Речи, произнесенные в разные годы святым праведным Иоанном Кронштадтским перед началом учения в гимназии.
Корень учения горек, да плоды его сладки
Богом и с Богом начинаем снова наше учение, прерванное летним отдохновением; Богом – потому что Он есть начало и конец всего: всех существ, ибо все Им и для Него создано. И если всегда начинать будем Богом, с мыслью о Нем, с сердечным обращением к Нему, с искренним прошением Его помощи на предстоящее дело, то, верно, будет и конец дела с Богом непостыдный, благоуспешный, радующий. Вот мысли, вот искреннейшее убеждение, с коим мы приступаем теперь к молитве и начинаем великое дело учения молитвою к Богу разумов.
Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! Не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а дети, ученики наши, – Божия нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите в нем каждый свои построения. Итак, каждый смотри, как строит, – говорит апостол Павел. – Строит ли кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3:12–15).
Да, великое и многотрудное дело – учить детей; потому что при обучении надо вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяния по делам каждого, и вместе преподать им хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время познания светских наук так, чтобы все эти познания, верования и чаяния дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других.
А вы, любезные дети, продолжайте так же трудиться, как трудились доселе, и радуйте нас своим трудолюбием и успехами. Не унывайте от однообразия и трудностей ученической жизни. Корень учения горек, но плоды его сладки, говорит русская пословица. Приятно будет потом самим вам пользоваться полученными познаниями и прилагать их к делу. Не смотрите на то, что вам долго еще учиться. Никакое дело вдруг не делается. Впрочем, время скоро пройдет. Я учился 17 лет, и они прошли, как сон. Но я благодарю Бога, что так долго учился. Я приобрел в школе познания, которые теперь, по благодати Божией, доставляют мне духовный свет, мир и усладу в жизни, которые научили и научают меня любить добродетель и стремиться к ней и избегать всякого греха. Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем сладкие плоды долговременного учения. Учитесь же прилежно и вы, да живите скромно и благонравно, безропотно подчиняясь поставленным над вами наставникам и начальникам. Такова воля Божия. Сами со временем на деле узнаете, что мы полезному вас учили, и, как себе, так и вам желали только добра.
Помолимся все единодушно Господу, готовому внимать нашей усердной молитве. Вот Он – среди нас. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20), – говорит Господь.
Господи! Призри на нас ныне с высоты святыя Твоея и осени нас благодатию Святого Твоего Духа в час сей, и подай всем нам ревность и силу к продолжению учения. Ты – единственный Учитель всех, Господи! Ты – Самосущая Премудрость, умудряющая всех – великих и малых; Ты – Слово Отчее, дающее всем слова разума: Твое слово в устах наших. Итак, Сам поучай чрез нас любезных Тебе отроков сих, чад Твоих, рожденных водою и Духом Святым в святой купели, и просвети их умы и сердца обильным светом Твоей премудрости, да возмогут они со временем с помощью полученных ими знаний быть полезными членами общества земного и, что всего важнее, да возмогут они спасти души свои и сделаться вечными гражданами Царства Небесного.
Примемся с Богом за учение
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть, и был, и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8). Общая, единодушная, искренняя молитва перед началом учения есть верная порука за добрые успехи в делах начальствующих, учащих и учащихся (дружно здесь собравшихся); по непреложному уверению Самого Господа, Первоначала всего и единственного Учителя: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Напротив, кто по высокоумию или нерадению начинает дело без молитвы, тот и при видимых успехах нередко сам же вредит своему делу или, по крайней мере, строит здание на песке: все труды его иногда уничтожаются за один час. И это именно потому, что дело делалось без твердой Основы всего, без Бога: ибо только то дело и твердо, которое делается с Ним, в Нем и для Него, которое имеет началом и концом Его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Да будет же у всех нас началом и концом Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее: все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках. В Боге все мы должны сходиться, как радиусы в центре, от Бога получать единство в направлениях и взглядах, свет, теплоту и силу в занятиях, и при этом прекрасном единстве, с этим светильником, с теплотою и энергиею преподавать разные познания детям, которые готовятся сами стать некогда на наши места или другие, в иных сферах. Много значит единство действования во всех делах и отправление от одного начала, равно как и возвращение к единому началу; напротив, разногласие или несогласие в деле всего более вредит делу. Если один преподаватель говорит то, а другой утверждает противное об одном и том же предмете, тогда в головах учащихся происходит умственный хаос, бесполезное и вредное умничанье, совопросничество, в сердцах разрушается вера во все святое, в самое откровение Божие, в Церковь и в весь строй ее, в нравах является деморализация, и труд самого блестящего образования нередко разбивается вдребезги. Наблюдение и опыт подтверждают эти слова.
