…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… (Мф. 18:3). Далеки от нас эти простые слова Христа, призывающего всех к подражанию детям. И скорее, виной тому – наша взрослость, в которую обычно так мало вмещается доброты, простоты и искренности.
Всякий раз, когда мы слышим этот призыв Спасителя, перед нами встает образ чистого, не запятнанного злом младенца – «ангельской души». И как часто не домысливаем мы то, что должны воспитать в себе это святое евангельское дитя.
Кто был то блаженное дитя, которое сподобилось быть поставленным Самим Господом посреди апостолов и через которое Господь открыл всем нам путь ко спасению в младенчестве? Возможно, это был святой Игнатий Богоносец (†107 г.), священномученик древней Церкви, епископ Антиохийский. Об этом говорит Церковное Предание. Прозвище «Богоносец» иногда объясняют как ‹носимый Богом›: святой Игнатий был носим в объятиях Самого Спасителя. Но это более позднее предание. Авторитетнейший из отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст (около 347–407 гг.) свидетельствует, что Игнатий не видел Господа во время Его земной жизни. Что же тогда? Сказание о том, что именно святитель Игнатий Антиохийский был тем ребенком, которого Христос, взяв на руки, поставил в пример Своим ученикам, вероятнее всего, благочестивая легенда. Но оно единственно то, что сохранилось в Предании Церкви…
Простодушный, незлобивый ребенок… Ежесекундно в каждом из нас происходит восстание коварнейших сил зла, но несмотря ни на что мы со всей серьезностью и ответственностью должны развивать в себе добрые движения нашего сердца. Мы всегда должны помнить: быть как дети – девиз нашей взрослой христианской жизни. Детскость – евангельский образец жизни и подлинный эталон святости. Вся глубина и все величие наших взрослых чувств должны быть напоены сладким благоуханием детского «я обещаю Тебе, Господи, больше не грешить». В порыве нежного детского чувства мы должны научиться, как младенцы, взывать к нашему Небесному Отцу: «Авва», то есть папа, папочка. Мы должны научиться взывать к Богу всей своей жизнью, и тогда она станет божественным зовом к Евангелию, жительствованием по спасительным заветам Евангелия.
…Если не обратитесь и не будете как дети… В эти святые, произнесенные Спасителем слова должны мы углубить свое размышление. В них свет по-детски чистой, девственно-целомудренной жизни. Евангельская заповедь входа в Царство Небесное. Входа через детскость. Это так просто – учиться у крохотного ребенка простоте, ласке, доброте сердечной, и главное, как он, младенец, словно заново постигать простые понятия – что такое хорошо и что такое плохо. В нем, в этой душечке, в этом маленьком неиспорченном существе, – важнейшее чувство благоговения перед всей окружающей реальностью, перед ближними – то, чего, к сожалению, так часто не хватает в нас. Порой мы не в силах справиться с вырывающейся из нас наружу хлопотливой мятежностью. Наше сердце беспокойно от многих забот. Оно исполнено непомерного надрыва от постоянных вольных переживаний греха. И мирный настрой – вот что нам нужно в эту минуту! Он тот драгоценный бриллиант, который играет в нас переливами гармонии нашего внутреннего бытия, бытия по-евангельски, бытия «во еже бегати суеты мира».
Многие поистине великодушествуют, когда соглашаются с тем, что заповедь Господа о младенчествовании злобою сильна обеспечить углебающему в грехе миру высокую планку добротолюбия. Это последнее весьма так. Но искренне добрые отношения между людьми – неужели это бонус, нечто так не обязательное применительно к человеческому общению? Не в этом ли его соль? И что сделать для того, чтобы от океана холодности и озлобления, что в нашей душе, дохнуло живительным испарением добра? Стать не окраденными добротой младенцами.
Незлобивый ребенок – подлинно формула евангельского человека. Мы склонны думать, что она лишь способна замыкать всех самих в себе и культивировать повсюду одних примитивистов-простецов, но это далеко не так. Не терпят в ней крах ни атрибуты взрослости личности, ни ее разностороннее развитие. Напротив, следуя ей, мы остаемся, а точнее сказать, мы становимся полноценно взрослыми людьми, по-настоящему взрослыми, сообразуясь с понятием возраста нашего внутреннего человека. Но это происходит с нами совершенно необычным образом, когда мы на деле обретаем понимание того, что несет нам Слово Божие – святое Евангелие. Быть смиренными и простосердечными, как дети, не иметь ни зависти, ни алчности, ни желчной гневливости, но стяжать по подобию отроков совершенную чистоту души, свергнув с себя балласт ненужной греховности, – всего этого требует от нас заповеданная нам добродетель детскости.
Внутренний мир ребенка полон величия добра и любви. Ребенок любит весь мир, весь до конца. Любит, не разделяя его на достойное и не достойное любви. В этом – проявление открытости детской души, ее цельность, живое чувствование и переживание добра. Добродетель детскости – добродетель окрыленности духа, гармонии и естественности. В каждом из нас должно непрестанно бодрствовать это великое святое чувство – чувство нравственной неиспорченности, девственной детскости. В каждом из нас должна жить святая, тихая радость детства, благодать детства…
Детство – евангельский эталон жизни. Евангельское детство – тропа смирения и простоты. Евангельское детство – преданное хранение правды Божией среди бурь и треволнений многобедной взрослой жизни. Это школа человеческого счастья, настоящего, вселенского…
Все мы – чада Божии. Святость и непорочность детства – пресветлый, яркий луч солнца в нашей жизни. И как важно, чтобы не померк в нас свет нашего детства, а с ним – и нашего девства.
Детскость преподает нам нравственный урок добродетелей смиренномудрия, простоты и невинности. Задание христианина – иметь скромную жизненную цель: сохранять простоту нрава, будучи вдохновляемым примером святой детской простоты.
…Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Задерживая свой взгляд на этих священных строках, мы в какой-то мере берем на себя труд мысленно ощутить себя непорочными Божиими младенцами, труд всей душой проникнуть в глубину лишенного греховной спеси детского сознания. И мы должны потщиться в этом. Потщиться, елико дано нам. Потщиться для того, чтобы нашу душу не пленил грех и чтобы он не вовлек нас в погибель беззакония. Последуем же шаг за шагом вслед за младенцами. Повитаем в светлых обителях детства. О, если бы сподобиться нам подышать сладостью чистой детской молитвы и навсегда мысленно соделаться неповрежденными, чистыми младенцами!..
Иеромонах Закхей (Вежновец), клирик храма Преподобного Сергия Радонежского в г. Минске