сценаристов, и для актеров, и для режиссеров. Возможна игра от противного: так поступил герой, а его антагонист – что сделает? А если он уже покаялся? Тот же человек, но внутренне изменился – стал другим и т.д.
Упражнение метаморфоза – из какого-то банального подручного предмета надо создать нечто неузнаваемое. Допустим, шнурки соседа превратить в серпентарий, смятую салфетку – в айсберг, а шариковую ручку – в туннель метрополитена и т.д.
Вот и окажется, что для съемки кино надо совсем немного.
Владимир Хотиненко