Методика постановочной работы с детьми и подростками
У постановочной работы с детьми есть ряд особенностей, которые тем более важно учитывать, когда по их игровым экспериментам скользит кино- или любая другая камера, пусть и встроенная в такой привычный уже предмет обихода, как мобильник.
Работайте над содержанием, а форму доверьте детям
Самое главное, что следует учесть: детям лучше всего работается, когда постановка с ее пусть и минимально-кратким репетиционным процессом осуществляется в режиме этюдов-импровизаций c предоставлением ребятам максимальной свободы действовать и проговаривать смыслы притчи на их собственном словесном, а главное жестовом языке.
Вообще замечено, дети наиболее убедительны там, где мало слов и много конкретного и целенаправленного физического действия, причем придуманного ими самими! Не бойтесь доверять детям. Пусть у них мало жизненного опыта и они чего-то по своей обаятельной наивности не понимают. «Наивное и чудесное – «как будто бы» путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, незаменимый помощник в их игровой деятельности», – отмечают опытные педагоги.
Для ребенка-исполнителя важно, насколько глубоко он чувствует свою роль, а не то, как четко и досконально он ее интеллектуально препарирует.
Раскрепощающий ритм и смысловое настроение музыки
Поддержать детей на съемочной площадке можно ритмом и настроением музыки, что будет лишь способствовать реализации их природной гибкости и подвижности.
Музыку или элементарный ритм, даже если это рисунок-выстукивание какого-то простейшего механизма, например, старинных настенных часов или маминой швейной машинки, необязательно выносить за рамки съемочного процесса, лишь потом накладывая при монтаже. Музыка-ритм могут быть включены даже в само действие.
Одно дело разыграть притчу в нейтральной тишине, а другое – под какую-то известную, допустим военную, мелодию, когда нравственные смыслы притчи окажутся вписаны в контекст, где их реализация равносильна жизни и смерти.
Хоровой герой как средство против комплексов и зазнайства
Закомплексованному, боящемуся сольных ролей ребенку посодействовать можно введением в ткань притчи какого-нибудь хорового соборного героя, когда, например, подросток оказывается не в одиночестве перед камерой, а где-нибудь на лавочке, окруженный компанией сверстников. В какой-то момент солист выделяется из хора и вновь, поддерживаемый репликами-действиями, возвращается в него.
Наиболее убедительно об органичности и пользе хоровой игры для работы с детьми писал основатель Ленинградского ТЮЗа (Театра юного зрителя) Александр Александрович Брянцев. В 1920 г. ему пришлось работать в приемнике для беспризорных детей. Еще до прихода Брянцева на эту работу сотрудники приюта пытались устраивать с детьми что-то вроде капустников, но к этим затеям Александр Александрович, по его собственному признанию, относился скептически, «опасаясь вырождения этой работы в обычную «любительщину», с ее вредными для детей последствиями». Но потом решился-таки на постановку.
Нам важны его рассуждения именно относительно хорового героя: «Я начинал с массовки, с хорового начала, пытаясь воспитать в ребятах любовь и уважение к коллективности. Попутно определял, кто может быть привлечен к работе над индивидуальными образами. Постепенно я выводил их из массовки, на том основании, что им это менее дается. Таким путем я оберегал солистов от зазнайства» (А.А. Брянцев). Какой, кстати, замечательный пример нравственной режиссуры самого процесса игры и работы с детьми.
Избегайте «лилипутских» постановок
Вообще желательно при работе с детьми избегать «лилипутских» постановок. В идеале: дети играют детей. Мальчики – мальчиков, девочки – девочек. То есть по сути – в хорошем смысле играют самих себя. Это отнюдь не исключает самоотдачи и самозабвения в работе над сценарием, постановкой и на съемочной площадке.
Есть в современном западном театре даже такой метод «вербатим», как раз применяемый для работы с подростками и в целом направленный на проникновение в субкультуры. Суть метода в том, что детям (и не только) позволяют быть перед камерой самими собой. Потом их пусть даже сленг фиксируется, и на основе их языкового стиля пишутся краткие сценарии.
При подобной обработке материала в него как раз на содержательном уровне и могут вноситься глубокие притчевые смыслы, но форма и язык будут принципиально оставаться максимально знакомыми и доступными тем же подросткам!
Никаких зубрежек! Особенно с малышами
Сегодня уже большинство педагогов сходится в суждении, что такой, впрочем, распространенный тип постановочной работы с детьми, как зазубривание готового текста, с внешне воспринятыми от руководителей, будь они профи или неспециалисты – не суть важно, жестами и приемами игры – вреден!
Принципиальное правило: чем младше дети, тем больше должно быть импровизации. Еще в 1920-х гг. психологи и педагоги отмечали, что малышу и с психологической, и с эстетической точки зрения вредно работать по закрепленному тексту над созданием закрепленного, отрепетированного действия.
Ведущей психологической деятельностью младшего возраста является игра – ненаправленная, стихийная деятельность. Игра – область эксперимента без сознательного закрепления результата. Искажение этой фазы взросления приводит к искажению всех последующих фаз: нарушает потребности и способности в области обучения и продуктивной деятельности. Органичной и полезной для детсадовского возраста является импровизационная игра.
Дайте им пережить то, что они играют и экранизируют
Ни в коем случае нельзя ориентировать и «натаскивать» детей на внешнее выражение в ущерб внутреннему переживанию того, что они играют и экранизируют. Не надо учить детей внешним выражениям чувства и притчевого смысла, важно дать им возможность пережить это самое чувство и этот смысл в своей душе. Почему бы не спросить каждого: «А каково тебе было бы оказаться на его месте?» и т.д., – тогда внешнее выражение будет найдено ими самими. Это будет ценнейшая находка в их капитал чуткости и отзывчивости.
Категорически запрещается имитировать мимику и жесты, нарочито приноравливая их лишь в качестве иллюстрации к тексту. Самая жуткая фраза, совершенно недопустимая в играх-экранизациях с детьми: «Дети, я читаю, а вы – изображайте!» Подобное – уже повод к объявлению ноты недоверия, импичмента педагогу.
Иначе все может опуститься до «тренинга фальши», чему, собственно, и сопротивляется сам жанр притчи, а уж тем более сверхцель проповеди!
Предостережения взрослым:
– объявите врагом дурновкусие, небрежность, нетребовательность по отношению к себе и к детям;
– исключите неуважение к личности ребенка, проявляющееся и в сюсюканье, и в неумеренных восторгах, и в глубокой уверенности, что ничего по-настоящему интересного ребенок создать не может;
– объявите войну собственному неудовлетворенному тщеславию, не надо ставить «взрослых» целей в ущерб возможностям и интересам детей!
В конце концов, в центре проповеди кинопритчами – Бог, а рядом ребенок.