Дети! Примемся с Богом за учение. Доселе вы утешали нас своим старанием, успехами, благонравием: надеемся на вас и вперед. С нынешнего года в гимназии будет вам преподаваться еще греческий язык. Знаете дети, какой это язык? Это тот язык, которым говорили Сам Господь наш Иисус Христос и Его апостолы, на котором писали Евангелие и послания свои святые апостолы, на котором писали многие святые отцы, пастыри и учители Церкви, как то: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие; это язык, которым говорили мужи Греции, ораторы и философы. Вот и эти слова Господа, которые я сказал в начале: Я есмь Альфа и Омега, написаны были на греческом языке, и буквы эти, Альфа и Омега, суть первая и последняя буквы греческого алфавита, или азбуки.
Кроме того, вера наша святая православная взята нами, русскими, также из Греции; славянские и русские буквы взяты из греческой азбуки; богослужебные книги переведены на славянский и русский с греческого языка, обороты речи в Священном Писании и богослужебных книгах славянского текста – тоже греческие. Итак, примите с любовью в число изучаемых вами предметов и греческий язык и с усердием займитесь им. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.
Дети! Утешайте нас своим поведением и успехами!
Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Царя Небесного! Преуспевайте в премудрости и возрасте и в любви у Бога и у людей.
Начнем с Божией помощью опять учить и учиться. Утешайте нас своим поведением и успехами. Этим вы доставите нам больше ревности и усердия заниматься с вами.
Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо растут, зеленеют и дают цветы или плоды и вознаграждают их труды; как они удваивают свое усердие в ухаживании за ними! И землю каждогодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно и вовремя, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места напрасно не занимали на стебле растения и не безобразили его собою, да и соков его напрасно не тянули в себя. Зато уж и посмотреть мило на эти растения! Цветочки-то какие, например у олеандра, у розы – у нашей русской и китайской, – глядишь, не наглядишься, и скажешь: дивен Ты, Создатель наш, не только в человеке – в Твоем образе и подобии, – но и в растениях бездушных – и в цветочках древесных. Впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено – как ни хороши. А вот вы наши растения или, лучше, – Божии бесценные; вы – наши цветы. То, что сказано о них, надо приложить к вам. Мы – садовники, вы – растения и цветы, а школа – сад; преподавание – это поливание, перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие листочки – это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные, как сухие ветви, а иногда желтые, как пожелтевшие листья, – от того, что уродуют себя самих леностью или непослушанием и грубостию. С такими что надо делать? Для блага всего сада, всего заведения, их надо обрывать от здравого тела да вон выбрасывать, чтобы не заражали других своим поведением, чтобы весь сад состоял из растений здоровых, доброцветных и доброплодных; чтобы ученики неодобрительного поведения и не безобразили собою всего заведения, и места напрасно не занимали, и не тянули напрасно сок заведения, даром бы не ели и не пили. Достойно и праведно! Если кто не хочет делать, тот и не ешь (2 Сол. 3:10), – говорит апостол Павел.
Дети! Утешайте же нас своим поведением и успехами!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский