Методика кинопритчи в опыте работы со старшеклассниками и молодежью протоиерея Вадима Леонова.
В работе со старшеклассниками и молодежью, с кем возможен уже упор на интеллектуальное осмысление, можно использовать миссионерские кинопритчи-загадки с предложением дать их истолкование.
Так можно работать в группах непосредственно после просмотра или давать ребятам вечер на размышление или несколько дней–неделю (допустим, от урока до урока) – в зависимости от организации педагогического процесса, будет ли занятие проводиться в летнем лагере или в школе, воскресной или общеобразовательной. Задание может быть выполнено как письменно, однако желательно с последующим обсуждением результатов, так и устно.
Такие конкурсы на истолкование можно устраивать и в онлайн-режиме, привлекая молодежь к интерактивному общению в рамках проекта и модерируя ход обсуждения, подводя итоги, возможно, выбирая и призируя лучшее истолкование. Кинопритчи-загадки могут предлагаться самими ребятами (при съемке, конечно, желательны хотя бы консультации у опытного духовника), или для участия в проекте могут приглашаться собственно сами пастыри-миссионеры.
Предлагаем две притчи-загадки от преподавателя Высших Богословских Курсов МПДА и Просветительских курсов Сретенской семинарии протоиерея Вадима Леонова.
Первую притчу автор-пастырь разбирает и комментирует, а вторую уже оставляет на истолкование слушателей-учеников.
Притча о зажженной свече
Отец Вадим Леонов:
– Некоторый человек зажег свечу и поставил ее на подсвечник, чтобы все видели. Один подошел, увидел эту свечу:
– О, замечательно! – обрадовался он.
У него в руках был огарочек, который он приблизил к огню свечи и смог зажечь. Он был очень воодушевлен.
Второй человек подошел – у него не было свечи, даже огарочка. Но он подошел вплотную, протянул руку и смог ощутить тепло свечи. Насладился этим теплом и тоже был утешен.
Третий человек находился далеко. Он увидел свет этой свечи и благодаря ему смог найти дорогу к своему дому.
А четвертый человек не верил, что существует свет, и жил с закрытыми глазами. Так он в своей жизни никогда и не увидел свет этой свечи.
Друзья, поняли ли вы притчу сию? Если вы поняли, я попрошу вас истолковать эту притчу.
Попытка истолкования. Апостолат
Ученик:
– Господь пришел в мир и просветил мир Светом Евангельского учения. Ветхозаветную нравственность очищенных через Слово учеников воспламенил Духом Своим Святым. Так основал Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
В Православной Церкви через апостольское преемство и по сей день сохраняется иерархическое служение, и таинства через рукоположенных законно иереев совершаются Самим Духом Святым.
Чистые сердцем люди и сегодня могут лицезреть за литургией пламя, как это было открыто, например, послушнику Преподобного Сергия Радонежского в момент преложения Святых Даров: языки Огня снисходили в потир.
И так каждый человек, чье сердце умягчено покаянием и добрыми делами, в таинствах церковных соприкасаясь с Духом Святым, и сам начинает духом пламенеть (см.: Рим. 12:11). Такой христианин может совершать уже и свой апостолат.
А кто-то в Церкви просто утешился теплом христианского обращения, но не потрудился сам, в своей собственной душе не пережил: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35).
Оттого и говорят, что рожденные внутри церковной традиции бывают дальше от Царствия Небесного, чем те, кому мало было дано, но кто, узнав о Царствии Небесном последним, может быть, первым в него войдет.
Так, другой человек в этой притче, будучи в стране далече, увидел свет Христова Воскресения – такое часто внезапно случается с кем-то на Пасху – и сумел вернуться к Богу-Отцу, в объятия Отча. Пусть это и была всего лишь ТВ-трансляция схождения Благодатного Огня…
Человек бывает верующим, но может просто об этом не знать. А как только затеплится, пусть и вдалеке, огонек Истины, сердце радуется и сразу дорогу находит. Так можно, все оставив, и монахом стать или и в своем чине, просто крепко осознав, где наш истинный дом, спастись.
Иначе с тем, кто и слышал, и знает о Христе, но отвергает Спасителя. Для такого сокровищем его сердца оказалась тьма. Окопавшись в грехах, эту «землянку-могилу» и полагает за лучший удел. Земное весомее Небес на его сердечных весах. Свет Христов обличает абсурд, но обманувшийся только крепче жмурит глаза…
Христос Воскресе!
Истолкование преподавателя, некоторые замечания по итогам работы
Отец Вадим Леонов:
– Чем замечательны притчи? Они допускают многообразие толкований. Если ваше толкование отличается от того, что сейчас озвучу я или предложил кто-то другой, это не значит, что вы, я или он неправы. Скорее всего правы будете и вы, и те, кто предложил свои истолкования. Тем интереснее сравнивать!
Я поражен разнообразием предложенных вами ответов. Как мы изначально договаривались: все ответы правильны! Очень, кстати, интересно увидеть другого человека сквозь призму толкуемой им притчи. На самом деле и каждому из нас притчи помогают узнать не только нечто внешнее, но и познать самого себя.
Потому что в истолкование притчи мы, сами, может быть, того не осознавая, всегда вкладываем нечто для нас самих самое важное. Мы не берем истолкование откуда-то из небытия, мы черпаем его из опыта своей собственной души и, как на рентгене, просвечиваем образами притчи.
