Северным Афоном называют обитель, основанную преподобными Сергием и Германом на Валаамском архипелаге Ладожского озера. «Валаам, где вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, с которой удобен переход в обитель рая», – писал о монашеском острове святитель Игнатий (Брянчанинов). Сегодня здесь возрождаются все виды иноческого бытия: общежительное, в скитах, отшельническое.
Ступенька к небу
Валаам – один из древнейших на Руси центров православия, откуда свет христианской веры, дух строгого русского монашества распространялся по городам и весям. Здесь начинали свой путь многие святые подвижники – преподобные Валаамские чудотворцы Сергий и Герман, апостол юга России Авраамий Ростовский, просветитель Аляски и всего Североамериканского континента Герман Аляскинский, один из основателей Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря Савватий Соловецкий, Александр Свирский, сподобившийся, как праотец Авраам, лицезреть Пресвятую Троицу.
Валаамский архипелаг расположен в северо-западной части Ладожского озера. Главный остров, на котором находится Спасо-Преображенский монастырь, занимает площадь около 30 кв. км. Его окружают свыше 50 гранитных островков, где в тени лесов спрятано драгоценное ожерелье валаамских скитов.
Разбросанные по Ладожскому озеру острова в прямом смысле слова удалены от мира: ближайшие прибрежные населенные пункты отстоят от архипелага на 25 верст. Поздней осенью и ранней весной попасть на острова можно разве что на вертолете – вольную Ладогу штормит.
Навигация судов начинается в начале мая, когда озеро очищается ото льда. В бездонную Никоновскую бухту (ее глубина достигает 40 м) один за другим входят белоснежные круизные теплоходы. Чудная картина открывается взору путешественника: на высоченных скалах лепятся сосны и яблони, корни извиваются по голым камням, червонным золотом горят кресты на новеньких церковках-игрушках…
Приехал на два дня – остался на много лет – обычная история на Валааме. Каждый, ступающий на землю Северного Афона, делает это потому, что его приводит сюда Господь.
И неслучайно 10-летний Алеша Ридигер в 1939 г. стал одним из последних паломников Старого Валаама, «прописавшегося» после революции на территории Финляндии.
«На меня, девяти- и десятилетнего мальчика Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа северного края, духоносные старцы и насельники обители; их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая чуткость – все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь», – напишет спустя много лет Патриарх Алексий II.
А всего через четыре месяца после паломничества Ридигеров начнется эвакуация братии монастыря вглубь Финляндии. 2 и 4 февраля 1940 г. 70 советских самолетов будут бомбить Валаам. Советско-финская война закончится передачей обители СССР и полным ее разорением.
«Глубоко трогательным было наше отплытие с Валаама в конце августа 1939-го, – вспоминал Алексий II. – Ощущалась грядущая катастрофа. Множество насельников пришло проводить корабль. Провожающие и отплывающие пели гимн монастыря «О, дивный остров Валаам…» Все плакали – и те, кто уезжал, и те, кто оставался. Было такое чувство, что это встреча последняя и что не придется больше увидеть Валаам с духоносными, любвеобильными старцами – молитвенниками…»
Однако «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Сегодня восстановленный, благоукрашенный монастырь снова принимает гостей и тех, кто готов всецело посвятить себя Господу. При этом огромную роль при возобновлении обители сыграли хлопоты митрополита Ленинградского и Новгородского, а затем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, того самого мальчика Алеши, за которого молились Валаамские иноки…
Преподобные Сергий и Герман – Валаамские чудотворцы
Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля».
Некоторые связывают наименование острова с библейским прорицателем Валаамом и языческим божеством Ваалом (Велесом). Согласно преданию, в древнейшие времена острова были гигантским языческим жертвенником. Однако апостол Андрей Первозванный, освятив днепровские кручи, где предстояло подняться Киеву, двинулся на Север. Просветитель скифов и славян прибыл в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама. Здесь он разрушил языческое капище и воздвиг каменный крест. По преданию, на этом месте сейчас находится Воскресенский скит монастыря.
Основатели обители на Валааме – преподобные Сергий и Герман, греческие священноиноки – пришли во владения Великого Новгорода в X в. вместе с первыми православными миссионерами.
В службе святым Сергию и Герману говорится, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды – предел естества превосходящие». Однако исторические сведения о преподобных скудны. Не раз обитель опустошалась шведами (в XI в., затем в 1581 и 1611 гг.), многие документы были утрачены, среди них – и жизнеописание святых Сергия и Германа Валаамских.
Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 11631164 гг. «В лето 1163… обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…» В 1182 г. мощи вернулись обратно на Валаам.
Тогда же состоялось местное прославление основателей монастыря, положено начало их церковному почитанию в пределах Новгородской епархии (общероссийская канонизация произошла в 1819 г., при этом Синод определил дни памяти святых – 28 июня / 11июля и 11 сентября / 24 сентября).
