Читаем житие Преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Сергий всегда радовался телесным тяготам и носил бедную одежду. Однажды в монастыре не было хорошего сукна, оставался всего один кусок, и тот был так плох и гнил, что монахи отказывались брать его. Тогда батюшка Сергий взял его себе, сам себе сшил из него одежду и носил ее до тех пор, пока она не развалилась.
На Маковец как-то издалека пришел крестьянин, который много слышал о Преподобном Сергии и хотел видеть его. Пришел в обитель, стал расспрашивать. Ему указали на Преподобного, который в это время копал землю на огороде. Крестьянин обиделся, подумал: его обманули. Стал снова расспрашивать, и снова – тот же результат. Крестьянин стал роптать: «Так далеко шел, и что?..» Тогда Преподобный Сергий, провидя его мысли, поставил перед ним трапезу и стал радушно угощать его. «Не скорби, друг, – утешал он его, – ты вскоре увидишь того, кого хотел видеть».
Тут к Преподобному пришел князь в окружении свиты и еще издали земно поклонился Преподобному, испрашивая благословения. Крестьянин потом просил прощения у святого, а Сергий ему ответил: «Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!»
«Из сего ясно видно, – пишет составитель жития, – сколь великим смирением отличался Преподобный Сергий: земледельца, который пренебрег им, он возлюбил сильнее, чем князя, оказавшего ему почесть». Вскоре, кстати, поселянин опять пришел в обитель и принял здесь пострижение: так сильно тронуло его смирение великого подвижника.
Уже будучи всеми почитаемым старцем, Преподобныйоставался все тем же смиренным иноком: людская слава не прельщала его. Все так же продолжал он трудиться, всем служил, со всеми и всем делился.
И сегодня эта широта души, любовь и страннолюбие отличает лаврских монахов. Можно вообще говорить об оcобой породе лаврских монахов, воспитанных аввой Сергием в исключительной отеческой любви. Празднуемый в этом году юбилей – 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия – это лишь напоминание всей земле Русской о той милости, в которой монахи Лавры пребывают постоянно и которая открыта для всех, чтущих Преподобного Сергия.
Как-то раз во времена основания обители случилось у братии оскудение в пище, два дня они переносили голод, а на третий один из них, сильно изголодавшись, стал роптать на святого:
– Доколе ты будешь запрещать нам выходить из монастыря и просить того, что для нас необходимо? Еще одну ночь мы перетерпим, а утром уйдем отсюда, чтобы нам не умереть с голода.
Святой утешал братию, напоминал им подвиги святых отцов, указывал, как ради Христа они терпели голод, жажду, испытывали много лишений; привел он им слова Христовы: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их»(Мф. 6:26).
– Если же Он питает птиц, – говорил святой, – то неужели не может подать пищу нам? Теперь время терпения, мы же ропщем. Если мы перенесем кратковременное испытание с благодарностью, то сие самое искушение послужит нам на большую пользу; ведь и золото не бывает без огня чисто.
При этом он пророчески произнес:
– Теперь у нас на короткое время случилось оскудение, но утром будет изобилие.
И предсказание святого сбылось: на следующий день утром от одного неизвестного человека было прислано в монастырь множество свежеиспеченных хлебов, рыбы и других недавно приготовленных яств. Доставившие все сие говорили:
– Вот это христолюбец прислал авве Сергию и братии, живущей с ним.
Пустынники, увидя обилие привезенных яств, поняли, что Господь посетил их Своею милостью. Преподобный Игумен, воспользовавшись сим случаем для наставления иноков, сказал, поучая их:
– Братия, смотрите и удивляйтесь, какое воздаяние посылает Бог за терпение: «Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [не забудет убогих своих до конца]» (Пс. 9:33). Он никогда не оставит сего святого места и живущих на нем Своих рабов, служащих Ему день и ночь.
И до сих пор лаврская братия не испытывает ни в чем нужды. Главная потребность человека – в служении Богу и ближнему. А для этого надо сердце свое очистить, чтобы в нем пребывала Благодать Божия.
Тихость, кротость, молчаливость, негневливость, простота – вот те качества, которые отличают человека, очистившего сердце и посвятившего его в обитель Духа Святаго. Авва Сергий одинаково любил всех людей любовью Христовой, никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался. Если кто-то предъявлял ему претензии, он не вступал ни в какие споры и разбирательства, просто тихо уходил… Люди сами искали его как источник утешения и до сих пор ищут – приезжают к нему со всех концов мира.
Всякий находит у него добрый совет, всякий возвращается от него мирным и успокоенным, у всякого на душе становится светлее: так действовали при земной жизни кроткие и благодатные слова, коими Преподобный Сергий встречал всех приходивших к нему за советом или за благочестивым наставлением, так действуют и сейчас его молитвы, благодать, исходящая от его мощей.
А вот со своими иноками Преподобный Сергий мог быть душеспасительно строг. Он запрещал им после повечерия выходить из своих келий или вступать в беседу друг с другом. Поздно вечером неутомимый и ревностный Игумен после келейной молитвы совершал обход келий и через оконце смотрел, кто чем занят. Если он заставал инока или творящим молитву, или занимающимся рукоделием, или читающим душеспасительные книги, то с радостью воссылал о нем Богу молитвы. Если же он слышал недозволенную беседу или заставал кого-либо за суетным занятием, то, постучав в дверь или окно, отходил далее. На следующий день он призывал к себе провинившегося и вступал с ним в беседу. Послушный инок сознавался, просил прощения, и Сергий с отеческою любовью прощал его, на непокоряющегося налагал епитимию. Так Преподобный Сергий, заботясь о вверенном ему стаде, умел соединять кротость со строгостью.
Источник этого соединения кротости со строгостью – вера в Бога и безкомпромиссная верность Ему.
По любви к Господу и вере в Его Промысл блаженный авва сам с радостью терпел все посылавшиеся ему испытания, за все благодарил Бога, не огорчался и не унывал в трудностях, ибо он приобрел богомудрую твердость, которой мог отразить все огненные стрелы врага и победить всяческую богопротивную гордыню. Преподобного Сергия дьявол пытался смутить многими различными видениями, чтобы он оставил место своих подвигов – великую ныне Лавру. Но и целые полчища бесов не могли повергнуть в ужас этого твердого душой и храброго подвижника.
После различных наваждений и грозных видений Преподобный Сергий еще смелее вооружался и ополчался на бесов, храбро встречал их, уповая на Божию помощь, и, оберегаемый Божией Благодатью, остался невредим. Порой приключались козни и страхования от демонов, а иногда нападения диких зверей, которые, как было сказано, в изобилии тогда водились в пустыне. Но со временем в восстановившем в себе образ и подобие Божии подвижнике владыку признали даже хищники – у него появился ручной медведь.
Против страхований пустыни Сергий вооружался молитвой, как описано в Лествице: «В тех местах, где ты боишься, не ленись проходить с молитвой, вооружись ею и, простерши руки, именем Иисуса поражай врагов. Если начнешь молиться немедленно, тогда помолится вместе с тобой пришедший тебе на помощь благой Ангел Хранитель». Имея веру и крепкую молитву, Преподобный мог не бояться не то что временных – как все в этом мире – скорбей, но и демонских нападений, ибо написано: «…праведник смел, как лев»(Пр. 28:1), – и на все дерзает ради веры, не искушая Бога, но надеясь на Него: «…надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется вовек»(Пс. 124:1).
Прежде чем обратиться к Преподобному у его раки, хорошенько подумайте, о чем просить. Не умаляйте его Преподобия суетными эгоистичными прошениями. И будьте осторожными и ответственными в словах, произносимых в присутствии Игумена земли Русской, – здесь, в Троицком соборе, на месте явления Пресвятой Богородицы, чаяния и надежды имеют свойство душеспасительно сбываться.
В России до сих пор ничего серьезного не делается без благословения Преподобного. В Лавру приезжают и президенты, и премьер-министры, и главы и руководители всех уровней. Маргарет Тэтчер из аэропорта Внуково ехала сначала к раке Преподобного Сергия, ставила свечу, молилась, а потом уже ехала в Кремль на переговоры. Когда у нее спросили: «Зачем?» Она ответила: «Надо сначала договориться с настоящим Хозяином земли Русской, а потом уже обсуждать частности с временными». Хотя она и протестантка, но понимала, что Преподобный Сергий определяет все, что происходит в нашем Отечестве. Даже иностранцы уверены: Лавра – это сердце России. Китайцы, японцы, пусть они и приезжают сюда как туристы, понимают, что здесь тайна России, благословение всех ее дел.
Любовь проявляется во всех делах Преподобного, это вершина всех его добродетелей. Здесь можно вспомнить и послушание его родителям, когда он остался на несколько лет в миру, хотя душа его жаждала подвига пустынножительства. Но по любви к отцу и матери он остался ухаживать за ними. Они не отпустили его в монастырь, а сами приняли монашество! И теперь это целая семья преподобных! Это и его отеческая любовь в обращении с братией и с теми, кто приходил к нему за советом. И то, что он не оставил игуменства ради пользы братии, хотя душа его желала безмолвия. И все чудеса и помощь святого каждому, обращающемуся к нему в молитве, и всей нашей стране – на протяжении веков и в наши дни.
Еще совсем недавно, когда лаврская семинария была более закрытой, у семинаристов к концу обучения была проблема: найти невесту, так как рукополагают тех, у кого есть спутница жизни. А семинаристы практически ни с кем не общались. Лаврский старец отец Кирилл (Павлов) благословлял на такой шаг: семинарист шел к раке Преподобного и три молебна с Акафистом подряд стоял и молился батюшке Сергию, а после третьего выходил из храма и первая девушка, которая ему попадалась, получала предложение выйти за него замуж. Говорят, не было ни одного развода, и все эти семьи счастливы.
Вся жизнь Преподобного – это служение Богу и людям, и нет никого, кто был бы отвергнут им из тех, кто обращается к Игумену земли Русской от чистого сердца. От преизбытка любвеобильного сердца авва Сергий отвечает всем. Господу Богу угодно вести людей ко спасению от сердца к сердцу.
Игумен Киприан (Ященко)