Игумен земли Русской неустанно нес на себе те подвиги, к которым призваны и мы с вами: подвиг очищения сердца, подвиг покаяния, подвиг стяжания Духа Святаго. Великий святой передал христианское воспитание и своим духовным чадам.
Некоторые ревнители благочестия, считают, что детей нужно воспитывать «один в один», как это было во времена Преподобного. Стараются строить семейные отношения по средневековым порядкам. Прочитав житие Святого, зачастую видят только внешнее, например, как в детстве Варфоломей вкушал хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи, в храме стоял не шелохнувшись, как свеча, и тому подобное. После этого родители пытаются заставлять своих чад поступать так же, но не получая желаемого, начинают давить на детей, «тыкая носом» в житие Преподобного. Нам недавно пришлось слышать рассказ одних людей, родственники которых Великим постом будили своего ребенка в три часа ночи на молитву. Когда у мальчика спросили, любит ли он Церковь, он ответил: «Я ее ненавижу». Представляете, какая трагедия? Намного ли продвинулась такая православная педагогика со времен Домостроя?*
Ошибка заключается в том, что, во-первых, житие святого – это письменный идеал, который некоторым образом может отличаться от биографии. Нетрудно предположить, что отрок Варфоломей наверняка так же, как и другие дети, играл со сверстниками, поэтому не надо желать видеть наших детей маленькими сосредоточенными старичками, не стоит отнимать у них детскую радость – они и так сейчас слишком рано взрослеют. Во-вторых, как говорили наши благочестивые предки « благодать не насилует», то есть насильно в юных христиан благочестие не вбить. Его нужно прививать собственным примером, горячей молитвой, любовью, терпением, теплом и заботой.
Некоторые родители, наоборот, впадают в другую крайность и считают воспитание времен Преподобного Сергия слишком архаичным, отметают его в целом как нечто устаревшее, не способное дать ничего нового для современной молодежи.
Обе рассмотренные категории людей находятся в страшном заблуждении. Суть в том, что Православие – это религия человека во все времена. Поэтому не стоит копировать стиль жизни средневековых людей, но и не стоит совсем отметать как «прошлый век» то прекрасное, что оставлено нашими предками. Почему бы нам с вами не остаться современными людьми, живя во Христе? Ведь Евангельские истины, открытые нам Господом, в XXI в. столь же актуальны, как и в I и в XIV вв., потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Преподобный своей святой жизнью в очередной раз подтвердил возможность стремления к евангельскому идеалу. Поэтому воспитание в духе Преподобного Сергия – это взращивание в наших чадах (да и в самих себе) плодов духовной жизни, плодов духа.
Апостол Павел пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). Давайте же вместе рассмотрим лишь некоторые из этих плодов, хотя все они в полной мере присущи Преподобному Сергию.
Начнем же с конца: воздержание. Как нам самим его не хватает, не говоря уже о подрастающем поколении! Навязчивая реклама вещает нам: «Бери от жизни все!» Увлекаясь ее мутным потоком и пренебрегая воспитанием в духе воздержания, мы становимся достойными сынами эгоистичного общества потребления. А если и воздерживаемся, то ждем от этого какой-то выгоды (например, похудения). Преподобный Сергий, удивляя родителей скудостью своей трапезы, не стремился к тщеславию и делал это отнюдь не по принуждению. Стремясь сердцем в горние обители, он добровольным воздержанием отсекал от себя якори, тянущие его боголюбивое сердце к низменным страстям. Сопрягаясь в молитве с Господом, становился единым духом с Ним. Если наше воздержание будет разумным, тогда, «отрешая нас от мирских привязанностей, – говорит протоиерей Артемий Владимиров,** – оно даст познать нам подлинное небесное сокровище, которое есть Господь Иисус Христос и молитва к Нему».
Кротость – вот второй духовный плод, который мы должны взрастить в наших детях и воспитанниках, опираясь на опыт Преподобного Сергия. Мы с вами живем в мире, который в своей круговерти не дает нам успокоиться. Не уступай, не то тебя затопчут! – вещают нам современные «успешные» люди. Вспомним пример радонежского игумена, когда братия монастыря стала проявлять недовольство, усматривая погрешности в деятельности святого подвижника. Преподобный Сергий как может увещевает братию и, наконец, принимает мудрое решение оставить монастырь, видя, что стал им в тягость. Вверив братию милости Божией, он уходит в Киржач и основывает там иную тихую обитель. Братия же, осознав, какого игумена она потеряла, восплакала и выслала посольство, чтобы возвратить смиренного Сергия. И тот пришел, ибо носил в сердце духовный плод кротости, снисхождения, мудрого понимания человеческой немощи, умения пребывать в мирном духе тогда, когда все вокруг тревожатся, мятутся и смущаются. Кротость в наше время – очень редкий дар. Кроткий молодой человек или девушка, крепко стоящие в вере, – это не слабые безвольные личности, но исполины, способные, с помощью Божией, утихомирить бурю страстей, кипящих вокруг нас с небывалой силой.
Преподобный Сергий, трудясь, не покладая рук, стяжал и совокупность всех совершенств (см. Кол. 3:14) – дар любви. «Стяжавший евангельскую любовь, он облекается во Христа, достигает Небесного Царства, еще пребывая в этом бренном теле», – пишет протоиерей Артемий Владимиров. Пылая огнем любви, Преподобный молится поименно за каждого русского воина, проливающего кровь на Куликовом поле, отдаленном от него на многие десятки верст. Осеняя крестом каждого из павших ратников, он просит у Господа оставления грехов их и водворения их со святыми.
Наше воспитание длится всю жизнь. И мы, воспитывая своих близких и сами себя, по крупице собираем дар евангельской любви, молясь за наших усопших сродников – православных христиан. Через это поминовение евангельская любовь целительным бальзамом сходит на наши души, и мы внимаем словам Преподобного Сергия, сказанным перед кончиной: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Еще один духовный плод Преподобного – плод радости. Не зря в акафистах Русской Православной Церкви звучит слово «Радуйся»! Это потому, что, Православие – не религия человека с вечно скорбным и постным лицом. Это религия христианина, радующегося о Воскресшем Господе. Несомненно то, что Преподобный Сергий был человеком радостным, потому что радость свидетельствует о прикосновении к нашему сердцу благодати Святаго Духа. Радость Святого заключалась среди прочего и в ежедневном служении Божественной Литургии, особенно же возросла она, когда благодатно узрел он небесный Огонь, который, свившись, вошел внутрь святого потира. Дай Бог и нам хотя бы отчасти причащаться этой радости через принятие Животворящих Тела и Крови Христовой.
Еще же большую (и неизъяснимую для нас) радость испытал великий угодник Божий во время посещения его убогой кельи Царицей Небесной. Если мы с вами, а также наши дети будем преисполняться духом радости Преподобного Сергия, это не будет радость от получения каких-то земных благ, это не будет радость от обладания приятными вещами. Это будет радость неземная, небесная. Радость жизни в духе Христовом.
Воспитание в духе Преподобного Игумена земли Русской для современного человека и во все времена актуально тем, что этот великий угодник Божий своей святой жизнью показал нам путь исполнения полноты духовных плодов. «Дай Бог и нам хотя бы отчасти через покаяние и молитву стяжать плоды воздержания, кротости, долготерпения, мира, благости, – пишет протоиерей Артемий Владимиров, – и по принятии Святых Даров в своем сердце ощутить, восчувствовать радость о Христе Спасителе, которую носил в совершенной мере в душе своей Преподобный Сергий Радонежский».
Священник Алексей Занозин
* «Казни сына своего от юности и покоится тя на старость твою, и даст красоту души твоей. И не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет…» – Домострой, гл. XVIII. ** Цит. по кн.: Владимиров А., прот. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…: – М., 2003.