Летописи свидетельствуют о том, как во время набегов шведы без жалости расправлялись с Валаамскими насельниками. Монахи же, следуя заповеди «не убий», ни разу не взялись за оружие. Ныне на братском кладбище под сенью развесистых кленов экскурсоводы рассказывают трогательную историю обращения в православие шведского короля Магнуса II Смека.
В 1371 г., через несколько лет после заключения Дерптского мира, его корабль был выброшен на берег острова. Буря в щепки разметала судно, на котором Магнус со своими воинами решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. Однако сам король был спасен монахами. Потрясенный святостью места, ласковым обращением черноризцев, Магнус решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на рясу инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался…
Труды, угодные Богу
Дабы не допустить поругания мощей преподобных Сергия и Германа шведскими завоевателями, иноки высекли в скале глубокую нишу, над которой впоследствии был возведен Спасо-Преображенский собор. Его строительство началось в 1717 г. Однако сооружения петровской эпохи до нашего времени не сохранились – все они погибли от пожаров и бурь. Нынешний собор с нежно-лазоревыми главами и 70-метровой четырехъярусной свечой-колокольней в центре каре был возведен по проекту архитектора А.Н. Силина в 1889 г. Храм двухэтажный: верхний посвящен Преображению Господнему, нижняя церковь – двухпрестольная – освящена в честь Сергия и Германа Валаамских и св. пророка Илии.
Еще раньше, при игумене Дамаскине (Кононове, 1839–1881) на Валааме появляются скиты, обихоженные поля, сенокосные угодья, огороды и сады. Работают заводы (в т.ч. смоляной, кожевенный и кирпичный), кустарные, ремесленные мастерские. Иноки строят, пишут иконы, обжигают кирпич, разбивают огороды и сады, где выращивают яблоки, груши, вишни, виноград, даже арбузы. Некоторые фруктовые деревья, возраст которых составляет более 150 лет, плодоносят до сих пор – яблоки можно отведать в открытом кафе в монастырском саду.
Соприкоснуться с чудом монашеской республики стремятся художники, композиторы, писатели. Школой живописи Валаам становится для Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Николая Рериха, Исаака Бродского. Чудный остров вдохновляет Петра Чайковского, Александра Глазунова, Милия Балакирева, Николая Римского-Корсакова. Сюда приезжают Дмитрий Менделеев, Исаак Левитан, Алексей Толстой, Мариэтта Шагинян, Федор Тютчев, Александр Дюма. О Валааме пишут Николай Лесков, Василий Немирович-Данченко (брат Владимира Немировича-Данченко, основателя и режиссера МХАТ), Иван Шмелев, Борис Зайцев.
После Октябрьского переворота 1917 г. Валаам оказывается на территории Финляндии и для многих становится олицетворением старой России. Однако в результате советско-финской войны 1939–1940 гг. остров возвращается СССР. Иноки покидают обитель вместе со святынями, а в Финляндии открывается Ново-Валаамский монастырь. Была вывезена и старинная кованая серебряная с позолотой рака, установленная над мощами преподобных при императоре Александре I (ныне она находится в Музее Православной Церкви в городе Куопио).
В последующие 50 лет на Валааме был совхоз, дом инвалидов, школа-интернат, турбаза. Урон, нанесенный за эти годы монастырю, неописуем. Но, как и Россия, Валаамский монастырь восстает из пепла и руин, возвращается к нормальной жизни.
13 декабря 1989 г., в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, на Валаам прибывают первые монахи. А в июне 1996 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает выполненную столичными мастерами бронзовую раку над мощами преподобных и новый иконостас в Спасо-Преображенском соборе.
Ныне над гробницей Валаамских чудотворцев Сергия и Германа размещен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими», некогда находившийся в центре иконостаса верхнего храма. На этой чудом сохранившейся иконе изображены святые основатели монастыря, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель.
Икона эта чудотворная. В своем «Рапорте о мироточении иконы преподобных Сергия и Германа» от 15 июля 1999 г. наместник обители архимандрит Панкратий писал Патриарху: «11 июля 1999 г. в день празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, после совместной молитвы с Вашим Святейшеством, вечером икона над ракой преподобных начала мироточить. Сначала миро в виде небольших капель проявилось на мантиях преподбных Сергия и Германа, а спустя некоторое время тонкими струйками стекало в низ иконы». И далее: «Мироточение продолжалось во время молебна и в течение нескольких дней».
Чудо было воспринято монашествующими как знак того, что их труды угодны Богу и что небесные покровители преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, «не оставляют обитель в своих молитвах».
«И вот, живые нити протянулись от «ныне» к прошлому, и это прошлое мне светит. В этом свете – тот Валаам, далекий», – так написал о Старом Валааме в 1935 г. Иван Шмелев, находясь в эмиграции в Париже.
Наш сумеречный мир, как и много лет назад, снова освещают маяки монастырей, среди которых – древняя Валаамская обитель.