Притча – это зеркало. Мы можем, с одной стороны, познавать себя, а с другой стороны, исходя из ваших истолкований, преподаватель может познавать вас.
Познакомившись с вашими ответами, предложу свое истолкование.
В этой притче некто, кто зажег свечу, – Господь наш Иисус Христос. Свеча – это Церковь с ее благодатью таинств.
Первый человек, кто смог зажечь свечу свою от нее, – это тот, кто воцерковлен, кто участвует в таинствах Церкви. Когда сердце гаснет – а оно у нас гаснет, и достаточно часто, от недостатка любви, от суеты, от наших личных грехов – у воцерковленного христианина есть возможность снова воспламенить свое сердце любовью, добродетелью, благодатью, приблизив его к этой свече-Церкви. Таким образом верующий воцерковленый христианин и становится горящим светильником. «Вы – свет мира» (Мф. 5:14), – сказал Господь.
Второй человек – это тот, кто крещен, но не воцерковлен. Он уже некоторым образом причастен Тела Церкви через Таинство Крещения, но не существует в нем полноценно. Поэтому он ощущает тепло Церкви, на него воздействуют молитвы Церкви и любящих его людей. Но он не преображается под воздействием этого света, не воспламеняется духом сам.
Третий человек – это тот, кто признает Евангелие, кто любит христианство, по крайней мере, принимает нравственные принципы Нового Завета. Ориентируясь на них, он в своей жизни способен сделать правильный выбор. Обрести свой путь, который когда-нибудь, возможно, приведет его в Церковь. Но пока он еще далек от евхаристического общения верующих.
А четвертый человек – это тот, кто не верит в Бога.
Итак, в этой притче описаны разные отношения людей к Богу и Церкви Христовой. Но есть в ней и еще один важный смысл. Здесь образно раскрывается очень сложная тема о границах Церкви.
Часто приходится слышать вопрос: где проходят границы Церкви? В рамках этой притчи становится ясно, что граница определяется возможностью приобщиться пламени – зажечь от свечи-Церкви свою свечу. Как только мы отступаем на более далекое расстояние, мы уже выпадаем из этого благодатного пространства.
Другими словами, граница Церкви проходит по границе Евхаристической Чаши: тот, кто причащается Святых Тела и Крови Христовой, живет полнотой церковных таинств, молитв, добродетельной христианской жизнью, тот и является членом Церкви в полноте.
Все остальные – второй, третий, четвертый – участники этой притчи удалены от Бога в той или иной степени.
Христос в храме Иерусалимском. Икона Великий Новгород
Притча о новой жизни
Молодой человек решил подвизаться. Удалился на дачу. С нового года – начинается новая жизнь! Его очень вдохновили слова Господа: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
Проходит месяца два.
– Господи, почему же ничего не исполняется? – обращается он ко Христу.
Ему является Ангел:
– Выйди на улицу.
Он вышел, оглядывается: февральское солнце, белые деревья в инее – красиво! Но холодно. Весь продрог.
Проходит еще месяц: опять вопрошание ко Господу и вновь является Ангел.
Он опять выходит во двор: мартовское солнце светит ярче, снег стал из белого серым, а в проталинах виднеются окурки и пивные банки – улики прошлой жизни. Ему стало стыдно: он все убрал и выбросил.
Проходит еще какое-то время.
– Господи, я все равно ничего не понял!
Является Ангел:
– Выйди на улицу.
Вышел: весна уже вступает в свои права. Снег полностью растаял, а земля-то вся в мусоре. Он все тщательно вычистил. Вскоре на деревьях появились почки, и на клумбах первые побеги. Это его утешило. Но в душе все равно было какое-то недоумение.
Опять является Ангел:
– Выходи!
Вышел, а деревья уже все в цвету.
– Господи, но это же все независимо от моей молитвы…
В середине июня он как-то сам среди ночи вышел на порожки дома, посмотрел на звездное небо, спустился в сад. Сорвал вишенку, съел ягоду…
– Господи, а вот теперь я понял! – сказал он.
Истолкуйте притчу.
Попытка истолкования. Жизнь в Духе
Ученик:
– Господь сказал слова о радости, которые вдохновили подвижника в притче, на Тайной вечери накануне Крестных Страданий. Этими словами Он утешал учеников, обещая, что не оставит их сиротами, придет Другой Утешитель, а так как Троица Единосущная и Нераздельная, так и Господь Иисус Христос пребывает с учениками в Духе Святом до скончания века.
Новоначальный, прочитав прощальную беседу Спасителя с учениками (Ин. 13:31–38; 14:1–41; 15:1–27; 16:1–33), возжелал Духа Святаго. Первоначально призывающая благодать позволяет ему видеть все достаточно белым, но еще – холодно. Потом начинается покаяние, и надо – работать над собой.
Господь животворит мир, мы только не понимаем этой всеобъемлющей милости Его. Пока не вкусим Таинства Евхаристии – Тела и Крови Христовой. Тогда нам уже не надо говорить притчами – глаза наши открываются: видеть Бога во всем.
Протоиерей Вадим Леонов, преподаватель Высших Богословских Курсов МПДА и Просветительских курсов Сретенской семинарии
При подготовке статьи использованы материалы занятий на Просветительских курсах Сретенской семинарии.